Тема урока: Образы детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) произведения.
Цель урока: составить характеристики детей; увидеть, каков мир детства в рассказе.
Педагогические задачи: способствовать формированию представлений о И.С.Тургеневе как великом русском писателе, найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;
ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.
Основные понятия и термины: портрет в литературе.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель читает стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
Определение темы и целей урока.
- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).
- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).
- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания мальчиков, их портретов).
- Вспомним значение литературного понятия «портрет». (портрет – это описание внешности , а также других характерных черт героя в литературном произведении)
- По каким признакам можно характеризовать внешность человека?
- Начертим себе в тетрадь таблицу,в которую будем вносить характеристику ребят.
Имя Признаки | Возраст мальчика | Внешний вид. | Выражение лица. | Одежда. Одежда. | Характер | Речь |
Федя | | | | | | |
Павлуша | | | | | | |
Ильюша | | | | | | |
Костя | | | | | | |
Ваня | | | | | | |
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)
3. Знакомство с темой урока.
- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок? И.С.Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков)
- А что такое образ?(Вид, облик)
II. Изучение нового материала
- Представьте себе Бежин луг: тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.
У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории.
-Сколько ребят в ночном и как их зовут? (В ночном 5 мальчиков: Федя, Илюша, Павлуша, Костя, Ваня)
- Попробуйте по краткому описанию угадать героя.
- Откройте учебник, перед вами портреты мальчиков.
- Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ)
- Давайте познакомимся с Федей
- Как описывает его автор?
(Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой).
(На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские)
Вопросы к классу:
- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).
Армячок (знакомство с лексическим значением) – в старину кафтан из толстого сукна.
- Что он делает в Ночном? (Автор замечает, что Федя в ночном не по нужде, а для забавы).
- Его отношение к другим мальчикам? (Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям)
- Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША)
- Итак, знакомимся с Павлушей
- Внешний вид
(У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов).
Вопрос классу:
- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).
- Почему на глаза обращает внимание писатель? (Глаза – зеркало души)
- Что он делал во время рассказов детей?
(Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду)
- Чем отличается Павлуша от остальных ребят?
(Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились)
- Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?
Какой герой отличался умением увлекательно рассказывать страшные истории? (ИЛЬЮША)
(Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет).
Вопрос классу:
- Что же заботит 12-летнего мальчика?
(он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик, как будто чем-то придавлен)
- По силам ли подростку такая жизнь?)
- одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.- непосильный труд
- Чем отличается Ильюша от всех остальных?
(Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории).
- Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ)
- Что отмечает автор в описании Кости?
(В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно)
- Как он вёл себя во время рассказов мальчиков?
(Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален)
Вопрос классу:
- Чем же возбуждал любопытство Тургенева мальчик Костя?
(у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать)
- Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ)
- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев?
(Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей)
- Как он ведёт себя среди ребят?
(Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Можно сделать вывод, что Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре).
- Что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)
- В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры).
- Кого из мальчиков вы отнесли бы к определенному типу: полувеселый, полурассеянный, беззаботный - Федя
деловитый, смелый - Павлуша
увлекательно рассказывающий страшные истори -Ильюша
задумчив и печален -Костя
робок - Ваня
- Кто же из ребят претендует на главную роль?
-.Павлуша
- Почему?
1.Он в критических ситуациях смелее себя ведет.
2. Когда все испугались и собаки залаяли, Павлуша бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.
3.Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.
4.И не побоялся после страшных историй пойти за водой.
-А как вы думаете, можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Можно) (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)
- Итак, герои произведения – деревенские ребята. В каждом портрете есть загадка , мы можемсделать вывод, что они: любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.
- Что ребята ночью делали в лесу?
– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков.
- обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)
3. Работа со словарем.
Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.
Россказни – измышления, выдумки.
Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.
Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.
– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?(9 , в основном рассказывал Илюша)
- О чём рассказывают мальчики?
“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”
Ильюша (про домового).
Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).
Ильюша (псарь Ермил и барашек).
Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).
Ильюша (гадание бабы Ульяны).
Костя (звуки из бучила).
Ильюша (про лешего).
Ильюша (про водяного и Акулину).
Костя (Феклиста и сын).
- А верят ли мальчики тому, о чём рассказывают? И как эти рассказы характеризуют самих мальчиков? (Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их. Но их живой ум и богатое воображение стараются всё объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично. Каждая история, рассказанная тем или иным мальчиком, соответствует его характеру, страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны)
СУЕВЕРИЕ – вера во что – то сверхъестественное.(на доске)- А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?
- Удалось ли рассказчикам донести до вас истории?
- Чья история показалась вам более интересной?
• Итак, какую задачу мы с вами ставили?
• Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?
Домашнее задание.
- Пересказ одной из быличек.
Дополнительный материал.
Короткий вопрос – быстрый ответ.
-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)
-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)
-Кто был назван трусишкой? (Костя)
-Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)
- Как звали слободского плотника? (Гаврила)
-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)
-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)
-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)
- Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)
- Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)
-Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)
-Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)
-Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)
-Лукавый, удивительный человек? (Тришка)
-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)
-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)
-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)
- Почему не кричит леший? (он немой)
- Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/
-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)
-Как звали сестру Вани? (Анюшка)
Короткий вопрос – быстрый ответ.
-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой.
-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….
-Кто был назван трусишкой?
-Отчего раскашлялся домовой?
- Как звали слободского плотника?
-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес?
-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать?
-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил
- Кто раз повстречал старого барина?
- Имя, отчество покойного барина?
-Кто лучше других знал сельские поверья?
-Кто в прошлом году на паперть ходил?
-Где было также видать предвиденье небесное?
-Лукавый, удивительный человек?
-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная?
-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/
-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…»
- Почему не кричит леший?
- Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить»
-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!»
-Как звали сестру Вани?
Короткий вопрос – быстрый ответ.
-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой.
-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….
-Кто был назван трусишкой?
-Отчего раскашлялся домовой?
- Как звали слободского плотника?
-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес?
-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать?
-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил
- Кто раз повстречал старого барина?
- Имя, отчество покойного барина?
-Кто лучше других знал сельские поверья?
-Кто в прошлом году на паперть ходил?
-Где было также видать предвиденье небесное?
-Лукавый, удивительный человек?
-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная?
-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/
-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…»
- Почему не кричит леший?
- Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить»
-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!»
-Как звали сестру Вани?