Годовая контрольная работа по обществознанию 8 класс 2022-2023 уч.год
Вариант 1.
1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом:
1) государство; 2) страна; 3) общество; 4) сообщество.
2. Верны ли следующие суждения о типологиях обществ?
А. Согласно одной из первых типологий, общества делятся на дописьменные и письменные.
Б. Типология, которая появилась в XIX веке, в качестве главных критериев классификации обществ выделяет способ производства и форму собственности.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
3. Около 30 тыс. лет назад у людей появилась наскальная живопись. Это проявление:
1)экономического прогресса; 2)технического прогресса; 3)культурного прогресса; 4)промышленной революции.
4. Талант и гениальность проявляются:
1) только в раннем детстве; 2) только в зрелом возрасте; 3) в любом возрасте; 4) всегда с рождения.
5. Верны ли следующие суждения о неудовлетворённых потребностях?
А. Подавление потребностей деформирует личность человека.
Б. Неудовлетворённые потребности больших групп населения могут привести к выступлениям против власти.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Социализация проходит в: 1)семье; 2)школе; 3)группе друзей; 4)верно всё перечисленное.
К экономической сфере относится:1)потребление материальных благ; 2)создание политических партий;
3)получение образования; 4)организация местного самоуправления.
Для существования рыночной экономики необходимо:
отсутствие частной собственности на средства производства;
запрет конкуренции;
свобода выбора производителей в принятии решений;
всё вышеперечисленное.
К способам воздействия государства на экономику относится:
1)налогообложение; 2)предоставление льгот; 3)правовое регулирование; 4)всё вышеперечисленное.
Примером социальной группы является:
1)семья; 2)средний класс в обществе; 3)городские жители; 4)верно всё перечисленное.
Нации возникают:1)с появлением человека разумного; 2)с возникновением государства; 3)с развитием капиталистических отношений;
4)на современном этапе развития общества.
Наиболее распространенной причиной развода в современном обществе является:
1)несходство характеров супругов;2)отсутствие общих интересов; 3)алкоголизм одного из супругов; 4)верно всё перечисленное.
Верны ли следующие суждения о конфликтах?
А. Определение масштабов конфликта связано с серьёзностью его последствий.
Б. Наиболее масштабные конфликты случаются чаще, чем незначительные.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
В1. Найдите черты сходства и отличия между семейным бюджетом и государственным бюджетом.
имеет юридическую силу;
содержит статьи расходов на социальные нужды;
состоит из доходной и расходной частей;
включает оплату управленческого аппарата;
пополняется за счёт налогов с населения.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
В2.Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) Социальный статус | 1) Место человека в социальной структуре общества. |
Б) Социальная группа. | 2) Совокупность представлений, существующих в обществе, о поведении, правах и обязанностях человека, занимающего определённое положение. |
В) Социальная роль. | 3) Совокупность людей, выделенных по каким – либо социально – значимым признакам. |
Г) Имидж. | 4) Определённое поведение, соответствующее положению человека в обществе. |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к предпринимательству.
Малый бизнес, прибыль, корпорация, социализация. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В4. Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности.
Человек с рождения является личностью;
Формируется в течение длительного времени;
Формируется в процессе социализации;
Проявляется вне общества;
Выражается в самостоятельных поступках.
В5. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного относятся к понятию «функции денег».
Мера стоимости, средство платежа, прибыль, мировые деньги.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В6. Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества.
Загрязнение окружающей среды;
Угроза ядерной войны;
Ограниченность ресурсов;
Кризис перепроизводства;
Рост числа неполных семей.
С1. Что такое социальная мобильность? Приведите примеры горизонтальной и вертикальной социальной мобильности
Вариант 2.
Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относятся к:
1)экономической сфере общества; 2)политической сфере общества; 3)социальной сфере общества; 4)духовной сфере общества.
Верны ли следующие суждения о последствиях воздействия человека на природу?
А. К негативным последствиям человеческой деятельности относится ежегодное сокращение биологических видов.
Б. Глобальной проблемой являются климатические изменения, вызванные деятельностью человека.
1)Верно только А;2)верно только Б;3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
К началу 20 века некоторые народы Севера, входившие в состав Российской империи, не имели своей письменности, вели кочевой образ жизни, поклонялись языческим богам. Этот факт иллюстрирует:1)действие закона ускорения истории;
2)действие закона неравномерности развития; 3)проявление регресса; 4)проявление технического прогресса.
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Потребность стать личностью у всех индивидов развита в равной степени.
Б. Потребность стать личностью проявляется у индивида как в обществе, так и вне общества.
1)Верно только А;2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
Певец К. целый год готовился к победе на международном конкурсе вокалистов. Жюри присудило К. первое место. Это пример удовлетворения:
1)физиологических потребностей; 2)социальных потребностей; 3)престижных потребностей; 4)потребностей в безопасности.
Певца С. после выступления долго не отпускали со сцены. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя аплодировали ему.
Это пример:1)делового общения; 2)повседневного общения; 3)речевого общения; 4)ритуального общения.
Рынок регулирует отношения в сфере:1)производства; 2)потребления; 3)распределения; 4)обмена.
Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к :1)повышению цен; 2)улучшению качества обслуживания;
3)увеличению числа производителей на рынке;4)росту затрат производителей на изготовление товара
В рыночной экономике в отличие от командной:1)принимаются чёткие государственные планы по выпуску продукции;
2)устанавливаются фиксированные цены;3)взимаются государственные налоги с населения; 4)существует конкуренция.
Укажите социальный статус, отличающий ребёнка от взрослого.1)дочь; 2)спортсмен; 3)собаковод; 4)школьник.
К характеристике класса бедных относится:
1)экономическая самостоятельность; 2)высокий уровень престижа; 3)отсутствие политических прав; 4)государственные дотации и пособия.
К причинам этнических конфликтов можно отнести:
бытовые предрассудки и стереотипы;
политику дискриминации со стороны власти по отношению к одному из этносов;
изгнание народа с территории проживания;
верно всё вышеперечисленное.
13. Верны ли следующие суждения о роли семьи?
А. В семье происходит формирование индивида как личности.
Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определённому социальному слою общества.
1)Верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
В 1. Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.
Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от неё;
Включает в себя распределение и потребление;
Включает помощь социально незащищённым слоям населения;
Создаёт товары и услуги;
Существует на всех стадиях развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
В 2. Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ | ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
А) Традиционное общество. | 1) Машинное производство – определяющий фактор развития. |
Б) Индустриальное общество. | 2) Большая роль церкви и армии. |
В) Постиндустриальное общество. | 3) В экономике преобладает сфера услуг. |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, характеризуют уровень жизни.
Условия труда, уровень образования, привычки, качество питания, условия проживания.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В 4. Найдите в предложенном списке принципы предпринимательской деятельности.
Отсутствие личной материальной ответственности.
наличие экономической свободы;
стремление к получению прибыли;
отсутствие профессионального риска;
наличие ресурсов для организации экономической деятельности.
В5. Все перечисленные ниже слова, за исключением одного, относятся к приобретённому статусу.
Врач, мужчина, демократ, садовод.Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В 6. Найдите в предложенном списке характерные черты доиндустриального общества.
Преобладающая роль сельского хозяйства;
большая роль религии и церкви;
развитие промышленности;
сословное деление общества;
высокий уровень развития науки;
преобладание городского населения над сельским.
С1. Что такое налог? Приведите по одному примеру прямых и косвенных налогов.
Вариант 3.
1. Процесс формирования мирового сообщества тесно связан с процессом:
1) формирования военно – политических союзов;2) создания независимых государств; 3)глобализации; 4)верно всё перечисленное.
Верны ли следующие суждения о характеристиках отдельных типов обществ?
А. В традиционном обществе важная роль отводилась церкви и армии.
Б. В доиндустриальном обществе основными группами населения были предприниматели и наёмные рабочие.
1) Верно только А; 2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.
Итогом неолитической революции является:
переход от собирательства к земледелию;
переход от мануфактуры к фабричному производству;
появление социальных групп буржуазии и наёмных рабочих;
появление массовой культуры.
Каждый рождающийся в мире младенец является:1)гениальным; 2)личностью; 3)великой личностью; 4)индивидом.
Верны ли следующие суждения о проявлении потребностей?
А. Всем людям в равной степени присущи все потребности.
Б. Высшие (вторичные) потребности оказывают большое влияние на формирование личности.
1) Верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.
После выхода на пенсию Л. Увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов – любителей. Это пример:
1)воспитания; 2)социализации; 3)самовоспитания; 4)самоконтроля.
Основным подразделением в сфере производства выступает:1)органы местной власти; 2)рынок; 3)предприятие; 4)банк.
Равновесная цена:
1)возникает в условиях конкуренции; 2)устанавливается государством; 3)устраивает только покупателей; 4)устраивает только продавцов.
В командной экономике, так же как и в рыночной:
1)отсутствует обмен; 2)у работников нет мотивации к труду; 3)прямые налоги; 4)свободное ценообразование.
Понятие «стратификация» обозначает:1)объединение;2)расслоение; 3)перемещение; 4)включение в сообщество.
Субъектом конфликта выступает:
благо, из-за которого происходит конфликт;
ситуация, ведущая к конфликту;
результаты конфликта;
стороны – участники конфликта.
Нуклеарная семья:
наиболее распространена в аграрном обществе;
включает не менее трёх поколений прямых родственников;
является малой социальной группой;
не предполагает общность быта.
Верны ли следующие суждения о среднем классе?
А. В современных западных странах средний класс составляет основу общества.
Б. В России в 1990-е гг. средний класс пополнился беженцами, пенсионерами и иностранными рабочими.
1) Верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.
В 1. Найдите черты сходства и отличия между врождённым статусом и приобретённым.
Отражает определённую характеристику человека;
не зависит от заслуг;
достигается в результате личных усилий человека;
достигается в результате выбора человека;
влияет на характер поведения.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
В 2. Установите соответствие между видом потребностей и их проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИД ПОТРЕБНОСТЕЙ | ПРОЯВЛЕНИЕ |
А) Физиологические | 1) Участие в каких – либо общественных организациях. |
Б) Престижные. | 2) Создание литературных произведений |
В) Духовные . | 3) Защита от холода или жары |
Г) Социальные | 4) Карьерный рост. |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к характеристике рынка.
Монополия, монархия, олигополия, конкуренция.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В 4. Найдите в приведённом списке этнообразующие факторы.
1)Кровное родство;2)общая культура; 3)отсутствие межпоколенной общности; 4)общая территория; 5)единый язык.
В5. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к способам протекания конфликтов.
Конкуренция, монополия, соперничество, конфронтация.Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В6. Найдите в приведённом списке факторы, способствующие росту безработицы.
Экономический кризис;
развитие экономики;
свёртывание производства в традиционных отраслях экономики;
несовпадение спроса и предложения на рынке рабочей силы;
государство осуществляет профессиональную переподготовку работников;
создание дополнительных рабочих мест.
С1. Что такое социальный статус? Приведите по одному примеру предписанного и достигаемого социального статуса.
Вариант 4.
В ходе революции 1917 года в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния:
1)политической сферы на духовную;2)экономической сферы на политическую; 3)политической сферы на экономическую;
4)социальной сферы на экономическую.
2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?
А. Развитие человеческого общества не может существенно влиять на состояние природной среды.
Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом..
1) Верно только А; 2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны
3. В начале 18 века в России при Петре 1 происходит бурный рост мануфактурного производства. В этот период появилось около 200 новых мануфактур. Данный факт является примером:
1)промышленной революции; 2)политических реформ; 3)экономических реформ; 4)регресса.
4. Верны ли следующие суждения о роли общества в формировании личности?
А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять её.
Б. Чем выше общий культурный уровень общества, тем меньше человек в нём ценится как личность.
1)Верно только А;2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны
5.Основными (базисными) потребностями согласно теории потребностей выступают:
1)физиологические;2)социальные; 3)престижные; 4)духовные.
Процесс общения:
1)связан с социальной средой;2)не связан с социальной средой; 3)связан с природной средой; 4)происходит только в семье.
Мастер К. по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере:1)производства; 2)обмена; 3)распределения; 4)потребления.
Верны ли следующие суждения о действии рынка?
А. На рынке происходит процесс выравнивания цен.
Б. В условиях рынка цены зависят от спроса и предложения.
1)Верно только А;2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны
9. Государственный бюджет в РФ утверждается:
1)Центральным банком РФ;2)Правительством РФ; 3)Федеральным Собранием РФ; 4)референдумом.
10. Одним из критериев стратификации является:1) возраст;2) пол; 3)место жительства;4)доход.
Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
1)способы протекания конфликтов; 2)способы разрешения конфликтов; 3)процесс социализации личности;
4)причины возникновения конфликтов.
Условием принадлежности к этносу является:
1)общность исторической судьбы; 2)отсутствие кровного родства; 3)отношение к средствам производства; 4)общий уровень доходов.
Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:1)нуклеарной семьи; 2)патриархальной семьи; 3)неполной семьи; 4)многодетной семьи.
В 1. Найдите черты сходства и отличия между производительным и непроизводительным трудом.
Создаётся продукт, являющийся товаром;
Оказываются услуги;
Является разновидностью экономической активности;
Предполагает вознаграждение;
Имеет значение для развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
В 2. Установите соответствие между социальными группами общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Богатые | 1) Основное занятие – попрошайничество. |
Б) Средний класс | 2) Наличие крупной собственности |
В) Бедные | 3) Обеспечение только прожиточного минимума |
Г) Нищие | 4) Приличествующий образ жизни |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к формам заработной платы.
Сдельная зарплата, профессиональная зарплата, аккордная зарплата, повременная зарплата.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В 4. Найдите в предложенном списке характеристики семьи.
Фундаментальный институт общества;
Малая социальная группа;
Преемственность поколений;
Раздельное проживание;
Единство политических взглядов.
В5. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «виды прогресса».
Революция, экономические реформы, воспитание, социальные реформы, политические реформы.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
В 6. Найдите в предложенном списке черты товара.
Удовлетворяет какую – либо потребность;
Не может продаваться;
Соотносится с другими товарами по стоимости;
Может выступать в виде услуги;
Обменивается только через прямые контакты продавца и покупателя.
С1. Что такое безработица? Назовите три причины безработицы.