СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ОГЭ. Часть 3, задание 13. Сочинение по тексту

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена информация о требованиях к заданию 13 ОГЭ согласно документам ФИПИ (демоверсии, кодификатору, спецификации), а также типичные ошибки, допускаемые обучающимися при написании сочинений.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ. Часть 3, задание 13. Сочинение по тексту»

МОУ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» Г. ТОРЕЗА» Готовимся к ОГЭ Часть 3. Задание 13 Сочинение по тексту  Руководитель проблемной группы Ельникова И.А., учитель русского языка и литературы ТОРЕЗ , 2023

МОУ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» Г. ТОРЕЗА»

Готовимся к ОГЭ

Часть 3. Задание 13

Сочинение по тексту

Руководитель проблемной группы

Ельникова И.А., учитель

русского языка и литературы

ТОРЕЗ , 2023

Распределение заданий по частям экзаменационной работы Части работы Часть 1 Количество заданий Максимальный первичный балл 1 Часть 2 (задание 1) 6 Часть 3 Типы заданий 11 1 (задания 2–12) 11 Части 1 и 3 Задание с развёрнутым ответом Примерное время Задания с кратким ответом 90 минут (задание 13) 7 Итого 9 баллов за практическую грамотность и фактическую точность письменной речи 85 минут Задание с развёрнутым ответом 13 60 минут 33 3 ч. 55 м. (235 мин.).

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы

Часть 1

Количество заданий

Максимальный первичный балл

1

Часть 2

(задание 1)

6

Часть 3

Типы заданий

11

1

(задания 2–12)

11

Части 1 и 3

Задание с развёрнутым ответом

Примерное время

Задания с кратким ответом

90 минут

(задание 13)

7

Итого

9 баллов за практическую грамотность и фактическую точность письменной речи

85 минут

Задание с развёрнутым ответом

13

60 минут

33

3 ч. 55 м. (235 мин.).

Варианты задания 13  (Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г.) 13.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» . Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Варианты задания 13 (Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г.)

13.1

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» .
  • Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Варианты задания 13  (Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г.) 13.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста : «Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал…»  Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Варианты задания 13 (Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г.)

13.2

  • Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста : «Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Журке, о которой он, оказывается, и не знал…»
  • Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Варианты задания 13  (Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г.) 13.3  Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Кого мы называем настоящим другом?» . Дайте определение выражению НАСТОЯЩИЙ ДРУГ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Варианты задания 13 (Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г.)

13.3

  • Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого мы называем настоящим другом?» . Дайте определение выражению НАСТОЯЩИЙ ДРУГ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
  • Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Критерии оценивания  задания 13  Внимание! Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов: – если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст; – если сочинение 13.1 написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта; – если сочинение 13.2 написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта; – если сочинение 13.3 написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта; – если в сочинении менее 70 слов.

Критерии оценивания задания 13

Внимание!

  • Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:

– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;

– если сочинение 13.1 написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;

– если сочинение 13.2 написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;

– если сочинение 13.3 написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;

– если в сочинении менее 70 слов.

Критерии оценивания  задания 13.1 № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1) С 1 К1 Баллы Наличие обоснованного ответа Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более, С 1 К2 0 Наличие примеров-аргументов или Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте тезис не доказан, или 3 Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, дано рассуждение вне контекста задания, или 2 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, 1 тезис доказан на бытовом уровне или или 0 привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

Критерии оценивания задания 13.1

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)

С 1 К1

Баллы

Наличие обоснованного ответа

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более,

С 1 К2

0

Наличие примеров-аргументов

или

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

тезис не доказан,

или

3

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,

дано рассуждение вне контекста задания,

или

2

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

или

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

1

тезис доказан на бытовом уровне

или

или

0

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

Критерии оценивания задания 13.1

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)

С 1 К3

Баллы

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют;

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

С 1 К4

1

но допущена одна логическая ошибка,

– в работе нет нарушений абзацного членения

Композиционная стройность работы

но допущено более одной логической ошибки,

0

и/или

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

1

имеется более одного нарушения абзацного членения

В работе нарушена композиционная стройность,

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 1 К1 – С 1 К4

и/или

0

работа не завершена,

7

и/или

в построении текста допущена одна ошибка и более

Критерии оценивания  задания 13.2 № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.2) С 2 К1 Баллы Понимание смысла фрагмента текста Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет С 2 К2 Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более, 1 Наличие примеров-иллюстраций 0 или Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, 3 Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует 2 Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или 0 экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

Критерии оценивания задания 13.2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.2)

С 2 К1

Баллы

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

С 2 К2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более,

1

Наличие примеров-иллюстраций

0

или

Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

3

Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

2

Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

0

экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

Критерии оценивания задания 13.2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.2)

С 2 К3

Баллы

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют;

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

С 2 К4

1

но допущена одна логическая ошибка,

– в работе нет нарушений абзацного членения

Композиционная стройность работы

но допущено более одной логической ошибки,

0

и/или

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

1

имеется более одного нарушения абзацного членения

В работе нарушена композиционная стройность,

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 2 К1 – С 2 К4

и/или

0

работа не завершена,

7

и/или

в построении текста допущена одна ошибка и более

Критерии оценивания  задания 13.3 № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.3) С 3 К1 Баллы Толкование значения слова (выражения) Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его С 3 К2 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его, 1 Наличие примеров-аргументов 0 или Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта, экзаменуемый дал неверное определение, или или Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 3 экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 2 толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0

Критерии оценивания задания 13.3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.3)

С 3 К1

Баллы

Толкование значения слова (выражения)

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

С 3 К2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его,

1

Наличие примеров-аргументов

0

или

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта,

экзаменуемый дал неверное определение,

или

или

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

3

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

2

толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

Критерии оценивания задания 13.3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.3)

С 3 К3

Баллы

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют;

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

С 3 К4

1

но допущена одна логическая ошибка,

– в работе нет нарушений абзацного членения

Композиционная стройность работы

но допущено более одной логической ошибки,

0

и/или

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

1

имеется более одного нарушения абзацного членения

В работе нарушена композиционная стройность,

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 3 К1 – С 3 К4

и/или

0

работа не завершена,

7

и/или

в построении текста допущена одна ошибка и более

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Внимание!

  • При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения .
  • Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов .
  • Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов , то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла:
  • ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет; ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет; ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
  • ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;
  • ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;
  • ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
  • ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
  • Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов , то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
  • Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы: – если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7; – если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше); – если в работе 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
  • – если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
  • – если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше);
  • – если в работе 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Таблица 7 № ГК1 Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2 Допущены две-три ошибки 1 Допущено четыре ошибки и более ГК2 0 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 2 Допущены три-четыре ошибки 1 Допущено пять ошибок и более ГК3 0 Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2 Допущены две ошибки 1 Допущено три ошибки и более 0

Таблица 7

ГК1

Критерии оценки грамотности

и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре ошибки и более

ГК2

0

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок и более

ГК3

0

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено три ошибки и более

0

Таблица 7 № ГК4 Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Соблюдение речевых норм Баллы Речевых ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 2 Допущены три-четыре ошибки ФК1 1 Допущено пять ошибок и более 0 Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 1 В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям ГК1 –ГК4 и ФК1 0 9

Таблица 7

ГК4

Критерии оценки грамотности

и фактической точности речи экзаменуемого

Соблюдение речевых норм

Баллы

Речевых ошибок нет, или допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

ФК1

1

Допущено пять ошибок и более

0

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

1

В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более

Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям ГК1 –ГК4 и ФК1

0

9

Композиция сочинения-рассуждения   Сочинение-рассуждение должно состоять из четырёх абзацев , логически и композиционно связанных между собой. Формулировка тезиса + комментарий. Аргумент 1 + пример из текста, подтверждающий рассуждение + комментарий к нему. Аргумент 2 + пример из собственного жизненного опыта или художественной литературы + комментарий к нему. Вывод. Формулировка тезиса + комментарий. Аргумент 1 + пример из текста, подтверждающий рассуждение + комментарий к нему. Аргумент 2 + пример из собственного жизненного опыта или художественной литературы + комментарий к нему. Вывод. В тексте должно быть не менее 70 слов. Ориентировочное количество слов - 75-90. Большее количество слов использовать не рекомендуется, поскольку появляется тенденция к повышению риска допуска ошибок, а это, исходя из критериев оценивания, отразится на конечном результате в балловом эквиваленте.

Композиция сочинения-рассуждения

  • Сочинение-рассуждение должно состоять из четырёх абзацев , логически и композиционно связанных между собой.
  • Формулировка тезиса + комментарий. Аргумент 1 + пример из текста, подтверждающий рассуждение + комментарий к нему. Аргумент 2 + пример из собственного жизненного опыта или художественной литературы + комментарий к нему. Вывод.
  • Формулировка тезиса + комментарий.
  • Аргумент 1 + пример из текста, подтверждающий рассуждение + комментарий к нему.
  • Аргумент 2 + пример из собственного жизненного опыта или художественной литературы + комментарий к нему.
  • Вывод.
  • В тексте должно быть не менее 70 слов. Ориентировочное количество слов - 75-90. Большее количество слов использовать не рекомендуется, поскольку появляется тенденция к повышению риска допуска ошибок, а это, исходя из критериев оценивания, отразится на конечном результате в балловом эквиваленте.
Тезис  Тезис – это основная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Тезис

  • Тезис – это основная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.
Аргументы  Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

Аргументы

  • Аргументацияэто приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
  • Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

Аргументы

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему ?, а аргументы отвечают: « Потому что …». Например:

1. Тезис: Чтение художественной литературы необходимо. ( Почему? )

  • Аргументы (Потому что…):
  • 1) чтение расширяет наш кругозор, углубляет наши знания о мире и человеке;
  • 2) чтение художественных произведений пробуждает эмоции;
  • 3) чтение приносит людям утешение;
  • 4) художественная литература рождает в человеке добрые чувства;
  • 5) художественная литература воспитывает человека, делает людей лучше;
  • Вывод: Художественная литература – это могучее средство духовного и интеллектуального обогащения человека.

2. Тезис: Иван Петрович – хороший учитель.

  • Аргумент 1 : Во-первых, он хорошо знает свой предмет.
  • Иллюстрация к аргументу 1: На его уроках всегда можно узнать много интересных фактов…
  • Аргумент 2: Во-вторых, он хорошо преподает свой предмет.
  • Иллюстрация к аргументу 2: Он понятно и доступно излагает материал…
  • Аргумент 3: В-третьих, он справедлив в своем отношении к ученикам.
  • Иллюстрация к аргументу 3: Например, у него никогда не бывает «любимых» или «нелюбимых»...
  • Вывод: Обучаясь у И.П., действительно, можно получить глубокие знания и объективные оценки.
Аргументы Виды аргументов   Логические Иллюстративные Ссылка на авторитет Прямые Косвенные  Реальные факты, положения официального документа Мнения выдающихся людей, общественное мнение Конкретные примеры из жизни Примеры из литературных произведений

Аргументы

Виды аргументов

  • Логические
  • Иллюстративные
  • Ссылка на авторитет
  • Прямые
  • Косвенные

  • Реальные факты, положения официального документа
  • Мнения выдающихся людей, общественное мнение
  • Конкретные примеры из жизни
  • Примеры из литературных произведений
Типичные ошибки 13.1 непонимание тезиса и формализация композиционная бедность обилие логических ошибок неумение «вставить» заученные примеры в нужное с точки зрения замысла автора место стремление «выплеснуть» на бумагу выученное, которое не всегда соответствовало заданию.  13.2 формальный подход к объяснению смысла фрагмента текста, поскольку не рассматривался предложенный фрагмент в рамках целостного текста неумение подтверждать выдвинутые тезисы примерами, то есть аргументировать положения текстовым материалом подмена аргументации собственными рассуждениями в отрыве от идейного содержания анализируемого текста, или, наоборот, использование цитаты, смысл которой нужно было объяснить в сочинении, в качестве аргумента для этого объяснения  13.3 неумение выпускников подбирать аргументы и комментировать их, объяснять свой выбор линии аргументации представление прежде всего собственного жизненного опыта, иногда не совсем корректно, при этом выбранные из текста предложения зачастую были заявлены лишь формально

Типичные ошибки

13.1

  • непонимание тезиса и формализация
  • композиционная бедность
  • обилие логических ошибок
  • неумение «вставить» заученные примеры в нужное с точки зрения замысла автора место
  • стремление «выплеснуть» на бумагу выученное, которое не всегда соответствовало заданию.

13.2

  • формальный подход к объяснению смысла фрагмента текста, поскольку не рассматривался предложенный фрагмент в рамках целостного текста
  • неумение подтверждать выдвинутые тезисы примерами, то есть аргументировать положения текстовым материалом
  • подмена аргументации собственными рассуждениями в отрыве от идейного содержания анализируемого текста, или, наоборот, использование цитаты, смысл которой нужно было объяснить в сочинении, в качестве аргумента для этого объяснения

13.3

  • неумение выпускников подбирать аргументы и комментировать их, объяснять свой выбор линии аргументации
  • представление прежде всего собственного жизненного опыта, иногда не совсем корректно, при этом выбранные из текста предложения зачастую были заявлены лишь формально
Типичные ошибки  Ошибки общего характера: подмена интерпретации текста пересказом или подмена толкования слова оценочным суждением нарушение коммуникативного замысла в сочинении-рассуждении, что зачастую приводило к изменению структуры работы: вместо рассуждения получалось, например, описание ошибки при построении связного текста сочинения (критерий СК3) логические «скачки» отсутствие средств лексико-грамматической связи повторы одной и той же мысли дублирование вывода

Типичные ошибки

Ошибки общего характера:

  • подмена интерпретации текста пересказом или подмена толкования слова оценочным суждением
  • нарушение коммуникативного замысла в сочинении-рассуждении, что зачастую приводило к изменению структуры работы: вместо рассуждения получалось, например, описание
  • ошибки при построении связного текста сочинения (критерий СК3)
  • логические «скачки»
  • отсутствие средств лексико-грамматической связи
  • повторы одной и той же мысли
  • дублирование вывода
Типичные ошибки Орфографические: правописание НЕ со словами разных частей речи; -Н- и -НН- в словах разных частей речи; правописание наречий; правописание суффиксов имён существительных и прилагательных; правописание личных окончаний глаголов; слитное, раздельное и дефисное написание слов и др. Пунктуационные: неправильное выделение вводных слов и вводных конструкций; неправильное выделение обособленных членов предложения (прежде всего причастных и деепричастных оборотов); неверная расстановка знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, часто – если придаточная часть находится внутри главной; неразличение предложения с однородными членами и сложносочинённого предложения; оформление цитат и прямой речи.

Типичные ошибки

Орфографические:

  • правописание НЕ со словами разных частей речи;
  • -Н- и -НН- в словах разных частей речи;
  • правописание наречий;
  • правописание суффиксов имён существительных и прилагательных;
  • правописание личных окончаний глаголов;
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов и др.

Пунктуационные:

  • неправильное выделение вводных слов и вводных конструкций;
  • неправильное выделение обособленных членов предложения (прежде всего причастных и деепричастных оборотов);
  • неверная расстановка знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, часто – если придаточная часть находится внутри главной;
  • неразличение предложения с однородными членами и сложносочинённого предложения;
  • оформление цитат и прямой речи.
Типичные ошибки  Грамматические: несоблюдение норм управления; нарушение границ предложения; неверное построение предложения с деепричастным оборотом; нарушения видовременной соотнесённости глагольных форм и др.; Речевые: употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости; неоправданные повторы; неуместное употребление иностилевой и экспрессивной лексики Фактические: приводя примеры из своего читательского опыта, экзаменуемые иногда неверно называли авторов литературных произведений и (или) сами произведения (например, книга Лермонтова про Евгения Онегина).

Типичные ошибки

Грамматические:

  • несоблюдение норм управления;
  • нарушение границ предложения;
  • неверное построение предложения с деепричастным оборотом;
  • нарушения видовременной соотнесённости глагольных форм и др.;

Речевые:

  • употребление слова в несвойственном ему значении;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • неоправданные повторы;
  • неуместное употребление иностилевой и экспрессивной лексики

Фактические:

  • приводя примеры из своего читательского опыта, экзаменуемые иногда неверно называли авторов литературных произведений и (или) сами произведения (например, книга Лермонтова про Евгения Онегина).
Полезные ссылки Алешникова Е. Л., Дощинский Р. А., Крайник О. М. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2022 года по русскому языку / Р. А. Дощинский, О. М. Крайник, Т. В. Соловьёва // Педагогические измерения. — 2022. — № 3. — С. 5–15. https://doc.fipi.ru/zhurnal-fipi/PI-2023-02.pdf     СДАМ ГИА : РЕШУ ОГЭ Образовательный портал для подготовки к экзаменам https ://rus-oge.sdamgia.ru/prob_catalog  ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/osnovnoj-gosudarstvennyj-ekzamen/oge-russkij-yazyk  4ЕГЭ https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/61706-sbornik-obuchenie-napisaniju-sochinenija-oge-93.html  Онлайн-школа ctege.info https://ctege.info/teoriya-oge-po-russkomu-yazyiku/sochinenie-oge-po-russkomu-yazyiku.html  https://ctege.info/sochinenie-oge/klishe-dlya-sochineniya-9-3.html

Полезные ссылки

  • Алешникова Е. Л., Дощинский Р. А., Крайник О. М. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2022 года по русскому языку / Р. А. Дощинский, О. М. Крайник, Т. В. Соловьёва // Педагогические измерения. — 2022. — № 3. — С. 5–15.
  • https://doc.fipi.ru/zhurnal-fipi/PI-2023-02.pdf
  • СДАМ ГИА : РЕШУ ОГЭ
  • Образовательный портал для подготовки к экзаменам
  • https ://rus-oge.sdamgia.ru/prob_catalog
  • ЯКласс
  • https://www.yaklass.ru/p/osnovnoj-gosudarstvennyj-ekzamen/oge-russkij-yazyk
  • 4ЕГЭ
  • https://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/61706-sbornik-obuchenie-napisaniju-sochinenija-oge-93.html
  • Онлайн-школа ctege.info
  • https://ctege.info/teoriya-oge-po-russkomu-yazyiku/sochinenie-oge-po-russkomu-yazyiku.html
  • https://ctege.info/sochinenie-oge/klishe-dlya-sochineniya-9-3.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!