СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Галерея образов помещиков в поэме н. в. гоголя «мёртвые души». их обобщающее значение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души". Цель урока: воспитывать негативное отношение к человеческим порокам

Просмотр содержимого документа
«Галерея образов помещиков в поэме н. в. гоголя «мёртвые души». их обобщающее значение»


10 класс


Урок №_____


Тема. ГАЛЕРЕЯ ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ

«МЁРТВЫЕ ДУШИ». ИХ ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ


Цель: учить учащихся подбирать материал для характеристики об­разов поэмы, пользуясь текстом и иллюстративным материалом, рабо­тать с текстом; развивать навык быстро ориентироваться в содержании произведения; воспитывать негативное отношение к человеческим по­рокам, подобным гоголевским героям.

Оборудование: иллюстрации-портреты помещиков кисти художников П.М. Боклевского, Кукрыниксов; тексты словесных портретов помещи­ков; план к работе над образами помещиков; схема «Галерея помещиков».

Тип урока: урок межпредметных связей с инновационным приёмом «Лови ошибку!».

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


1.Опрос по сюжету и композиции поэмы

  • На ваш взгляд, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой?

Гоголь не сразу определился с жанром своего творения. В начале ра­боты над «Мертвыми душами» в письмах к Пушкину, Погодину, Плетневу произведение несколько раз называлось романом. Но со временем Гоголь понял, что для прозаического произведения большого объема такое жанровое определение ему не подходит.

В набросках к «Учебной книге для русского юношества» Гоголь на­зывал жанр «Мертвых душ» уже по-другому: малая эпопея.

В конце концов Гоголь остановился на варианте «поэма». Колебания Гоголя в определении жанра «Мертвых душ» объясня­ются тем, что им создавался совершенно новый тип романа, соединивший сатиру на Россию Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и лирическую поэму о судьбе России и назначении человека. Важность для идейно- художественного целого «Мертвых душ» этого лирического начала Гоголь и подчеркнул выбором жанрового определения «поэма».



  • Какова композиция поэмы «Мертвые души»?

Экспозиция, которая традиционно располагается в начале произ­ведения, в «Мертвых душах» перенесена в конец: 11-я глава повествует о прошлом главного героя Чичикова. Таким образом, эта глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным ее концом. Поэма же начинается с завязки (приезд Чичикова), которая стремительно переходит в развитие действия (поездки героя к помещикам).

Каждая глава поэмы тематически завершена, имеет свое задание и свой предмет изображения. Кроме того, помещичьи главы имеют практи­чески одинаковую композицию и нанизываются на сквозной мотив дороги, словно кольца. Все помещичьи главы начинаются с описания пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности хозяина, затем следует обед и сделка с покупкой душ. Такое построение давало возможность Гоголю выстроить галерею разнообразных помещичьих типов.

Описание событий часто прерывается лирическими отступлениями и вставными новеллами («Повесть о капитане Копейкине», рассказ о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче).

В целом композицию «Мертвых душ» можно назвать кольцевой. Все движение действия организовано на возвращении Чичикова к исходной точке, с которой начиналась поэма, — гостиницы губернского города.


2.Словарная работа

Губернский город- главный город в губернии.



Галерея- 1) Длинное узкое крытое светлое помещение или часть здания, 2) В т-ре — верхний ярус зрит. зала (галерка), 3) На кораблях — балкон вокруг кормы судна, предназначенный для капитана или адмирала. 4) Перен.: длинный ряд, вереница (напр., Г. лит. героев).

3) На кораблях — балкон вокруг кормы судна, предназначенный для капитана или адмирала.

4) Перен.: длинный ряд, вереница (напр., Г. лит. героев).



Душа-1.По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений), покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке.

2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; дух

3. Внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений

4. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности.

5. Главное лицо, организатор, вдохновитель какого-л. дела.

6. чего.О человеке, являющемся всеобщим любимцем.

7. Разг.Человек (обычно при указании количества)

8. В России до реформы 1861 г.крепостной крестьянин. Имение в три тысячи душ. Двести душ дворовых. Крепостная д. Ревизская д. (в России 18 - начала 19 в.:
о крепостном крестьянине, учтённом при переписи и подлежащем обложению подушной податью).
Мёртвая д.


Крепостной- 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик распоряжался личностью, трудом и имуществом принадлежавшего ему крестьянина. К-ые отношения. К-ая зависимость (в России с 11 в. до 1861 г.:
- личная, земельная, административная и судебная зависимость крестьян от помещика; крепостное право). К. труд. К-ые порядки. К-ое право
(форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление к земле, административное и судебное подчинение власти землевладельца).
2. Принадлежащий помещику на основе права, действующего при таком общественном строе (о крестьянах, выходцах из крестьян). К-ые крестьяне. К-ая актриса.


Деградация- Постепенное ухудшение, утрата ценных свойств и качеств, упадок.

Ш. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1.Вступительное слово учителя


  • Поэтическое искусство относится к искусствам временным: образы, картины в художественном произведении разворачивают­ся во времени, в отличие, например, от живописи как искусства пространственного. Поэма же «Мёртвые души» построена так, что создаётся впечатление соединения временного и пространственно­го принципов. Сама композиция поэмы воспринимается зритель­но, как произведение живописи.



Автор рисует словесные портреты (в широком понимании этого слова) своих героев.

Наш урок сегодня так и называется — «Галерея образов поме­щиков». Давайте же с ними поближе познакомимся.

2.Знакомство с художественной галереей

  1. Галерея помещиков


Методический комментарий

Учитель (по одному) на доску вывешивает портреты помещи­ков. Учащиеся высказывают своё мнение о том, какие черты ха­рактера, подчёркнуты художником в каждом портрете.

«Это интересно!»

Петр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюлло'ва, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы. Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.

Иллюстрированию Гоголя художник посвятил всю свою жизнь. Наиболее полно представлены рисунки П.М.Боклевского в Полном собрании сочинений Н.В.Гоголя, вышедшем в 1912 году под редакцией Овсяннико-Куликовского. Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

А вот еще портреты, такими помещиков увидели Кукрыниксы.

Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.


2) Игра «Лови ошибку!»

Методический комментарий

Под портретами помещиков учитель вывешивает их словесное описание (только мужчин), «перепутав» их. Учащиеся должны исправить ошибки, поместив словесные портреты под соответству­ющими изображениями.

Словесные портреты помещиков

«На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...»

«Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут ещё в детстве и в школе за хороших товарищей и при том бывают весьма больно покола­чиваемы. В их лицах видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты»... Они всегда говоруны,



кутилы, лихачи, народ видный», «...был в некотором отношении исторический человек. Ни на од­ном собрании, где он был, не обходилось без истории».

«...он ему на этот раз показался весьма похожим на средней вели­чины медведя. Для довершения сходства фрак на нём был совершен­но медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрерывно на чужие ноги...»

«Лицо его не представляло ничего особенного; оно было по­чти такое же, как у многих худощавых стариков, один подборо­док только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бро­вей, как мыши...»



3.Работа с текстом произведения

При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: (Обратить внимание на план (РМ) )


1)Подбор цитат к пунктам плана

2) План к работе над образами помещика

1. Описание усадьбы, обстановки дома.

2. Портрет героя.

3. Рассказ о его жизни.

4. Черты характера.

5. Отношение к предложению Чичикова продать мёртвые души.

6. Речь героя.

7. Место, занимаемое в галерее помещиков.

3)Совместное создание схематичной галереи образов помещиков

Галерея помещиков

Манилов Ноздрев Собакевич Коробочка Плюшкин





Жизнь




3.Развитие связной речи

Комментарий. Учащиеся устно рассказывают об образе Мани­лова, используя ранее данный план, подобранные цитаты, иллю­стративный и схематический материал.

4.Контрольно-тренировочная работа (по вариантам)

Комментарий. Учащиеся по вариантам пишут сочинения-мини­атюры о Коробочке, Ноздрёве, Собакевиче, используя полученный опыт составления устного сочинения, прослушанного на предыду­щем этапе урока.





IY.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Заключительное слово учителя

Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, “прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой ”.

Гоголь в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею “мертвых душ”, “окаменелостей”. Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение - способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.

Так смотрел на них Гоголь. «Будьте не мертвые, а живые души», - писал он помещикам – дворянам.

Y.РЕФЛЕКСИЯ

Упражнение «Продолжите фразу словами Н. В. Гоголя»

  • Манилов — это человек... (сладчайший);

  • Коробочка — ... (дубинноголовая)',

  • Ноздрёв — человек... (исторический);

  • Собакевич похож на... (средней величины медведя);

  • Плюшкин — ... (прореха на человечестве).



YI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Используя цитаты из поэмы Н. В. Гоголя, докажите, что образ Плюшкина дан в развитии (временной и пространственный пла­ны), но что он не эволюционирует, а деградирует.

Достаточный и высокий уровень: Нарисовать герб, который мог бы иметь каждый из помещиков.





Приложение.

Индивидуальные вопросы:

  • Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь?

  • Что вы можете сказать о Манилове как хозяине?

  • Что говорит интерьер о герое?

  • Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души?

  • Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним?

  • Каков образ жизни Манилова? наиболее точно проявляется сущность помещика.

  • Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается





Манилов.

Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как пишет Гоголь, “черты его были не лишены приятности, но в эту приятность... чересчур было передано сахару”. Манилов - человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности. В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными “храмами уединенного размышления”.

Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и “прожекты” (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со “слишком умным министром”. Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а “маниловщина” является типичным явлением этой пошлой жизни. Но  Манилов - далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера.



После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки.

Собакевич

Общий вопрос группы: Как использует автор портрет, интерьер, пейзаж для раскрытия образа Собакевича? Как фамилия героя раскрывает сущность его характера?

 Индивидуальные вопросы:

  • Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?

  • Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?

  • Сцена обеда. Как ведет себя Собакевич во время обеда? Что он говорит о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?

  • Сцена торга. Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?

Коробочка

 Общий вопрос группы: Как интерьер, портрет, поведение героини характеризует ее? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Коробочку?

 

Индивидуальные вопросы:

  • Найдите в тексте описание портрета героини, запишите в тетрадь предложения, которые помогают понять сущность характера героини.

  • Найдите в тексте описание поведения Коробочки во время торга. Как она ведет себя с Чичиковым?

  • Найдите в тексте описание интерьера, запишите предложения, помогающие, в общем, охарактеризовать его.

  • Найдите и прочитайте описание обеда. Чем угощает хозяйка своего гостя? Что ее заботит? Как это ее характеризует?

 Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с “одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,., а между тем набирают понемногу деньжонок”. Основной жизненный принцип “дубинноголовой” Коробочки (так характеризует ее Чичиков) — “не продешевить”. Впоследствии она и приезжает в город узнать цены на мертвые души.

Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что “иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”, тем самым подчеркивая типичность помещицы.

Ноздрев

 

Общий вопрос группы: Что вы можете сказать о сущности Ноздрева в результате проделанной работы?

 

Индивидуальные вопросы:

  • Найдите в тексте портрет героя. На какую деталь в портрете обращает наше внимание автор?

  • Понаблюдайте в тексте за речью и манерой поведения героя в общении с Чичиковым. Что вы можете сказать о Ноздреве в результате данных наблюдений?

  • Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Как усадьба характеризует героя как хозяина?

  • Найдите в тексте описание обеда, сцену торга и авторские отступления, прочитайте их, что вы можете сказать о герое

Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это “исторический человек”, “мастер лить пули”, шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он - несусветный враль со своеобразной “широтой души”, имеющий “страстишку — нагадить ближнему”. Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают. Как едко замечает Гоголь, “такое на одной Руси могло случаться”. Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, - это была псарня, где он был “совершеннейший отец среди семейства”. Он является родоначальником такого социального явления, как “ноздревщина”.

После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича. Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: “И я тоже Собакевич”. Чичикову помещик напоминает “средней величины медведя ”.

По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера - мошенником).

Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, “кулака”. Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи “-мертвых душ”, в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.

Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин.

Плюшкин

 

Общий вопрос группы: Почему биография Плюшкина изложена так подробно?

 

Индивидуальные вопросы:

  • Прочитайте в тексте описание сада. Какую роль играет данное описание?

  • Прочитайте описание усадьбы, что вы можете сказать о Плюшкине как о хозяине?

  • Прочитайте описание внешности героя. На какую деталь обращает автор в портрете героя?

  • Прочитайте историю жизни героя. Зачем Гоголь так подробно описывает ее?

 Он - единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка - все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина “прореху на человечестве”, болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна “какая-то особенная ветхость”. Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: “Такая же мрачная, заросшая, заглохшая”. Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится “прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте”. Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца (“на этом деревянном лице... выразилось... какое-то бледное отражение чувства”).

Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, “прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой ”.

Гоголь в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею “мертвых душ”, “окаменелостей”. Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение - способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.

Для проверки усвоения знаний учащихся предлагается по словосочетанию узнать героя.

 Праздный мечтатель -

 Мелочный накопитель -

 

Кулак-эксплуататор -

 

Прожигатель жизни -

 

Отвратительный скряга –

Вопрос: По этим ключевым словам назовите данного героя, дайте ему краткую характеристику

 

Карточка №1 “Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”. (Манилов).

 

Карточка №2 “Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся,, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.” (Коробочка).

 

Карточка №3 “Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор” (Ноздрев).

 

Карточка №4 “Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило” (Собакевич).

 Карточка №5 “Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха” (Плюшкин).

 Учитель задает вопрос, почему нет карточки на Чичикова? (Потому, что этот персонаж все время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздревым хамит и “тыкает”, с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: “Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо”, т. е. он приспосабливается ко всем).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!