СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев "Бежин луг". Образы детей.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев "Бежин луг". Образы детей.»

Тема урока: Образы детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) произведения.

Цель урока: составить характеристики детей; увидеть, каков мир детства в рассказе.

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений о И.С.Тургеневе как великом русском писателе, найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;

ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.

Основные понятия и термины: портрет в литературе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Учитель читает стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

 По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

  1. Определение темы и целей урока.

- Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

- Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).

- Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).

- Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания мальчиков, их портретов).

- Вспомним значение литературного понятия «портрет». (портрет – это описание внешности , а также других характерных черт героя в литературном произведении)

- По каким признакам можно характеризовать внешность человека?

- Начертим себе в тетрадь таблицу,в которую будем вносить характеристику ребят.

Имя

Признаки

Возраст мальчика

Внешний вид.

Выражение лица.

Одежда. Одежда.



Характер

Речь

Федя







Павлуша







Ильюша







Костя







Ваня








- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

3. Знакомство с темой урока.

- Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок? И.С.Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков)

- А что такое образ?(Вид, облик)

II. Изучение нового материала

- Представьте себе Бежин луг: тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.

У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории.

-Сколько ребят в ночном и как их зовут? (В ночном 5 мальчиков: Федя, Илюша, Павлуша, Костя, Ваня)

- Попробуйте по краткому описанию угадать героя.

- Откройте учебник, перед вами портреты мальчиков.

  • «Угадай героя»

- Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ)

- Давайте познакомимся с Федей

- Как описывает его автор?

(Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой).

(На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские)

Вопросы к классу:

- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

Армячок (знакомство с лексическим значением) – в старину кафтан из толстого сукна.

- Что он делает в Ночном? (Автор замечает, что Федя в ночном не по нужде, а для забавы).

- Его отношение к другим мальчикам? (Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому  ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям)

  • «Угадай героя»

- Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША)

Итак, знакомимся с Павлушей

- Внешний вид

(У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов).

Вопрос классу:

- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

- Почему на глаза обращает внимание писатель? (Глаза – зеркало души)

- Что он делал во время рассказов детей?

(Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду)

- Чем отличается Павлуша от остальных ребят?

(Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились)

- Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

  • «Угадай героя»

Какой герой отличался умением увлекательно рассказывать страшные истории? (ИЛЬЮША)

(Ильюша - некрасивый, но опрятный  мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость.  Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет).

Вопрос классу:

- Что же заботит 12-летнего мальчика?

(он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик, как будто чем-то придавлен)

- По силам ли подростку такая жизнь?)

- одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.- непосильный труд


- Чем отличается Ильюша от всех остальных?

(Ильюша  отличается от всех деревенских мальчиков  умением увлекательно рассказывать страшные истории).

  • «Угадай героя»

- Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ)

- Что отмечает автор в описании Кости?

(В описании  Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно)

- Как он вёл себя во время рассказов мальчиков?

(Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален)

Вопрос классу:

- Чем же возбуждал любопытство Тургенева мальчик Костя?

(у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать)


  • «Угадай героя»

- Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ)

- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев?

(Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и  не шевелился под своей рогожей)

- Как он ведёт себя среди ребят?

(Ваня  робок и молчалив, он  не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Можно сделать вывод, что Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре).

- Что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)

- В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры).

- Кого из мальчиков вы отнесли бы к определенному типу: полувеселый, полурассеянный, беззаботный - Федя


деловитый, смелый - Павлуша


увлекательно рассказывающий страшные истори -Ильюша


задумчив и печален -Костя

робок - Ваня


- Кто же из ребят претендует на главную роль?

-.Павлуша

- Почему?

1.Он в критических ситуациях смелее себя ведет.

2. Когда все испугались и собаки залаяли, Павлуша бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.

3.Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.

4.И не побоялся после страшных историй пойти за водой.

-А как вы думаете, можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Можно) (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

- Итак, герои произведения – деревенские ребята. В каждом портрете есть загадка , мы можемсделать вывод, что они: любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.

- Что ребята ночью делали в лесу?

– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков.

- обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)

3. Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?(9 , в основном рассказывал Илюша)

- О чём рассказывают мальчики?

Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

  1. Ильюша (про домового).

  2. Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).

  3. Ильюша (псарь Ермил и барашек).

  4. Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).

  5. Ильюша (гадание бабы Ульяны).

  6. Костя (звуки из бучила).

  7. Ильюша (про лешего).

  8. Ильюша (про водяного и Акулину).

  9. Костя (Феклиста и сын).

- А верят ли мальчики тому, о чём рассказывают? И как эти рассказы характеризуют самих мальчиков? (Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их. Но их живой ум  и богатое воображение стараются всё объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично. Каждая история, рассказанная тем или иным мальчиком, соответствует его характеру, страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны)

СУЕВЕРИЕ – вера во что – то сверхъестественное.(на доске)- А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?

- Удалось ли рассказчикам донести до вас истории?

- Чья история показалась вам более интересной?

• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?


Домашнее задание.

- Пересказ одной из быличек.




Дополнительный материал.

Короткий вопрос – быстрый ответ.

-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)

-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)

-Кто был назван трусишкой? (Костя)

-Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)

- Как звали слободского плотника? (Гаврила)

-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)

-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)

-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)

- Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)

- Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)

-Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)

-Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)

-Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)

-Лукавый, удивительный человек? (Тришка)

-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)

-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)

-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)

- Почему не кричит леший? (он немой)

- Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/

-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)

-Как звали сестру Вани? (Анюшка)

Короткий вопрос – быстрый ответ.

-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой.

-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….

-Кто был назван трусишкой?

-Отчего раскашлялся домовой?

- Как звали слободского плотника?

-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес?

-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать?

-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил

- Кто раз повстречал старого барина?

- Имя, отчество покойного барина?

-Кто лучше других знал сельские поверья?

-Кто в прошлом году на паперть ходил?

-Где было также видать предвиденье небесное?

-Лукавый, удивительный человек?

-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная?

-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/

-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…»

- Почему не кричит леший?

- Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить»

-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!»

-Как звали сестру Вани?



Короткий вопрос – быстрый ответ.

-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой.

-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….

-Кто был назван трусишкой?

-Отчего раскашлялся домовой?

- Как звали слободского плотника?

-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес?

-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать?

-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил

- Кто раз повстречал старого барина?

- Имя, отчество покойного барина?

-Кто лучше других знал сельские поверья?

-Кто в прошлом году на паперть ходил?

-Где было также видать предвиденье небесное?

-Лукавый, удивительный человек?

-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная?

-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/

-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…»

- Почему не кричит леший?

- Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить»

-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!»

-Как звали сестру Вани?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!