СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Геометрия жизни Печорина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Также есть презентация в моих файлах

Просмотр содержимого документа
«"Геометрия жизни Печорина"»

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени». Повесть «Бэла»



  1. Актуализация знаний.

- Доброе утро, ребята.

- Сегодня утром, когда я выходила из дома к вам на урок, я столкнулась со своим соседом. Его зовут Вовочка. Он живет самой обычной жизнью тринадцатилетнего мальчика: бегает по двору, гоняет на велосипеде, задирает девочек… Но он достаточно вежлив, поэтому он открыл мне дверь подъезда, пропустил меня, я его поблагодарила и мы разошлись. Так вот. У Вовки есть кличка. «Герой». Как вы думаете, в каких обстоятельствах он мог получить такую кличку?

(Ответы учащихся)

- Вы все правы. (слайд №2) Когда мы слышим слово «герой», то сразу представляем себе человека опасной профессии. Или человека, много сделавшего для блага мира. Пожертвовавшего собой. На этом слайде вы также видите героя Республики Бурятия Алдара Цыденжапова, предотвратившего ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле Тихоокеанского флота. А еще мы знаем, какими качествами должны обладать такие люди. Перечислите их. (слайд №3)

(Ответы учащихся)

  1. Целеполагание. Формирование новых знаний

- Мы изучаем произведение «Герой нашего времени». (Слайд №4) К данному произведению, ребята, понятие «герой» применимо в том же плане, в котором мы только что его разобрали? (Ответы) Нет, вы правы. Взглянем на предисловие (ЛИСТ 1). Найдите здесь характеристику героя этого произведения. (Читают вслух, рассуждают)

- Как совместить теперь эти два понятия? (Слайд №5) Как герой нашего времени, состоящий из пороков, может быть «героем»? Это загадка.

- Сегодня мы будем работать над загадкой Печорина. Их много, но работать мы будем только над одной, поскольку мы ограничены только одной повестью.

- Цель нашего урока: разгадать загадку Григория Печорина. (Слайд №6)

- Ребята, что вы видите здесь? (Слайд №7) Это призма. Каковы ее функции? Она преломляет свет. Как эта фигура из области геометрии и физики может иметь отношение к нашей теме?

(Ответы учащихся)

- Верно! Разгадать загадку Печорина можно, посмотрев на него сквозь призму взглядов других персонажей. Увидеть, какой он в глазах Бэлы? В глазах Максима Максимыча?

- Тема нашего урока: «Геометрия жизни Печорина в повести «Бэла»». (Слайд №8)

  1. Первичное закрепление

- В центре повести Печорин, который пришёл к общению со всеми этими людьми со своей правдой, со своими взглядами на жизнь. (Слайд №9) Но ведь и все те, с кем он сталкивается, тоже имеют свою правду и свой собственный, и, вероятнее всего, отличный от Печорина, взгляд на мир. Перед вами ЛИСТ 2. В центре листа – Печорин. Вокруг него – другие персонажи. Проведите стрелочки от них к главному герою по характеру их взаимоотношений. Используйте разные цвета, подписывайте стрелочки. (Слайд №10)

(Работа учащихся, прослушивание ответов. Интеллект-схемы можно вывесить на доску)

- Итак, мы прослушали ваши ответы, составили интеллект-схемы. Мы видим, что Печорин в глаза других персонажей тоже загадка. И отношения между ними самые разные.

- Давайте посмотрим далее. Прослушайте внимательно фрагмент. После прослушивания попробуйте изобразить Печорина в виде геометрической фигуры. (АУДИО располагается на слайде №11).

- Что мы заметили? Прежде всего, противоречивость; в нём есть что-то такое, что отличает его от других людей. Судя по характеристике, данной Печорину Максимом Максимычем (а у нас нет оснований ему не доверять), всё, что связано с Печориным, не может быть простым. Может быть, это и есть разгадка Печорина?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Прежде, чем мы приступим к анализу произведения, мне бы хотелось поделиться с вами интересным фактом. По данным ЮНЕСКО на 2017 год, Лермонтов – это самый читаемый писатель. В наш технологический век мы с восторгом и упоением проникаемся поэтикой талантливого писателя. Что такое поэтика? (Слайд №12) На ЛИСТах №3 у вас отрывки из текста. Найдите и прочитайте одно-два предложения, вас поразившие.

(Ответы учащихся, выразительное чтение)

- Посмотрите, как он воспевает чудесные виды Кавказа. (Слады №13-15) Он увековечил их не только в своих произведениях, но и в своих картинах, написанных маслом. А кто помнит, почему именно Кавказ для Лермонтова особенная страна? (Ответы учащихся)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (В тематике урока можно провести зарядку для глаз, рисуя с открытыми и закрытыми глазами разные геометрические фигуры)

  1. Включение в систему знаний и повторение

- (Слайд №16) У меня в руках разноцветные папки. Сейчас вы выберете папки, внутри каждой - определенные задания. Прочитайте их и начинайте выполнять.

(Работа в группах)

Группа № 1 «Зеленая папка»

- С точки зрения критического мышления, если вы выбираете зеленый цвет, то вы человек, смотрящий на все с точки зрения фактов и событий.

ЗАДАНИЕ. Восстановите хронологическую цепочку событий в повести.

  1. Похищение Бэлы.

  2. Первая встреча Печорина с Бэлой на свадьбе.

  3. Кража коня.

  4. Убийство отца Бэлы Казбичем.

  5. Смерть Бэлы.

  6. Встреча Максима Максимыча с рассказчиком.

  7. Попытки Печорина обольстить Бэлу подарками и ласками.

- Итак, вам необходимо было восстановить хронологическую цепочку событий. Прочитайте ваши ответы.

Группа № 2 «Красная папка»

- У вас красная папка. Опять-таки с точки зрения критического мышления, вы смотрите на ту же историю совсем иначе. Красный цвет позволяет нам взглянуть на всё произошедшее только на эмоциональном уровне.

ЗАДАНИЕ. Найдите и подчеркните в отрывках эмотивные (эмоциональные) слова и словосочетания. Перечислите их. (все задания находятся в листах для работы в приложении)

Группа № 3 «Черная папка»

Примерный ответ: Посмотрим на проблему глазами пессимистичного человека, взглянем на события сквозь чёрные очки и увидим, что всё очень плохо и трагично. Нет ни одного светлого момента в отношениях Печорина и Бэлы.

Продолжите фразы:

Если бы Печорин не украл Бэлу…

Если бы Печорин серьезно полюбил Бэлу…

Если бы Бэла не погибла…

Вывод: почему все так случилось? Все было предрешено. С самого начала наших героев ждало несчастье. И Печорин об этом говорит Максиму Максимычу. ВИДЕОФРАГМЕНТ.

Группа № 4 «Жёлтая папка»

Примерный ответ: С точки зрения критического мышления, люди, выбравшие солнечный, яркий цвет, в самой мрачной ситуации могут увидеть что-то положительное, оптимистическое. Мы выбираем цвет солнца, а солнце бывает даже там, где когда-то была тень.

Попробуйте все-таки найти положительные моменты в этой повести.

(ответы)

  1. Печорин испытал чувство влюбленности.

  2. Великолепные виды Кавказа сопровождают героя на протяжении всего рассказа.

  3. Мы узнаем о жизни и о быте черкесов, кавказцев.



  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Итак, мы рассмотрели правду Печорина и Бэлы с позиции четырёх типов мышления. Но посмотрите, как тесно переплетаются отношения всех действующих лиц повести: каждый из них имеет свою правду, и везде с ними связан Печорин. Все они сложны и неоднозначны, и на одном уроке трудно охватить все аспекты, поэтому мы оставим это на последующие уроки.

- Давайте все же ответим на наш вопрос: в чем загадка Печорина? (Слайд №17) (Ответы учащихся) Да, в его противоречивости. В его несчастливом характере. И в том, что разными людьми он воспринимается по-разному. Это очень сложный, противоречивый и, безусловно, интереснейший персонаж, знакомство с которым мы продолжим на следующих уроках. Возвращаясь к моему соседу, Вовке. Почему он стал «героем»? Однажды он разбил стекло в подвале школы. Это плохой поступок: ущерб школе. Но он разбил стекло потому, что услышал, как в подвале школы мяукал маленький котенок. Он заплутал, заполз каким-то образом в подвал и почти утонул в ванне с водой, которую подставили под текущую трубу. Вот вам и герой. Противоречия встречаются на каждом шагу нашей жизни.

- Напоследок, выберите, пожалуйста, один из геометрических фигур, который характеризует вашу работу на уроке. (Слайд №18) Объясните, почему вы выбрали именно эту фигуру?

- Домашнее задание: прочитать вторую главу «Максим Максимыч» и изобразить главных героев в виде геометрических фигур. (Слайд №19)

(Выставление оценок)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!