- Как вы думаете о чём пойдет речь сегодня на занятии? - Вставьте пропущенное слово, чтобы назвать тему занятия. (На слайде: Я – гражданин…) - Какой будет цель нашего занятия? - Цель нашего мероприятия: Узнать, каким должен быть гражданин России? - Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. - На занятии мы посетим страну калейдоскоп и попытаемся достигнуть нашей цели. - А вы, ребята, знаете, что такое калейдоскоп? - Вместо рисунков в нашем калейдоскопе будут меняться узоры. - Чтобы посмотреть узоры, необходимо составить план действий. - Давайте попробуем составить план. «Класс путешественников». «Моя Россия». Сстанция узора «Вопрос на засыпку». Станция узора «Пока все дома». - Как вы думаете какую первую станцию мы посетим сначала? Какая будет вторая? Третья? Четвёртая? Последняя? - Замечательно! Наш план готов, и мы можем отправиться в путь. «Класс путешественников» - Первая станция «Класс путешественников». В моих руках вы видите мяч. Я любому из вас буду его давать а вы передавать, а на ком остановилась заканчивает фразу одним словом: Родина - это ... - Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза,распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина - это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина? - Почему я связала ассоциации к слову Родина с класом путешественников? . «Моя Россия» - Следующая станция называется «Моя Россия». Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Каждый гражданин страны должен знать ее историю и государственные символы. Работа в парах «Государственные символы». - Чтобы вспомнить государственные символы нашей страны решите филворд в парах на карточках. - Но перед тем как приступите к выполнению задания, скажите пожалуйста какие правила работы в группе нужно соблюдать? - Назовите государственные символы, которые вы нашли. -Молодцы! Как мы должны относиться к ним? -Верно! - Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и написано в Конституции РФ. -Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России. - На слайде изображены флаги государств. Найдите флаг Российской Федерации. - Молодцы! - А знаете ли вы, что обозначает каждый цвет на флаге нашего государства. Белый цвет – берёзка. Синий - неба цвет. Красная полоска- солнечный рассвет. -А кто может описать герб РФ? У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный. -На слайде вы можете увидеть герб нашей страны. -Послушайте внимательно. Что мы слышим? -Правильно! Это Гимн РФ. Что мы делаем, когда звучит Гимн нашего государства? -Встаньте из своих парт. Исполним Гимн нашей страны! -Какие чувства у вас вызывает данная музыка? - Переходим к следующей станции! Она называется «Вопрос на засыпку». 3. станция «Вопрос на засыпку» (На слайде слово «гражданин») - Прочитайте слово на слайде. Нам встретилось интересное и важное слово «гражданин». - На каком уроке мы с ним уже познакомились? -Ребята, а кто такой гражданин? -Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Фронтальная работа - На доску прикреплены различные понятия и утверждения, но далеко не все из них можно включить в слово «гражданин». Давайте вместе выберем какие могут охарактеризовать человека как настоящего гражданина. Патриотизм Вред природе Высокая нравственность Нарушение законов Любовь к родной природе Любовь к близким Вред здоровью граждан Ненависть к государству Любовь к своей Родине -Молодцы ребята! -Как называется этот документ? (На слайде: свидетельство о рождении) -Рассмотрим, что в нём написано. - Этот важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны - вы являетесь гражданамиРоссийской Федерации. - А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? - Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (На слайде перечисляются права) - А теперь подумайте, ребята, когда вы пришли в школу, какие ещё права у вас появились? - А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? -Правильно. Право учиться, право на защиту, на свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (На слайде: Конституция РФ) -Как вы думаете, что такое Конституция РФ -Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. -Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы? -Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в Конституции. - Поработаем с Конституцией. Рассмотрим статьи из раздела, которые подходят к нашей теме. право на имя, отчество, фамилию. жить и воспитываться в семье. общаться с родителями и другими родственниками. защищать свои права. выражать свое мнение. право на имущество. право на медицинское обслуживание. -Как вы можете их объяснить? - У каждого человека есть свои права и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других ... Только тогда мы сможем стать настоящими гражданами Отечества. Но помимо прав у каждого человека также имеются и обязанности. -Как вы думаете, что такое обязанности? -Обязанности — это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет. -Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся. 1. Прилежно учиться. 2. Выполнять требования учителя, дежурных. 3. Соблюдать технику безопасности. 4. Беречь школьное имущество. 5. Выполнять распорядок дня. 6. Придерживаться правил культурного поведения. 7. Уважать права других. - Эти правила вы обязаны соблюдать! 4. станция«Пока все дома» Работа в группах -А сейчас разделимся на три группы. Но для начала вспомните, какие правила работы в группах вы знаете? - Так как одно из главных качеств гражданина это любовь к Родине, я предлагаю вам поработать с пословицами на эту тему. Ваша задача: работая в группах, собрать пословицы из частей, а затем объяснить их смысл. Береги землю родимую, как мать любимую. Много разных стран, а Родина одна. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Родина краше солнца, дороже золота. - Объясните смысл пословиц. - Вы все молодцы! Мы живём с вами в стране, которая, за свою многовековую историю перенесла многое: и революции, и не одну кровопролитную войну. И в каждое время находились люди, которые отдавали свою жизнь, талант, душу на становление своей страны, своей Отчизны. |