Художественная культура XIX века
История происхождения термина
- «Романтизм» (от латин. Romanus ) – значит римский, то есть возникший на основе римской культуры, соотносили с понятием жанра романа, а в Средние века это понятие указывало на произведение, написанное на одном из языков романской группы, а не на латыни.
- «Романтизм» и «Романтика» - понятия-синонимы, имеют много общего:
- восторженное отношение к действительности
- понимание исключительной роли личности
- неудовлетворенность жизнью и оторванность от нее
- устремленность к некоему несбыточному и таинственному идеалу
- Романтизм пронизывал различные исторические эпохи (Античность, Средние века, Возрождение) и художественные стили (готику, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн).
Романтизм – художественный стиль конца XVIII – XIX вв и особый способ познания действительности и отражения мира.
Исторические корни романтизма находятся в трудах немецких философов:
И. Канта (1724 – 1804, «Критика способности суждения») ,
Ф. Шеллинга (1775 – 1854, «Система трансцендентального идеализма»)
Г. Гегеля (1771 – 1831, «Феноменология духа»).
Все они, выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа; нет ничего вечного, непререкаемых догм, вечных истин, есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов.
Август Шлегель :
«Романтик живет не в обыденности, но создает свой собственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам»
П.А. Вяземский:
- П.А. Вяземский:
- П.А. Вяземский:
- П.А. Вяземский:
- П.А. Вяземский:
«Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
- «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
- «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
- «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
- «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»
Эстетические принципы романтизма
- Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.
- Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
- Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.
- Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.
- Экзотика дальних стран.
Значение романтизма
- Отразил всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму.
- Провозгласил всю ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм и правил.
- Романтизм имел свои отличительные особенности в каждой стране, определяемые историческими условиями и культурными традициями.
- Во вт. пол. XIX в. романтизм был повсеместно был трансформирован в другие стилевые течения.
В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна
- Т. Жерико, Э. Делакруа (Франция),
- Ф. Гойи (Испания),
- Д. Тёрнера, У. Блейка (Англия),
- К.Д. Фридриха (Германия),
- О. Кипренского, К. Брюллова, И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма.
Художники, свободные от всяческих догм, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека.
Герой романтической эпохи: портрет
Эжен Делакруа (1798 – 1863)
«Автопортрет в костюме Гамлета» 1821 г Собрание Жамо, Париж
Портрет Фридерика Шопена. 1838 г.
Лувр, Париж
Герой романтической эпохи: портрет
Франсиско Гойя (1746 - 1828 гг)
Портрет доньи Исабели
Ковос де Порсель. 1806 г.
Национальная галерея, Лондон
Автопортрет
Герой романтической эпохи: портрет
О.А. Кипренский (1782 – 1836)
Портрет Алексея Томилова, коллекционера, участника Отечественной войны 1812 года. 1813 г.
Портрет Е.В. Давыдова. 1809 г ГРМ, Санкт - Петербург
Герой романтической эпохи: портрет
О.А. Кипренский (1782 – 1836)
Портрет А.С. Пушкина 1827 г.
Мемориальный музей-квартира Пушкина, Москва
Портрет Е.П. Ростопчиной. 1809 г. ГТГ
Герой романтической эпохи: портрет
К.П. Брюллов (1799 – 1852)
Автопортрет. 1848 г.
Портрет Н.В. Кукольника. 1836 г.
Герой романтической эпохи: портрет
К.П. Брюллов (1799 – 1852)
«Всадница», 1832 г.
«Последний день Помпеи» (1830 – 1833 гг)
Пейзажная живопись романтизма
Приемы изображения природы романтиками:
- Ощущение безграничности и безбрежности природы передано пейзажами, уходящими к горизонту.
- Продумано колористическое решение пейзажа: передний план – теплые (коричневые и золотистые) тона, задний план – холодные (бледные, голубоватые) тона.
- Определенные средства для изображения облаков и воды.
Вольная стихия природы – олицетворение духа
свободы и независимости
Пейзажная живопись романтизма
Плот «Медузы», 1819 г.
Лувр, Париж
Теодор Жерико (1791 – 1824)
Пейзажная живопись романтизма
«Снежная буря во время перехода Ганнибала». 1812 г. Галерея Тейт, Лондон
Уильям Тёрнер (1775 – 1851)
Пейзажная живопись романтизма
«Монах на берегу моря».1808 - 1809 гг. Берлин
К.Д. Фридрих (1774 – 1840)
Пейзажная живопись романтизма
«Девятый вал». 1850 год
Санкт-Петербург
И.К. Айвазовский (1817–1900)
Современность глазами романтиков
«Свобода на баррикадах» 1830 г. Лувр, Париж
Э. Делакруа (1791 – 1824)
Современность глазами романтиков
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. 1814 г. Лувр, Париж
Ф. Гойя (1746 – 1828)
Экзотика Востока
Алжирские женщины. 1833 г. Лувр, Париж
Э. Делакруа (1791 – 1824)