СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Группа 320 МХК (презентация"Романтизм") 13.04.2024

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

дистанционное обучение

Просмотр содержимого документа
«Группа 320 МХК (презентация"Романтизм") 13.04.2024»

Художественная культура XIX века

Художественная культура XIX века

История происхождения термина «Романтизм» (от латин. Romanus ) – значит римский, то есть возникший на основе римской культуры, соотносили с понятием жанра романа, а в Средние века это понятие указывало на произведение, написанное на одном из языков романской группы, а не на латыни. «Романтизм» и «Романтика» - понятия-синонимы, имеют много общего:  - восторженное отношение к действительности  - понимание исключительной роли личности  - неудовлетворенность жизнью и оторванность от нее  - устремленность к некоему несбыточному и таинственному идеалу Романтизм пронизывал различные исторические эпохи (Античность, Средние века, Возрождение) и художественные стили (готику, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн).

История происхождения термина

  • «Романтизм» (от латин. Romanus ) – значит римский, то есть возникший на основе римской культуры, соотносили с понятием жанра романа, а в Средние века это понятие указывало на произведение, написанное на одном из языков романской группы, а не на латыни.
  • «Романтизм» и «Романтика» - понятия-синонимы, имеют много общего:

- восторженное отношение к действительности

- понимание исключительной роли личности

- неудовлетворенность жизнью и оторванность от нее

- устремленность к некоему несбыточному и таинственному идеалу

  • Романтизм пронизывал различные исторические эпохи (Античность, Средние века, Возрождение) и художественные стили (готику, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн).
Романтизм  – художественный стиль конца XVIII – XIX вв и особый способ познания действительности и отражения мира. Исторические корни романтизма находятся в трудах немецких философов: И. Канта  (1724 – 1804, «Критика способности суждения») , Ф. Шеллинга  (1775 – 1854, «Система трансцендентального идеализма») Г. Гегеля  (1771 – 1831, «Феноменология духа»). Все они, выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа; нет ничего вечного, непререкаемых догм, вечных истин, есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов.

Романтизм – художественный стиль конца XVIII – XIX вв и особый способ познания действительности и отражения мира.

Исторические корни романтизма находятся в трудах немецких философов:

И. Канта (1724 – 1804, «Критика способности суждения») ,

Ф. Шеллинга (1775 – 1854, «Система трансцендентального идеализма»)

Г. Гегеля (1771 – 1831, «Феноменология духа»).

Все они, выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа; нет ничего вечного, непререкаемых догм, вечных истин, есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов.

Август Шлегель :  «Романтик живет не в обыденности, но создает свой собственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам»          П.А.  Вяземский: П.А.  Вяземский: П.А.  Вяземский: П.А.  Вяземский: П.А.  Вяземский:  «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»  «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»  «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»  «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»  «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»

Август Шлегель :

«Романтик живет не в обыденности, но создает свой собственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам»

П.А. Вяземский:

  • П.А. Вяземский:
  • П.А. Вяземский:
  • П.А. Вяземский:
  • П.А. Вяземский:

«Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»

  • «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
  • «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
  • «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
  • «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
Эстетические  принципы  романтизма Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Экзотика дальних стран.

Эстетические принципы романтизма

  • Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.
  • Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
  • Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.
  • Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
  • Экзотика дальних стран.
Значение романтизма Отразил всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму.  Провозгласил всю ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм и правил.  Романтизм имел свои отличительные особенности в каждой стране, определяемые историческими условиями и культурными традициями.  Во вт. пол. XIX в. романтизм был повсеместно был трансформирован в другие стилевые течения.

Значение романтизма

  • Отразил всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму.
  • Провозгласил всю ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм и правил.
  • Романтизм имел свои отличительные особенности в каждой стране, определяемые историческими условиями и культурными традициями.
  • Во вт. пол. XIX в. романтизм был повсеместно был трансформирован в другие стилевые течения.
В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна - Т. Жерико, Э. Делакруа (Франция), - Ф. Гойи (Испания), - Д. Тёрнера, У. Блейка (Англия), - К.Д. Фридриха (Германия), - О. Кипренского, К. Брюллова, И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Художники, свободные от всяческих догм, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека.

В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна

- Т. Жерико, Э. Делакруа (Франция),

- Ф. Гойи (Испания),

- Д. Тёрнера, У. Блейка (Англия),

- К.Д. Фридриха (Германия),

- О. Кипренского, К. Брюллова, И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма.

Художники, свободные от всяческих догм, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека.

Герой романтической эпохи: портрет Эжен Делакруа (1798 – 1863) «Автопортрет в костюме Гамлета» 1821 г Собрание Жамо, Париж Портрет Фридерика Шопена. 1838 г. Лувр, Париж

Герой романтической эпохи: портрет

Эжен Делакруа (1798 – 1863)

«Автопортрет в костюме Гамлета» 1821 г Собрание Жамо, Париж

Портрет Фридерика Шопена. 1838 г.

Лувр, Париж

Герой романтической эпохи: портрет Франсиско Гойя (1746 - 1828 гг) Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. 1806 г. Национальная галерея, Лондон Автопортрет

Герой романтической эпохи: портрет

Франсиско Гойя (1746 - 1828 гг)

Портрет доньи Исабели

Ковос де Порсель. 1806 г.

Национальная галерея, Лондон

Автопортрет

Герой романтической эпохи: портрет О.А. Кипренский (1782 – 1836) Портрет Алексея Томилова, коллекционера, участника Отечественной войны 1812 года. 1813 г. Портрет Е.В. Давыдова. 1809 г ГРМ, Санкт - Петербург

Герой романтической эпохи: портрет

О.А. Кипренский (1782 – 1836)

Портрет Алексея Томилова, коллекционера, участника Отечественной войны 1812 года. 1813 г.

Портрет Е.В. Давыдова. 1809 г ГРМ, Санкт - Петербург

Герой романтической эпохи: портрет О.А. Кипренский (1782 – 1836) Портрет А.С. Пушкина 1827 г. Мемориальный музей-квартира Пушкина, Москва Портрет Е.П. Ростопчиной. 1809 г. ГТГ

Герой романтической эпохи: портрет

О.А. Кипренский (1782 – 1836)

Портрет А.С. Пушкина 1827 г.

Мемориальный музей-квартира Пушкина, Москва

Портрет Е.П. Ростопчиной. 1809 г. ГТГ

Герой романтической эпохи: портрет К.П. Брюллов (1799 – 1852) Автопортрет. 1848 г. Портрет Н.В. Кукольника. 1836 г.

Герой романтической эпохи: портрет

К.П. Брюллов (1799 – 1852)

Автопортрет. 1848 г.

Портрет Н.В. Кукольника. 1836 г.

Герой романтической эпохи: портрет К.П. Брюллов (1799 – 1852) «Всадница», 1832 г. «Последний день Помпеи» (1830 – 1833 гг)

Герой романтической эпохи: портрет

К.П. Брюллов (1799 – 1852)

«Всадница», 1832 г.

«Последний день Помпеи» (1830 – 1833 гг)

Пейзажная живопись романтизма  Приемы изображения природы романтиками: Ощущение безграничности и безбрежности природы передано пейзажами, уходящими к горизонту. Продумано колористическое решение пейзажа: передний план – теплые (коричневые и золотистые) тона, задний план – холодные (бледные, голубоватые) тона. Определенные средства для изображения облаков и воды.  Вольная стихия природы – олицетворение духа свободы и независимости

Пейзажная живопись романтизма

Приемы изображения природы романтиками:

  • Ощущение безграничности и безбрежности природы передано пейзажами, уходящими к горизонту.
  • Продумано колористическое решение пейзажа: передний план – теплые (коричневые и золотистые) тона, задний план – холодные (бледные, голубоватые) тона.
  • Определенные средства для изображения облаков и воды.

Вольная стихия природы – олицетворение духа

свободы и независимости

Пейзажная живопись романтизма Плот «Медузы», 1819 г. Лувр, Париж Теодор Жерико (1791 – 1824)

Пейзажная живопись романтизма

Плот «Медузы», 1819 г.

Лувр, Париж

Теодор Жерико (1791 – 1824)

Пейзажная живопись романтизма «Снежная буря во время перехода Ганнибала». 1812 г. Галерея Тейт, Лондон Уильям Тёрнер (1775 – 1851)

Пейзажная живопись романтизма

«Снежная буря во время перехода Ганнибала». 1812 г. Галерея Тейт, Лондон

Уильям Тёрнер (1775 – 1851)

Пейзажная живопись романтизма «Монах на берегу моря».1808 - 1809 гг. Берлин К.Д. Фридрих (1774 – 1840)

Пейзажная живопись романтизма

«Монах на берегу моря».1808 - 1809 гг. Берлин

К.Д. Фридрих (1774 – 1840)

Пейзажная живопись романтизма «Девятый вал». 1850 год Санкт-Петербург И.К. Айвазовский (1817–1900)

Пейзажная живопись романтизма

«Девятый вал». 1850 год

Санкт-Петербург

И.К. Айвазовский (1817–1900)

Современность глазами романтиков «Свобода на баррикадах» 1830 г. Лувр, Париж Э. Делакруа (1791 – 1824)

Современность глазами романтиков

«Свобода на баррикадах» 1830 г. Лувр, Париж

Э. Делакруа (1791 – 1824)

Современность глазами романтиков Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. 1814 г. Лувр, Париж Ф. Гойя (1746 – 1828)

Современность глазами романтиков

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. 1814 г. Лувр, Париж

Ф. Гойя (1746 – 1828)

Экзотика Востока Алжирские женщины. 1833 г. Лувр, Париж Э. Делакруа (1791 – 1824)

Экзотика Востока

Алжирские женщины. 1833 г. Лувр, Париж

Э. Делакруа (1791 – 1824)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!