Учебный предмет: Класс: | Русский язык 4 |
Цели урока: | Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Способствовать формированию умения распознавать глагольные формы прошедшего времени и писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. |
Технологии, методы, приёмы: | ПДО, подводящий диалог, беседа, работа по учебнику, работа по карточкам |
Основные понятия, термины: | Глагол, , время глагола, род глагола, окончание глагола, суффикс глагола |
Тип урока: | Урок ОНЗ |
Планируемые результаты урока: |
Предметные: знают, что такое глагол как часть речи знают и называют изученные грамматические признаки глаголов; умеют различать глаголы среди других частей речи; умеют определять глаголы в прошедшем времени и знают их правописание | Личностные: учатся формулировать собственное мнение; учитывают мнение другого; работают в коллективе; проявляют интерес к изучению нового материала. Метапредметные: умеют определять тему рока и формулировать задачи учебной деятельности (регул.) умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий (регул.) умеют ориентироваться на страницах учебника (позн.) участвуют в учебном диалоге (коммун.) умеют взаимодействовать в парах (коммун.) |
Организация пространства: |
Формы работы по организации деятельности детей: | Ресурсы: |
Этапы урока Задачи этапов | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
I. Орг. момент Задачи: Организовать направленное внимание на начало урока (личн.) Замотивировать к учебной деятельности (личн.) | | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Диана Станиславовна и сегодня я проведу у вас урок по русскому языку. Проверьте все ли у вас есть. Тетради, учебник по русскому языку, пенал. Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он. Кор.: Что вы больше всего любите делать? Часть речи: Люблю действовать! Кор.: Что вы больше всего не любите? Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ! Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете? Часть речи: Могу путешествовать во времени! -Как вы думаете, кто же этот неизвестный господин? -Верно! Это глагол. А почему я его назвала так? Неизвестный. -Верно! Сегодня мы с вами поговорим о глаголе и узнаем много нового. | -здравствуйте -проверяют готовность к уроку -Глагол -потому что мы еще не все про глагол знаем |
II. Актуализация знаний Задачи: Личностные: Предметные: актуализировать знания учащихся о глаголе Метапредметные: учить формулировать учебную задачу урока, принимать её (регул.) учить высказывать свою точку зрения (коммун.) развивать умение принимать участие в учебном диалоге (комм.) | | -А сейчас соберем уже известую информацию о глаголе. Вам необходимо ответить на вопросы. На слайде постепенно появляются вопросы: - глагол это ... /самостоятельная часть речи/ - которая обозначает ... /действия предметов/ - отвечает на вопросы .../что делать? что сделать?/ - в настоящем времени глагол отвечает на вопрос ( что делаю ?,..ем,…ет,…ете, …ют) - в будущем времени отвечает на вопрос (что сделаю, что сделаешь, что буду делать?) - в прошедшем времени глагол отвечают на вопросы (что делал ,.. ла,.. ло, ..ли и т.д.) -Молодцы! Вспомнили. | -самостоятельная часть речи -действия предметов -что делать? Что сделать? -что делаю? Что делаем? И т.д. -что сделаю? Что сделаешь? Что буду делать? -что делал? Что делала? И т.д. |
III. Выход на тему урока Задачи: Личностные: Предметные: Метапредметные: учить формулировать свои предположения (регул.) учить определять тему и задачи урока (регул.) развивать умение работать с информацией (позн.) учить высказывать свою точку зрения (коммун.) развивать умение принимать участие в учебном диалоге (комм.) | | -Прочитайте стихотворение. Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился. -Чем интересно это стихотворение? -В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение. -Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на опорные слова на слайде. 1) Повторить, что мы …. … . … …; 2) учиться отличать … . … … от … … и правильно их…. -Сейчас поработаем в парах. Возьмите карточку №1. Вам надо заполнить таблицу и сделать вывод, какие изменения происходят с глаголом в прошедшем времени. -Как нужно работать в паре? -И самое главное говорим тихо, чтобы не мешать работать остальным. Приступайте к работе. Когда закончите поднимите глаза на меня, чтобы я видела, что вы закончили. -Давайте проверим. | -один человек читает -оно состоит только из глаголов -в прошедшем времени, отвечают на вопрос что сделал? -Цель урока: повторить, что мы знаем о глаголах в прошедшем времени; учиться отличать глаголы в прошедшем времени от других глаголов и правильно их писать -слушать друг друга, не перебивать -читают по цепочке ответы |
IV. Открытие нового знания Задачи: Предметные: расширить представление детей о спряжениях глаголов способствовать формированию знаний о правописании глаголов в прошедшем времени Метапредметные: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности (позн.) учить устанавливать причинно-следственные связи (позн.) разивать умение работать с информацией, представленной в виде таблицы (позн.) разививать умение строить монологическую и диалогическую речь (ком.) учить слушать и понимать речь других (ком.) развивать умение выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала (регул.) | | - Что интересного вы заметили, когда заполняли таблицу ? Что происходило с глаголом ? Как он изменялся ? -А с глаголом во множественном числе произошли изменения? -Какой вывод можно сделать? -Откройте учебник на странице 109. Найдите правило. -Ребята посмотрите на слайд. Что вы видите? -Давайте откроем его. Это письмо написал мальчик Дениска своему другу. Вчера после школы я делать уроки. Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер. -Правильно ли Дениска написл письмо? -Давайте поможем ему исправить текст. -Как мы исправим текст? -В какое время вы поставили глаголы? ДЕЛАТЬ_ – делал – Выделим корень и суффикс ГУЛЯТЬ_ – гулял ( к доске 3 ученика) ИГРАТЬ_ – играл -С помощью чего образуется форма прошедшего времени? - Проверим свои предположения в учебнике. Откройте стр. 110 Прочитаем правило . - Что нового вы узнали из правила ? ДЕЛАТЬ_ – делал– Выделим основу. ГУЛЯТЬ_ – гулял ( Ученик выделяет основу ) ИГРАТЬ_ – играл -Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? - Ну а сейчас мы с вами немного отдохнем. -Я буду называть глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Если будет назван глагол в прошедшем времени мужского рода, приседают мальчики. Услышав глагол в прошедшем времени женского рода, приседают девочки. Если назову глагол в настоящем или будущем времени, то приседают все. Постарайтесь сосчитать, сколько глаголов в прошедшем времени я назвала. (Думал, учила, чистит, вычислила, говорил, вспомнят, синел, собрала, шумел, думаете, писал, построят). -Сколько глаголов в прошедшем времени вы услышали? -Молодцы! Их действительно было 8. | - Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м.р., ж.р., ср. р. -нет -во множественном числе глаголы по родам не изменяются -письмо -нет -ответы детей -прошедшее -при помощи суффикса –л- -дети читают правило -суффикс –л- в основу не входит -Для того чтобы узнать какой секрет есть у глаголов прошедшего времени , глаголы прош. врем. Образуются при помощи суффикса «Л», и в основу слова он не входит -8 |
V. Воспроизведение нового знания Задачи: Метапредметные: проверить первичное понимание правописания глаголов в прошедшем времени (предм.) высказывать суждения по результатам сравнения (ком.) аргументировать свое мнение (ком.) делать выводы по результатам работы (рег.) | | -Отложите учебник. Перескажите соседу по парте правило, которое мы с вами только что узнали. | -рассказывают правило друг другу |
Промежуточная рефлексия | | -Ребята, что нового мы узнали о глаголе? -А для чего нам может пригодиться это знание? -Как вы думаете, что мы будем делать дальше? | -что в прошедшем времени вглаголе есть сууфикс –л- и то, что этот суффикс не входит в основу -для выполнения упражнений -выполним упражнения |
VI. Закрепление нового знания Задачи: Предметные: закрепить знание о правописании глаголов в прошедшем времени разивать умение обозначать окончания глаголов, находить суффикс Метапредметные: высказывать суждения по результатам сравнения (ком.) аргументировать свое мнение (ком.) учить формулировать свои предположения (регул.) развивать умение работать с информацией (позн.) развивать умение работать в парах (ком.) | | -Сейчас немного поупражняемся. Но для начала откройте тетради. Запишите сегодняшнее число 20 апреля. Классная работа. -Найдите упражнение 232. Прочитайте. -Что надо сделать? -Кто желает выполнить у доски? Один выполняет под номерм 1, а второй под номером 2. -Проверьте. У всех так получилось? Если нет, то подумайте еще и исправьте аккуратно. -Следующее упражнение. Сейчас поработаем в парах. На столах вы видите карточки под №2. Вам необходимо выделить основу, суффикс и окончание. А затем определить число глаголов и определить их род, если это возможно. На карточках: Выдержал Увидел Высушила Бросили Советовал Замяукали -Давайте проверим, что у вас получилось? (проверка по цепочке) -Следующее упражнение выполняем самостоятельно. По вариантам. 1 вариант выполняет под 1 номером. А 2 под 2 номером. Вам необходимо только выписать глаголы и разобрать их по составу. -Давайте проверим. Что получилось у первого варианта? (после проверки на слайде выходит правильный ответ) -Аналогичная работа со вторым вариантом. | -читют -двое у доски |
VII. Итоги урока, рефлексия Задачи: Метапредметные: формировать умение оценивать результат учебных действий (регул.) развивать умение принимать участие в диалоге (коммун.) | | -Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним: Какую цель ставили? -Достигли ли мы цели? -Что нового узнали о глаголах прошедшего времени? -Сейчас вы оцените свою работу на уроке. Веселый смайлик – вы хорошо работали на уроке и все поняли. Серьезный смайлик – если вы работали, но вы не все поняли И грустный смайлик – если вы сегодня на уроке не работали и ничего не поняли. Поднимите руки те, кто выбрал веселый смайлик. А сейчас те, кто выбрал серьезный? И кто выбрал грустный? -Мне было приятно с вами поработать. На этом наш урок окончен. До свидания. | -повторить, что мы знаем о глаголах в прошедшем времени; учиться отличать глаголы в прошедшем времени от других глаголов и правильно их писать - у нихесть суффик –л- и этот суффикс не входит основу -оценивают работу на уроке |