СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные и второстепенные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока. Общие сведения о главных и второстеренных членах предложения. Обобщение

Просмотр содержимого документа
«Главные и второстепенные члены предложения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА № 111 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
















«Главные и второстепенные
члены предложения»












Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Мироненко Е.А.







Донецк – 2018 г.

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

( Урок-обобщение в форме игры).


Цель: закрепить сведения о главных и второстепенных членах предложения, об их синтаксической роли в предложении.


Ход урока:

  1. Определение темы и целей урока.

Посмотрите, пожалуйста, все на доску.

Что здесь написано? (Ярко светит зимнее солнце)

Как называется эта единица синтаксиса? (предложение)

А как вы угадали, что это предложение, по каким признакам? (есть грамматическая основа, еще есть второстепенные члены предложения, начинается с заглавной буквы, есть точка в конце)

А что здесь выделено? (главные и второстепенные члены предложения)

А кто из вас может сформулировать тему сегодняшнего урока?

А теперь попробуйте сами поставить перед собой цели, достижением которых мы будем заниматься на нашем уроке. Что мы должны будем сделать на сегодняшнем обобщающем уроке по главным и второстепенным членам предложения?

(-определение главных и второстепенных членов предложения;

- находить в предложении грамматическую основу

- находить в предложении второстепенные члены предложения

- на основе схемы придумывать предложение)

2. Объяснение формы работы, принятие правил работы.

Итак, сегодня будет необычный урок – урок в форме игры, соревнований двух команд. Я предлагаю вам поработать в группах. Будет 2 команды.

Капитан 1 команды – … Капитан 2 команды – ...

Капитаны выберите себе в команду игроков.

Достаньте памятки работы в группах, еще раз прочитайте их, вспомните и не нарушайте. Капитаны команд отвечают за работу в группе, назначают ответственных за ответ, оценивают в конце ответы учащихся.

  1. Практика.

1 ЗАДАНИЕ на правописание терминов.

Вам дается 1-2 минуты на то, чтобы исправить эти ошибки. На своих листочках вы должны будете написать 5 слов в исправленном виде.

Посмотрите на слайд. Здесь допущены ошибки.

ДАПОЛНЕНИЕ, ПОДЛИЖАЩИЕ, СКАЗУИМОЕ, АБСТОЯТЕЛЬСТВО, ОПРИДЕЛЕНИЕ.

Даются лист каждой команде с этим заданием.

Итак, время истекло, капитаны команд обменялись листочками (взаимопроверка).

Теперь проверьте правильность выполнения задания – все внимание на следующий слайд.

Карандашом за каждый правильный ответ поставьте над словом плюс.

Капитаны обменяйтесь снова работами.

Огласите результаты.

У кого сколько плюсов?

Вот вам жетоны.






2 ЗАДАНИЕ – тест на знание теории. На это задание отводится 2 минуты.

На листочках вы записываете № вопроса и правильный вариант ответа: а или б.

1. Что такое подлежащее:

а) главный член предложения, который обозначает предмет речи;

б) второстепенный член предложения, который обозначает предмет речи

2. Что такое сказуемое:

а) главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

б) второстепенный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

3. Что такое определение:

а) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета;

б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия по его месту, времени, причине…

4. Что такое дополнение:

а) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

б) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета;

5. Что такое обстоятельство:

а) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия по его месту, времени, причине…

Каждая команда проверяет свои ответы по следующему слайду. За каждый правильный ответ – 1 плюс. Капитаны команд огласите результаты. Вот вам жетоны.

3 ЗАДАНИЕ. Синтаксический разбор предложения.

На доске записано предложение. Разберите данное предложение по членам у себя на листочках. У вас 2 минуты.

Сани мчатся по белому снегу.

Капитаны команд выберете 1 человека, который будет отвечать.

1 команда – выделяет на доске главные члены

2 команда – второстепенные.

Проверяем. Итак, получаем жетоны.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Все встали. Я называю слова, вы должны определить, к какой части речи они относятся. Если к существительному – хлопаем в ладоши, если к глаголу – топаем ногами. Предлагаю ритм: раз-два. Начали: метель, метет, солнце, кружатся, снежинки, холодно, мороз, снеговик,

4 ЗАДАНИЕ Определение, чем выражены члены предложения.

Продолжаем работать с этим же предложением. Вам нужно подписать над каждым членом предложения, чем он выражен. У вас на это 1 минута.

Капитаны, назовите ответственных за это задание.

Выходим к доске.

1 команда подписывает чем выражены второстепенные члены предложения,

2 – главные. За правильные ответы капитаны поставите плюсы. Получите жетоны.


Вопрос к двум командам – устно.

Чем может быть выражено подлежащее? (существительным, местоимением)

Чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, существительным и прилагательным)

За правильные ответы команды получают жетоны.


5 ЗАДАНИЕ. Составить предложение по предложенной схеме.

Схема – на доске. У вас есть 1-2 минуты на составление предложения.

Капитаны команд выберите ответственного в вашей команде за это задание.

Сначала одна команда называет своё предложение, если верно – 1 жетон, нет – 0, потом вторая.

Схема: Вечером пошел сильный снег: обстоятельство-сказуемое-определение – подлежащее.


3.Итог.

Итак, что на сегодняшнем уроке мы повторили? А ты что повторил, а ты?

Да, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили главные и второстепенные члены, чем они выражены, их синтаксическую роль, схему предложения.


Я прошу капитанов команд огласить, сколько жетонов в вашей команде, а также дать ответ, кто сегодня получает оценки и какие.


Итак, по итогам урока большее количество жетонов у нас заработала команда…

Молодцы, вы подтвердил свои знания по этой теме.

Оглашение оценок.

Для Тех, кто получил сегодня 4-5, домашнего задания не будет, а тот, кто мало работал на уроке, запишите Д/З: составить предложение, чтобы в нем были все изученные главные и второстепенные члены предложения. начертить схему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!