МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА № 111 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Главные и второстепенные
члены предложения»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Мироненко Е.А.
Донецк – 2018 г.
Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.
( Урок-обобщение в форме игры).
Цель: закрепить сведения о главных и второстепенных членах предложения, об их синтаксической роли в предложении.
Ход урока:
Определение темы и целей урока.
Посмотрите, пожалуйста, все на доску.
Что здесь написано? (Ярко светит зимнее солнце)
Как называется эта единица синтаксиса? (предложение)
А как вы угадали, что это предложение, по каким признакам? (есть грамматическая основа, еще есть второстепенные члены предложения, начинается с заглавной буквы, есть точка в конце)
А что здесь выделено? (главные и второстепенные члены предложения)
А кто из вас может сформулировать тему сегодняшнего урока?
А теперь попробуйте сами поставить перед собой цели, достижением которых мы будем заниматься на нашем уроке. Что мы должны будем сделать на сегодняшнем обобщающем уроке по главным и второстепенным членам предложения?
(-определение главных и второстепенных членов предложения;
- находить в предложении грамматическую основу
- находить в предложении второстепенные члены предложения
- на основе схемы придумывать предложение)
2. Объяснение формы работы, принятие правил работы.
Итак, сегодня будет необычный урок – урок в форме игры, соревнований двух команд. Я предлагаю вам поработать в группах. Будет 2 команды.
Капитан 1 команды – … Капитан 2 команды – ...
Капитаны выберите себе в команду игроков.
Достаньте памятки работы в группах, еще раз прочитайте их, вспомните и не нарушайте. Капитаны команд отвечают за работу в группе, назначают ответственных за ответ, оценивают в конце ответы учащихся.
Практика.
1 ЗАДАНИЕ на правописание терминов.
Вам дается 1-2 минуты на то, чтобы исправить эти ошибки. На своих листочках вы должны будете написать 5 слов в исправленном виде.
Посмотрите на слайд. Здесь допущены ошибки.
ДАПОЛНЕНИЕ, ПОДЛИЖАЩИЕ, СКАЗУИМОЕ, АБСТОЯТЕЛЬСТВО, ОПРИДЕЛЕНИЕ.
Даются лист каждой команде с этим заданием.
Итак, время истекло, капитаны команд обменялись листочками (взаимопроверка).
Теперь проверьте правильность выполнения задания – все внимание на следующий слайд.
Карандашом за каждый правильный ответ поставьте над словом плюс.
Капитаны обменяйтесь снова работами.
Огласите результаты.
У кого сколько плюсов?
Вот вам жетоны.
2 ЗАДАНИЕ – тест на знание теории. На это задание отводится 2 минуты.
На листочках вы записываете № вопроса и правильный вариант ответа: а или б.
1. Что такое подлежащее:
а) главный член предложения, который обозначает предмет речи;
б) второстепенный член предложения, который обозначает предмет речи
2. Что такое сказуемое:
а) главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
б) второстепенный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
3. Что такое определение:
а) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета;
б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия по его месту, времени, причине…
4. Что такое дополнение:
а) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.
б) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета;
5. Что такое обстоятельство:
а) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.
б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия по его месту, времени, причине…
Каждая команда проверяет свои ответы по следующему слайду. За каждый правильный ответ – 1 плюс. Капитаны команд огласите результаты. Вот вам жетоны.
3 ЗАДАНИЕ. Синтаксический разбор предложения.
На доске записано предложение. Разберите данное предложение по членам у себя на листочках. У вас 2 минуты.
Сани мчатся по белому снегу.
Капитаны команд выберете 1 человека, который будет отвечать.
1 команда – выделяет на доске главные члены
2 команда – второстепенные.
Проверяем. Итак, получаем жетоны.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Все встали. Я называю слова, вы должны определить, к какой части речи они относятся. Если к существительному – хлопаем в ладоши, если к глаголу – топаем ногами. Предлагаю ритм: раз-два. Начали: метель, метет, солнце, кружатся, снежинки, холодно, мороз, снеговик,
4 ЗАДАНИЕ Определение, чем выражены члены предложения.
Продолжаем работать с этим же предложением. Вам нужно подписать над каждым членом предложения, чем он выражен. У вас на это 1 минута.
Капитаны, назовите ответственных за это задание.
Выходим к доске.
1 команда подписывает чем выражены второстепенные члены предложения,
2 – главные. За правильные ответы капитаны поставите плюсы. Получите жетоны.
Вопрос к двум командам – устно.
Чем может быть выражено подлежащее? (существительным, местоимением)
Чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, существительным и прилагательным)
За правильные ответы команды получают жетоны.
5 ЗАДАНИЕ. Составить предложение по предложенной схеме.
Схема – на доске. У вас есть 1-2 минуты на составление предложения.
Капитаны команд выберите ответственного в вашей команде за это задание.
Сначала одна команда называет своё предложение, если верно – 1 жетон, нет – 0, потом вторая.
Схема: Вечером пошел сильный снег: обстоятельство-сказуемое-определение – подлежащее.
3.Итог.
Итак, что на сегодняшнем уроке мы повторили? А ты что повторил, а ты?
Да, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами повторили главные и второстепенные члены, чем они выражены, их синтаксическую роль, схему предложения.
Я прошу капитанов команд огласить, сколько жетонов в вашей команде, а также дать ответ, кто сегодня получает оценки и какие.
Итак, по итогам урока большее количество жетонов у нас заработала команда…
Молодцы, вы подтвердил свои знания по этой теме.
Оглашение оценок.
Для Тех, кто получил сегодня 4-5, домашнего задания не будет, а тот, кто мало работал на уроке, запишите Д/З: составить предложение, чтобы в нем были все изученные главные и второстепенные члены предложения. начертить схему.