СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Памятник».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Памятник».»

Урок № 7

Тема: Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Памятник».

Цели

  • Выявление темы индивидуальной поэтической славы в стихотворении Г.Р. Державина, значения традиционности и традиции для искусства и особой их важности для нормативного искусства классицизма.

  • Формирование навыка выразительного чтения наизусть, лексической работы, исследовательской работы с текстом.

  • Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова дерзать.


Ход урока

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Г. Р. Державин. Признание

I. Организационный момент

1. Проверка домашнего задания.

Построение диалога по материалам статьи учебника «Из литературы XVIII века».

  • Почему ХVIII век является переломным для отечественной литературы и для культуры в целом?

  • В каких условиях развивалась русская литература XVIII столетия?

  • Какое новое литературное направление явилось предвестником решительного взлёта всего русского искусства?

  • Назовите имена русских писателей этого периода, творчество которых явилось первым шагом на пути к золотому веку отечественной культуры.


II. Постановка целей.

  • Прочитайте тему, сформулируйте цель

С сегодняшнего занятия мы начинаем рассматривать литературу 18 века. Это новый этап в развитии литературы, который носит название классицизм.

Классицизм – это направление в литературе 18 века, для которого характерно соблюдение норм и правил.

Одним из представителей этого направления является Г.Р. Державин.



III. Актуализация полученных знаний.

  • Какое произведение Г.Р. Державина вы изучали в 7 классе?

  • Какова его художественная идея?

  • Какие факты биографии Г.Р. Державина вам известны?


1.Сообщение учащегося о Г.Р. Державине

2. Обращение к иллюстрации учебника. Г.Р. Державин. Художник В.Л. Боровиковский. 1794—1795 гг.

3. Обращение к домашнему заданию. Ответы на вопросы учебника 1—4.

IV. Знакомство с новым материалом

  1. Работа над темой.

Заполнение таблицы по ходу урока (рабочая тетрадь вопрос 4)

Стихотворения «Я знак бессмертия себе воздвигнул» М.В.Ломоносова и «Памятник» Г.Р. Державина


М.В.Ломоносов

Г.Р. Державин

Стихотворный размер

Пятистопный ямб

Шестистопный ямб

Реалии источника (понятия античности, географические названия)

Античные реалии: «Я знак бессмертия себе воздвигнул // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность»

Перечисление российских гидронимов: «Слух прoйдет обо мне от Белых вод до Чёрных, // Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал»

Авторская позиция

Личность автора перевода условна

Личность поэта перестаёт быть условной

Тема

Роль творчества, поэзии в жизни людей. Первый русский «Памятник» является переводом оды Горация

Тема индивидуальной поэтической славы. Автор выбирает заданную тему и создаёт на неё оригинальную вариацию. Державин оказывается создателем русской автобиографической поэзии



2.Слово учителя



Державина издавна любили сравнивать с древнеримским поэтом Горацием. В стихотворении «Городок (К ***)», обращённом, вероятно, к Н.И. Трубецкому (1797—1874), Пушкин писал: Питомцы юных граций, С Державиным потом Чувствительный Гораций Является вдвоём.



3.Сообщение учащегося о Горации. (рабочая тетрадь задание 1)



Державин читал Горация уже в 1770-е годы в немецких переводах. Существует не менее пятнадцати его переложений и переводов из Горация. Первый перевод на русский язык оды Горация «К Мельпомене» был сделан Ломоносовым, который по возможности точно перевёл оду пятистопным ямбом, без рифм. По-видимому, он понимал её значение как некоего итога творчества не только Горация, но и его самого.



4. Выразительное чтение перевода М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» (1747).

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,

 Где Давнус  царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски 
И перьвому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.


    • Определите тему и главную мысль стихотворения.

5. Лексическая работа (рабочая тетрадь задание 3)

Авфид, Давнус, стихи эольски, алцейской лирой, Альцей (Алкей), дельфийским лавром, Муза.

    • Назовите слова, придающие торжественное звучание произведению. (Слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство, праведной, внесть, велику часть мою, взгордися, увенчай и др.)

    • Определите размер стихотворения. (Пятистопный ямб.)

    • Какие античные реалии сохранены в произведении М.В. Ломоносова? («Я знак бессмертия себе воздвигнул // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность»).

    • Как обозначена позиция автора перевода?


6. Слово учителя

В 1795 году было опубликовано стихотворение Державина «К Музе. Подражание Горацию». Его начало имеет признаки перевода, но затем появляются отступления от латинского оригинала, и стихотворение перестаёт быть подражанием.

7.Выразительное чтение стихотворения «Памятник» Г.Р. Державина.

  • Созвучны ли темы произведений Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова? (рабочая тетрадь задание 5) (Первые строки стихотворения Г.Р. Державина довольно точно передают соответствующие строки Горация и близки стихам Ломоносова. Тематическая близость очевидна. )

  • Определите размер стихотворения. (Шестистопный ямб.)


8. Выразительное чтение первой строфы.

Гораций видел залог своего бессмертия в мощи Рима: «Я буду возрастать повсюду славой, // Пока великий Рим владеет светом».

  • В чём для Державина залог бессмертия?

  • Какова сила поэзии? (Сила поэзии для Державина могущественнее даже законов природы, которым он единственно готов быть подчинён.)

  • Почему памятник назван «чудесным», «вечным»? (Памятник чудесен превосходством над природой («металлов твёрже», неподвластен вихрям, громам, времени) и над славой «земных богов» — царей. Памятник поэта «выше пирамид».)


9.Выразительное чтение второй строфы.

  • Найдите во второй строфе слова, созвучные слову славяне.

  • В чём видит Державин прочность своей славы? (В уважении к Отечеству, обыгрывая общность корня в словах слава и славяне. )

10. Выразительное чтение третьей строфы.

  • Каков смысл перечисления российских географических названий в третьей строфе? (Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал. Реки, перечисленные в «Памятнике» Державина, находятся на большом расстоянии друг от друга. Их удалённость друг от друга задаёт масштаб будущей славы поэта, соответствующий масштабности изображения мира в оде XVIII века.)

11. Слово учителя

Державин не знал латинского языка и пользовался немецкими переводами, а также советами друзей. К тому же был перевод Ломоносова. Но, вероятно приняв описание места рождения Горация за перечисление мест будущей славы, Державин тем самым становится основателем новой традиции в русской поэзии. В дальнейшем все подражания будут написаны с упоминанием мест будущей славы. Нельзя также забывать, что XVIII век — век географических открытий; экспедиции Академии наук вслед за испанцами и португальцами занимаются исследованием земного шара.

Первые два стиха третьей строфы «Памятника» Державина объясняются как частной ошибкой, так и духом эпохи. Начиная с Державина, поэты стали говорить о своей славе не локальной, но всеобъемлющей.

12.Лексическая работа: (рабочая тетрадь задание 6)

забавный,

дерзать.


13.Слово учителя

Программным стихотворением Державина была «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге». Под именем Фелицы Державин изобразил Екатерину II. Поэт использует имя Фелицы, упомянутое в сочинённой императрицей для своего внука Александра «Сказке о царевиче Хлоре», которая была напечатана в 1781 году. Содержание сказки дидактично. Киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способности, хан даёт царевичу задание найти розу без шипов (символ добродетели). Благодаря помощи ханской дочери Фелицы (от лат. felicitos — счастье) и её сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы. Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки.

14.Обращение к иллюстрации в учебнике. Императрица Екатерина II — законодательница. Скульптор Ф.И. Шубин. Конец XVIII века.

«Фелица» — наглядный пример нарушения классицистической нормативности, прежде всего в сочетании оды с сатирой: образу просвещённого монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы; полушутя-полусерьёзно говорится о заслугах Фелицы; весело смеётся автор над самим собой. Автор раскрывает привычки Екатерины-человека, её образ жизни, особенности характера.

  • Почему в четвёртой строфе «Памятника» употреблено слово дерзнул? (рабочая тетрадь задание 6) ( Поэт «дерзнул... возгласить» не о подвигах, не о величии — о добродетелях императрицы, то есть отнестись к ней, как к обычному человеку, говорить о достоинствах её человеческих, что в то время было не принято.)

15.Обращение к репродукции портрета Екатерины II работы В.Л. Боровиковского.

1. Екатерина II в Царскосельском парке на фоне Чесменской колонны, воздвигнутой в честь победы русского флота (1794).

2. Портрет Екатерины II (создан по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны — Кагульский обелиск в честь побед РумянцеваЗадунайского).

  • Что объединяет изображение Екатерины II на картинах и в оде? ? (рабочая тетрадь задание 7)

16. Сообщение учащегося.

  • Каково значение сочетания слов забавный русский слог? (рабочая тетрадь задание 8) (Это тот новый, возвышенно-приземлённый стиль, который открыл Державин. )

  • Выпишите слова, принадлежащие к «высокому» стилю. Какова их роль? (рабочая тетрадь задание 9) (Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова «высокого» стиля — чело, возгордись, возгласить, дерзнул и т.д.)

17. Слово учителя

Прославляя Фелицу, Державин отдаёт дань эпохе, классицистическому мышлению (хорошо служил престолу, говорил истину — значит, был полезен Отечеству). Державин превыше всего ставил истину и в жизни, и в искусстве. Поэт подчёркивает, что правду он говорил с улыбкой, в мягкой форме. Скорее журил, чем клеймил

. 18. Выразительное чтение пятой строфы.

  • Надеется ли поэт на единодушное одобрение современников?

  • Какие черты музы Державина находят отражение в этих строчках?

  • Какие средства художественной выразительности использовал поэт? (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)

  • Каково их значение?

19. Заполните вторую часть таблицы примерами.

Средства художественной выразительности

Примеры

Эпитеты

Неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный

Гипербола и сравнение

Металлов твёрже он и выше пирамид

Олицетворение

Возгордись заслугой справедливой. И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринуждённою рукой неторопливой Чело твоё зарёй бессмертия венчай

Риторическое обращение

О муза!



20. Итоги работы

Употребление средств художественной выразительности способствует утверждению мысли о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.

V. Итог урока

  • Почему поэт выбирает именно стихотворение Горация для подражания? (Выбирая стихотворение Горация, Державин задаёт очень важную тему — тему индивидуальной поэтической славы.)

1. Слово учителя

Тема индивидуальной поэтической славы была актуальна для античной поэзии и совершенно невозможна в классицистической. Великий поэт никогда не укладывается в заданные рамки, даже если сам их себе выбирает: поэт-классицист Державин выбирает заданную тему и создаёт на неё оригинальную вариацию — он ставит себя в один ряд с монархами и героями, он «поднимает» индивидуальное «я», и это «я» художника. В стихотворении Г. Р. Державина продолжены лучшие традиции античной литературы, сделаны индивидуальные поэтические открытия, не менее важные, чем стилистическая традиция классицизма. И, только оценив традиционность «Памятника» Державина, можно разглядеть его своеобразие. Традиции были продолжены в творчестве русских поэтов XIX—XX веков.

(рабочая тетрадь задание 12) К тридцатой оде Горация (кн. 3) «К Мельпомене», написанной в 23 году до н. э., обращались в своём творчестве В.В. Капнист (1805), А.Х. Востоков (1806), Д.И. Хвостов (1826), К.Н. Батюшков (1826), А.С. Пушкин (1836), А.А. Фет (1854), Б.В. Никольский (1899), П.Ф. Порфиров (1902), В.Я. Брюсов (1912, 1913, 1918), А.П. Семёнов-ТянШанский (1916), С.А. Есенин (1920), В.Ф. Ходасевич (1921, 1928), Н.И. Шатерников (1923), И.А. Бродский (1962).

2.Обращение к таблице «Памятник» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

3.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова».

VI. Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение «Памятник»

  2. Прочитать статью учебника «Из литературы XIX века». Заполнить вторую часть таблицы «Из литературы XIX века» (рабочая тетрадь задание 1)

Из литературы XIX века

Явления общественной жизни России начала XIX века


События и явления в литературной жизни XIX века




  1. Составить вопросы к статье учебника «Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники». (рабочая тетрадь задание 2)

  2. Заполнить часть сравнительной таблицы «Классицизм — сентиментализм — романтизм». Часть «Романтизм»

Особенности романтизма

Причина возникновения


Главные категории


Центральные проблемы произведений писателейромантиков


Источник силы, справедливости, духовного здоровья


Идеальные герои и отношения


Враждебные силы


Жанры


Особенности поэтики произведений




Индивидуальное задание

  1. Подготовить сообщение по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!» о декабризме.

  2. Подготовить сообщение об альманахе «Полярная звезда», картинах художников Эжена Делакруа и Карла Брюллова.

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!