СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Портрет поколения последекабристского восстания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутое изображение «истории души человеческой», повышенный интерес к «внутреннему человеку» закономерно привели Лермонтова к подлинному психологизму. Одна из заслуг Лермонтова – углубление представлений о реальной сложности природы человека и многомерности структуры человеческой личности.   В романе Лермонтов поставил перед современниками «зеркало», в котором показал портрет поколения последекабристского времени, создал образ типичного представителя эпохи, и при этом попытался психологически достоверно объяснить особенности натуры главного героя. Именно поэтому композиция романа так отличается от произведений других романистов.

Просмотр содержимого документа
««Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Портрет поколения последекабристского восстания.»

Портрет поколения последекабристского времени

Портрет поколения

последекабристского

времени

Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман.  Особенности жанра и композиции

Роман

«Герой нашего времени»

как социально – психологический роман. Особенности

жанра и композиции

"...что началось необыкновенным образом, то должно так же и кончиться..."

Критика романа «Герой нашего времени» началась еще при жизни Лермонтова, с момента издания первых глав (роман печатался по частям с 1839 года).

Мнения о романе достаточно разнообразные. Среди критиков, писателей и других известных людей можно найти как негативные, так восторженные отзывы. При этом, что вполне закономерно, отношение к роману улучшается от века к веку. Это связанно с общей тенденцией для всех классических авторов – с течением времени их признание только увеличивается.

НИКОЛАЙ I (ГОДЫ ЖИЗНИ 1796-1855) Самой важной исторической фигурой, написавшей отзыв о романе в своем письме, был Император Николай I. Однако, в этом отзыве важно учитывать негативное отношение власти к самому автору романа (ссылки Лермонтова на Кавказ, непризнание заслуг).

НИКОЛАЙ I

(ГОДЫ ЖИЗНИ 1796-1855)

Самой важной исторической фигурой, написавшей отзыв о романе в своем письме, был Император Николай I. Однако, в этом отзыве важно учитывать негативное отношение власти к самому автору романа (ссылки Лермонтова на Кавказ, непризнание заслуг).

Впервые император упоминает о романе 13 июня 1840 года, выказывая положительную оценку первому тому романа: Я работал и читал всего Героя, который хорошо написан.  Однако на следующий день оценка уже хуже: Я работал и продолжал читать сочинение г. Лермонтова. Второй том я нахожу менее удачным, чем первый.

Впервые император упоминает о романе 13 июня 1840 года, выказывая положительную оценку первому тому романа:

Я работал и читал всего Героя, который хорошо написан.

Однако на следующий день оценка уже хуже:

Я работал и продолжал читать сочинение г. Лермонтова. Второй том я нахожу менее удачным, чем первый.

И уже вечером того же дня отношение к роману становится негативным:

я дочитал до конца Героя и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое изображение презренных и невероятных характеров, какие встречаются в нынешних иностранных романах. Такими романами портят нравы и ожесточают характер. И хотя эти кошачьи вздохи читаешь с отвращением, все-таки они производят болезненное действие, потому что в конце концов привыкаешь верить, что весь мир состоит только из подобных личностей, у которых даже хорошие с виду поступки совершаются не иначе как по гнусным и грязным побуждениям. Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего существования на земле? Люди и так слишком склонны становиться ипохондриками или мизантропами, так зачем же подобными писаниями возбуждать или развивать такие наклонности! Итак, я повторяю, по-моему, это жалкое дарование, оно указывает на извращенный ум автора. Характер капитана набросан удачно. Приступая к повести, я надеялся и радовался тому, что он-то и будет героем наших дней, потому что в этом разряде людей встречаются куда более настоящие, чем те, которых так неразборчиво награждают этим эпитетом. Несомненно, кавказский корпус насчитывает их немало, но редко кто умеет их разглядеть. Однако капитан появляется в этом сочинении как надежда, так и не осуществившаяся, и господин Лермонтов не сумел последовать за этим благородным и таким простым характером; он заменяет его презренными, очень мало интересными лицами, которые, чем наводить скуку, лучше бы сделали, если бы так и оставались в неизвестности — чтобы не вызывать отвращения. Счастливый путь, г. Лермонтов, пусть он, если это возможно, прочистит себе голову в среде, где сумеет завершить характер своего капитана, если вообще он способен его постичь и обрисовать

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание  нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором  один герой и одна основная идея, художнически развитая.  В.Г.Белинский

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание

нескольких повестей и рассказов – это роман,

в котором

один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В.Г.Белинский

Проблемные вопросы Каковы признаки социально-психологического романа? Каковы особенности композиции романа?

Проблемные вопросы

  • Каковы признаки социально-психологического романа?
  • Каковы особенности композиции романа?
История создания романа Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе. Роман начат в 1837-1838 гг., а закончен в 1839 г. Первоначально главы будущего романа печатались как  самостоятельные повести, затем были объединены  в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под общим названием «Герой нашего времени».

История создания романа

Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе. Роман начат в 1837-1838 гг., а закончен в 1839 г.

Первоначально главы будущего романа печатались как

самостоятельные повести, затем были объединены

в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под общим названием «Герой нашего времени».

Первоначально роман имел название «Один из героев начала века», которое как бы вступало в полемику с нашумевшим романом французского писателя Мюссе «Исповедь сына века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и , может быть, прямо намекало на декабристов. В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху).

Первоначально роман имел название «Один из героев начала века», которое как бы вступало в полемику с нашумевшим романом французского писателя Мюссе «Исповедь сына века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и , может быть, прямо намекало на декабристов.

В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху).

Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, один из совершенных образцов этого жанра. Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…» «Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе. На примере Печорина Лермонтов стремился раскрыть историю целого поколения.

Роман «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, один из совершенных образцов этого жанра.

Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»

«Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе.

На примере Печорина Лермонтов стремился раскрыть историю целого поколения.

 Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей.  В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя  своего времени, проследить историю его внутренней жизни, так как  «история души человеческой,  - как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», -  хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она… писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Следовательно, композиция этого романа является одной из важнейших его художественных особенностей.

Психологический анализ характера главного героя осуществляется в сложном композиционном построении романа, композиция которого причудлива нарушением хронологической последовательности основных его частей.

В романе «Герой нашего времени» композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя  своего времени, проследить историю его внутренней жизни, так как  «история души человеческой,  - как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», -  хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она… писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Следовательно, композиция этого романа является одной из важнейших его художественных особенностей.

Лермонтов ломает порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности Хронологический порядок Композиционный порядок 1. «Тамань» 1.«Бэла» 2. «Княжна Мери» 3. «Бэла» 2.«Максим Максимыч» 3. «Тамань» 4. «Фаталист» 4. «Княжна Мери» 5. «Максим Максимыч» 5. «Фаталист» Такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер.

Лермонтов ломает порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности

Хронологический

порядок

Композиционный порядок

1. «Тамань»

1.«Бэла»

2. «Княжна Мери»

3. «Бэла»

2.«Максим

Максимыч»

3. «Тамань»

4. «Фаталист»

4. «Княжна Мери»

5. «Максим Максимыч»

5. «Фаталист»

Такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер.

Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: 3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча. 4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем. 5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем. 6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»). 1. Следуя на Кавказ к месту назначения Печорин остановился в Тамани. 2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.

Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:

3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.

4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.

5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.

6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).

1. Следуя на Кавказ к месту назначения Печорин остановился в Тамани.

2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.

Повествование ведется от имени трех рассказчиков: некоего странствующего офицера, штабс-капитана Максима Максимыча и самого Григория Александровича Печорина. Автор прибегнул к этому приему, чтобы осветить события и характер главного героя с разных точек зрения. У Лермонтова это не просто три рассказчика, а три типа рассказчика: сторонний наблюдатель происходящего, второстепенный персонаж участник событий, а также сам главный герой.

Повествование ведется от имени трех рассказчиков: некоего странствующего офицера, штабс-капитана Максима Максимыча и самого Григория Александровича Печорина. Автор прибегнул к этому приему, чтобы осветить события и характер главного героя с разных точек зрения. У Лермонтова это не просто три рассказчика, а три типа рассказчика:

  • сторонний наблюдатель происходящего,
  • второстепенный персонаж
  • участник событий, а также сам главный герой.
Над всеми тремя главенствует создатель всего произведения – автор.  Нам представлены три уровня постижения характера, психологического раскрытия натуры «героя времени », сложного внутреннего мира незаурядной индивидуальности. Присутствие трех типов рассказчиков, тесно увязывается с общей композицией романа, определяет и хронологическую перестановку событий.

Над всеми тремя главенствует создатель всего произведения – автор.  Нам представлены три уровня постижения характера, психологического раскрытия натуры «героя времени », сложного внутреннего мира незаурядной индивидуальности. Присутствие трех типов рассказчиков, тесно увязывается с общей композицией романа, определяет и хронологическую перестановку событий.

В повести «Бэла» начинает рассказ о Печорине Максим Максимыч. Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Вложив рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста старого кавказца Максима Максимыча, Лермонтов оттенил трагическую опустошенность Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека.

В повести «Бэла» начинает рассказ о Печорине Максим Максимыч. Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Вложив рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста старого кавказца Максима Максимыча, Лермонтов оттенил трагическую опустошенность Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека.

В следующей повести «Максим Максимыч » штабс-капитан превращается в действующее лицо. Повествование продолжается от имени автора романа. Здесь единственный раз по всей книге автор встречается с героем, Печориным. Это необходимо для того, чтобы реалистически мотивировать детальный психологический портрет Печорина. Вторая повесть поэтому в основном подтверждает впечатление, вынесенное после знакомства с началом романа: Печорин слишком равнодушен к людям, иначе своей холодностью не оскорбил бы Максима Максимыча, столь преданного дружбе с ним.

В следующей повести «Максим Максимыч » штабс-капитан превращается в действующее лицо. Повествование продолжается от имени автора романа. Здесь единственный раз по всей книге автор встречается с героем, Печориным. Это необходимо для того, чтобы реалистически мотивировать детальный психологический портрет Печорина. Вторая повесть поэтому в основном подтверждает впечатление, вынесенное после знакомства с началом романа: Печорин слишком равнодушен к

людям, иначе своей

холодностью не оскорбил

бы Максима Максимыча,

столь преданного дружбе

с ним.

В Предисловии к «Журналу Печорина» автор сообщает то, чего не мог сообщить сам Печорин: Печорин умер, возвращаясь из путешествия в Персию. Так обосновывается право автора на публикацию «Журнала Печорина», состоящего из трех повестей: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

В Предисловии к «Журналу Печорина» автор сообщает то, чего не мог сообщить сам Печорин: Печорин умер, возвращаясь из путешествия в Персию. Так обосновывается право автора на публикацию «Журнала Печорина», состоящего из трех повестей: «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».

«Тамань» – остросюжетная повесть. В этой повести все объясняется и развязывается самым обычным и прозаическим образом, хотя первоначально воспринимается Печориным несколько романтически и подлинно поэтически, что неудивительно: Печорин попадает в непривычную и в нетипичную для дворянского героя обстановку. Ему кажется загадкой бедная хата с ее неприветливыми обитателями на высоком обрыве у Черного моря. И Печорин вторгается в эту непонятную ему, странную жизнь контрабандистов,  «как камень, брошенный в гладкий источник »  и  «едва сам не пошел ко дну».

«Тамань» – остросюжетная повесть. В этой повести все объясняется и развязывается самым обычным и прозаическим образом, хотя первоначально воспринимается Печориным несколько романтически и подлинно поэтически, что неудивительно: Печорин попадает в непривычную и в нетипичную для дворянского героя обстановку. Ему кажется загадкой бедная хата с ее неприветливыми обитателями на высоком обрыве у Черного моря. И Печорин вторгается в эту непонятную ему, странную жизнь контрабандистов,  «как камень, брошенный в гладкий источник »  и  «едва сам не пошел ко дну».

Вторая повесть, входящая в «Журнал Печорина» «Княжна Мери», разрабатывает тему героя времени в окружении «водяного общества», в окружении которого и в столкновении с ко­торым показан Печорин. Именно в «Княжне Мери» наиболее глубоко пока­заны безысходное отчаяние, трагическая безнадежность Печорина, умного и даровитого человека, искалеченного средой и воспитанием.

Вторая повесть, входящая в «Журнал Печорина» «Княжна Мери», разрабатывает тему героя времени в окружении «водяного общества», в окружении которого

и в столкновении с ко­торым показан Печорин.

Именно в «Княжне Мери» наиболее глубоко пока­заны безысходное отчаяние, трагическая безнадежность Печорина, умного и даровитого человека, искалеченного средой и воспитанием.

Последняя повесть «Журнала Печорина» - «Фаталист». Трагическая гибель Вулича как бы подготавливает читателя «Фаталиста» к не­избежной и близкой смерти Печорина, о которой автор уже сообщил в Предисловии к «Журналу Печорина». Ключом к идейному замыслу «Фаталиста» является монолог Печорина, объединяющий первую часть но­веллы со второй ее частью, в которой речь идет о смерти Вулича. Размышления Печорина в этом монологе как бы под­водят итог всему «Журналу Печорина» и даже роману «Герой нашего времени» в целом. Именно в «Фаталисте» Печорин трезво и мужественно разглядел источник многих своих бед, узрел причину зла, но не природу соблазна.

Последняя повесть «Журнала Печорина» - «Фаталист». Трагическая гибель Вулича как бы подготавливает читателя «Фаталиста» к не­избежной и близкой смерти Печорина, о которой автор уже сообщил в Предисловии к «Журналу Печорина». Ключом к идейному замыслу «Фаталиста» является монолог Печорина, объединяющий первую часть но­веллы со второй ее частью, в которой речь идет о смерти Вулича. Размышления Печорина в этом монологе как бы

под­водят итог всему «Журналу Печорина» и даже

роману «Герой нашего времени» в целом. Именно

в «Фаталисте» Печорин трезво и мужественно

разглядел источник многих своих бед, узрел причину

зла, но не природу соблазна.

Способы и методы психологизма в литературе. Психологизм   – это один из способов изображения внутренней жизни персонажа художественного произведения. Психологизм   (oт гpeч. psyche — дyшa и logos — пoнятиe, cлoвo) – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев, их взглядов, мыслей, чувств, стремлений. Авторское психологическое повествование – это повествование от третьего лица, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком. Внутренний монолог   Персонажи-двойники Рассказ от первого лица Письма, дневники Записки путешественника Сны героев Мечты, планы героев   Внешние приёмы (жесты, мимика)

Способы и методы

психологизма в литературе.

Психологизм   – это один из способов изображения внутренней жизни персонажа художественного произведения.

Психологизм   (oт гpeч. psyche — дyшa и logos — пoнятиe, cлoвo) – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев, их взглядов, мыслей, чувств, стремлений.

Авторское психологическое повествование – это повествование от третьего лица, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком.

Внутренний монолог  

Персонажи-двойники

Рассказ от первого лица

Письма, дневники

Записки путешественника

Сны героев

Мечты, планы героев  

Внешние приёмы (жесты, мимика)

Художественные детали (портрет, пейзаж, мир вещей) Таким образом , существует много приёмов и способов для изображения внутреннего мира героев, то есть приёмов психологизма в литературе. Мир вещей Пейзаж.   Портрет   Подтекст. Прием умолчания , при котором писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает внимания.

Художественные детали

(портрет, пейзаж, мир вещей)

Таким образом , существует много приёмов и способов для изображения внутреннего мира героев, то есть приёмов психологизма в литературе.

Мир вещей

Пейзаж.  

Портрет  

Подтекст.

Прием умолчания , при котором писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает внимания.

Психологический портрет героя (как выражение личности героя, его души).  - Сложный и противоречивый внутренний мир.  - Духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда истинной жизни и истинной деятельности ведут Печорина, не дают остановиться.  - Противоречия в характере героя свидетельствуют об усталости и холодности, о нерастраченных силах.  - Появление «героя времени», человека, воплотившего в себе все черты эпохи, заставляет людей почувствовать всю трагичность века.

Психологический портрет героя (как выражение личности героя, его души). - Сложный и противоречивый внутренний мир. - Духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда истинной жизни и истинной деятельности ведут Печорина, не дают остановиться. - Противоречия в характере героя свидетельствуют об усталости и холодности, о нерастраченных силах. - Появление «героя времени», человека, воплотившего в себе все черты эпохи, заставляет людей почувствовать всю трагичность века.

«Герой нашего времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»

«Герой нашего времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»

По мнению Лермонтова трагедия его времени не только в том, что «люди терпеливо страдают», но и в том, что «большинство страдает, не осознавая этого». В этом смысле в Печорине как художественном типе запечатлен процесс огромной исторической важности – интенсивного развития общества и личного самосознания в России 30-х годов и, когда невозможность прямого общественного действия способствовала самоуглублению личности, от конкретно-социальных вопросов вела к вопросам общим – историческим и нравственно-филосовским.

По мнению Лермонтова трагедия его времени не только в том, что «люди терпеливо страдают», но и в том, что «большинство страдает, не осознавая этого». В этом смысле в Печорине как художественном типе запечатлен процесс огромной исторической важности – интенсивного развития общества и личного самосознания в России 30-х годов и, когда невозможность прямого общественного

действия способствовала самоуглублению

личности, от конкретно-социальных

вопросов вела к вопросам общим –

историческим и

нравственно-филосовским.

Развернутое изображение «истории души человеческой», повышенный интерес к «внутреннему человеку» закономерно привели Лермонтова к подлинному психологизму. Одна из заслуг Лермонтова – углубление представлений о реальной сложности природы человека и многомерности структуры человеческой личности.    Начальной ступенькой концепции человека, развитой в романе, можно считать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал.

Развернутое изображение «истории души человеческой», повышенный интерес к «внутреннему человеку» закономерно привели Лермонтова к подлинному психологизму. Одна из заслуг Лермонтова – углубление представлений о реальной сложности природы человека и многомерности структуры человеческой личности.   

Начальной ступенькой концепции человека, развитой в романе, можно считать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал.

Роман «Герой нашего времени» уникален тем, что это единственный законченный роман М. Ю. Лермонтова о жизни светского общества. Поэт несколько раз обращался к теме трагедии незаурядного человека в условиях России 19-го века, но эти опыты остались незавершенными.  В романе Лермонтов поставил перед современниками «зеркало», в котором показал портрет поколения последекабристского времени, создал образ типичного представителя эпохи, и при этом попытался психологически достоверно объяснить особенности натуры главного героя. Именно поэтому композиция романа так отличается от произведений других романистов.

Роман «Герой нашего времени» уникален тем, что это единственный законченный роман М. Ю. Лермонтова о жизни светского общества. Поэт несколько раз обращался к теме трагедии незаурядного человека в условиях России 19-го века, но эти опыты остались незавершенными.

В романе Лермонтов поставил перед современниками «зеркало», в котором показал портрет поколения последекабристского времени, создал образ типичного представителя эпохи, и при этом попытался психологически достоверно объяснить особенности натуры главного героя. Именно поэтому композиция романа так отличается от произведений других романистов.

За «Героем нашего времени» появляется целая галерея образов: Базаров, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Родион Раскольников и другие.

За «Героем нашего времени» появляется целая галерея образов: Базаров, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Родион Раскольников и другие.

Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших вершин. Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Л.Н. Толстой – имена гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе.

Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших вершин. Лермонтов, Тургенев, Достоевский,

Л.Н. Толстой – имена гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе.

Ответьте на проблемные вопросы Каковы признаки социально-психологического романа? Каковы особенности композиции романа?

Ответьте на проблемные вопросы

  • Каковы признаки социально-психологического романа?
  • Каковы особенности композиции романа?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!