СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я и мой класс - "Блокада Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Месяц май, месяц патриотического воспитания молодежи на основе отечественных фильмов и открытых уроков на тему ВОв.

Просмотр содержимого документа
«Я и мой класс - "Блокада Ленинграда"»

Министерство образования и науки Республики Дагестан г. Южно-Сухокумск Муниципальное казенное учреждение образования СОШ № 1 им.Магомед-Герея Зульпукарова

2017-2018 учебный год





Подготовила:

Магомедова Альбина Шамильевна

учитель истории и обществознания




















Цели:

познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда:

воспитывать чувство патриотизма;

уважение к истории своей страны;

расширять кругозор учащихся.



Тип занятия: лекция с мультимедийным приложением: презентация «Блокада Ленинграда» (приложение), спецвыпуск «Радио окна», посвященный блокадному Ленинграду, отрывок из к/ф «Офицеры».



План-конспект.

Ход:

Вступление:

(Просмотр отрывка из к/ф «Офицеры». Звучит песня «От героев былых времён» - А.Агранович) (слайд 1).

Урок Мужества посвящается Дню снятия блокады Ленинграда …

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.

Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию (слайд 2).

Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.



Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли (слайд 3).

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

Началась эвакуация мирных жителей (слайд 4).

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.

Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник Николаю I и Петру I – основателю нашего города (слайд 5) .

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод (слайд 6).

На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

Хлебное зерно и мука на 35 суток;

Крупа и макароны на 30 суток;

Мясо и мясопродукты на 33 суток;

Жиры на 45 суток;

Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду (слайд 7).

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом (слайд 8).

А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев (слайд 9).

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.

…И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

-Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Своих дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на рассвете -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной (слайд 10).

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу».

Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Днем и ночью на город налетали вражеские самолеты. Тогда тревожно завывали сирены, а ночное небо прочерчивали лучи прожекторов, чтобы легче видеть врага защитникам города – зенитчикам (слайд 11).

900 дней и ночей истребительная авиация и зенитная артиллерия охраняли ленинградское небо (слайд 12).

Но в те дни не затихала культурная жизнь города (слайд 13).

Давал представления блокадный театр. Работала Публичная библиотека. Работали школы (слайд 14), (слайд 15).

Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат.

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.

18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта (слайд 16).

И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей (слайд 17).

А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

Война еще не кончилась, а жители стали восстанавливать свой город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».

Начали возвращаться вывезенные ценности (слайд 18).

Восстанавливали трамвайные пути по всему городу.

Сажали деревья вместо тех, которые были уничтожены во время войны.

Пришла долгожданная победа! Конец войне! (слайд 19).

В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.

Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой! (слайд 20,21).

Слава городу-Герою! Слава Героям, его отстоявшим! Слава всем, кто выстоял! Вечная слава павшим Героям! (слайд 22).

(Просмотр спецвыпуска «Радио окна», посвященного блокадному Ленинграду).

Снятие блокады Ленинграда 8 сентября 1941 – 27 января 1944 г.

Предмет: история
Класс: 5-9
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать у учащихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны; способствовать познавательной активности учащихся; развитие патриотизма
Оборудование: проектор, ПК, колонки, Презентация «Блокада Ленинграда», Раздаточный материал «Дневник Тани Савичевой», Анкета «Я и урок «Снятие блокады Ленинграда», оформленный плакат «Яблоня жизни Ленинграда» с приклеенными яблоками, на обороте которых вопросы, свечи и блюдце со 125 граммовым кусочком хлеба.

Ход урока:

I. Оргммент
II. Новая тема.
Звучит симфония.
Слайд №1


Ученик читает стихотворение.
Тихо. Слышите: словно где-то
Бьется сердце нашей планеты…
Это власть утверждая над всеми,
По планете шагает Время.
Тихо. Слышите?
Слайд №2



Это не грозы, это жизнь ускоряет бег.
И по рельсам, взметнувшись к звездам,
Громыхает наш новый век!
И вдруг: постой, не греми!

Видишь – алый гранит и пламя.
Задержись: Удели мне миг.
Это я говорю тебе, Память.
Ну, постой, взгляни: обелиск,

Имена прочитай и даты:
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то,
Здесь когда-то, за строем строй,
Прошагали года – солдаты.

Сорок первый, сорок второй, 
Сорок третий, четвертый и пятый…
Знаю – к звездам несёшься ты,
Знаю – делаешь Землю краше.

Только этому камню опустились с высоты,
Задержись, поклонись, положи цветы:
Самый скромный букет из ромашек.


Слово учителя:
Давно это было, более 70-ти лет назад, но чем дальше уходят эти дни, тем тяжелее становится груз, лежащий на наших плечах. Мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в нашем XXI веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки.
Звук серены.
Слайд №3



Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой города и села.
Сегодня наш классный час мы посвятим одному из таких городов, о самой страшной трагедии Великой Отечественной войны.
Стоит над Невой город Большой и красивый город – герой, город – солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Ни раз за свою историю город менял имя.
Слайд №4



- Как назвался город на протяжении своего существования? (Дети отвечают: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград)
- А как город называется сегодня? (Дети отвечают: Санкт-Петербург)

Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде.
Именно так звучит тема нашего классного часа «Снятие блокады Ленинграда».
Слайд №5



Ведущий1:
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Одной из таких эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Слайд №6



Немецко-фашистское командование поставило задачу завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Не удалось! За три недели город не сдался. Тогда Адольф Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», - цинично говорил он. 
Ведущий 2:
Слайд №7



8 сентября город был окружён с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. В воздухе совершались налеты, в которых участвовали 276 фашистских самолётов, в течение дня Ленинград бомбили 6 раз. Никто не мог приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Немцы разбомбили продовольственные склады.
Ведущий 1:
Слайд №9 



Снаряд упал на берегу Невы,
Швырнув осколки и волну взрывную
В чугунную резьбу, на мостовую.
С подъезда ошарашенные львы
По улице метнулись врассыпную.

Ведущий 2:
Слайд 10



Ленинградцы поднялись на защиту Родины. Во главе обороны стояли маршал Леонид Александрович Говоров и генерал-полковник Андрей Александрович Жданов. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укрепленный район. В большинстве домов в результате бомбёжек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой. Перестали работать электростанции, в домах и днём было темно. С приходом холодов замерзли водопроводные и канализационные трубы. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву.
Слайд №11 (видео)
В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Ладожское озеро перемерзло.
Ведущий 1:
Слайд №12



На столы выносят кусочки хлеба на блюдце
… О, мы познали в декабре-
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех – 
Хотя бы крошку бросить наземь…

В декабре население стало получать самую низкую норму за все время блокады – 125 граммов. Хлеб был сырой и состоял на две трети из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы.
Чтобы заполнить ни с чем не сравнимые страдания от голода люди сдирали обои со стен, чтобы съесть клестер, ловили грачей, собак и даже кошек.
Начался сильный голод.
Ленинградцы начали умирать от голод: умирали по дорогу на работу, дома, у станка. За все время блокады -900 дней, от голода умерло 641 тысяча жителей.
Слайд №13



Умирали целыми семьями.
Задание для внимательных.
Слайд №14



Слово учителя
Ужасы блокады Ленинграда донесла до нас одна маленькая девочка Таня Савичева, которая, теряя силы от голода, писала неровно и скупо в своем дневнике небольшие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники.
Слайд №15



Работа с раздаточным материалом. (Раздаточный материал «Дневник Тани Савичевой»)

Изучить текст и иллюстрации.
- Что поразило вас больше всего из рассказа одиннадцатилетней девочки?
Слово учителя
Сама Таня умерла от дистрофии 1 июня 1944г. Дневник девочки стал обвинительным документом в 1945 году на судебном Нюрнбергском процессе над фашистами.
В 1941 году город умирал, но голодные люди продолжали работать и выпускать военную продукцию, работать на радио, издавать книги, ставились спектакли.
Слайд №16



22 ноября 1941 года по Ладоге возобновила действие Дорога жизни. 60 автомашин вышли в свой первый ледовый рейс.
Слайд №17 (видео)
Трещит, прогибается под машинами лед. «Вдруг не выдержит. Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула, но остальные прошли». Днем и ночью шли полуторки ГАЗ по ледовой трассе, под бомбами, под снарядами.
Весной стало легче. Появилась первая трава и меню ленинградцев стало «очень богатым»:
- щи из подорожник,
- биточки из лебеды,
- котлеты из свекольной ботвы.
А фашисты продолжали бомбить город!
Герои - защищать небо.
Сообщение ученика
Слайд №18



Одним из таких стал Алексей Севастьянов. Он вел в небе над городом бой с фашистским бомбардировщиком. У Алексея закончились патроны. Люди на крышах, наблюдавшие за боем , замерли. Севастьянов направил свой самолет на врага и мотором ударил фашистский самолет. Тот вспыхнул и полетел вниз... На крышах домов раздались аплодисменты и крики «браво»! самолет противника рухнул. Гитлеровские летчики спустились на парашютах и были взяты в плен. Алексей благополучно защищал и дальше ленинградское небо.
Ведущий 2:
Слайд №19



27 января 1944 года в результате операции советских войск блокада была снята.
Слайд №20



Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыт».
Вечная память погибшим.
Минута молчания
Слово учителя
Слайд №21 (видео)
Свечи горят
Сегодня мы много говорили о героях Ленинграда, об их мужестве и самоотдаче.
- Как вы понимаете понятия патриотизм и мужество?
Дайте определения и приведите примеры (На доске написаны понятия)
Слово учителя
641 тысяча жителей блокадного города погибли от голода. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград «как спелое яблоко упадет к нашим ногам». Но яблоня выстояла – яблоня жизни, яблоня героического народа.
У нас тоже есть «Яблоня жизни Ленинграда» (на доске нарисованная яблоня с прикрепленными на скотч яблочками, на них с оборотной стороны вопросы). Давайте посмотрим, какие же вопросы она таит. 
Учащиеся подходят по одному к яблони, нарисованной на плакате с наклеенными на скотч яблоками. Срывают яблоки, на которых с обратной стороны приклеен вопрос. Учащийся зачитывает его, а он сам или присутствующие отвечают.
Вопросы для яблок:
Когда началась блокада Ленинграда?
Когда была снята блокада Ленинграда?
Как сегодня называется город Ленинград?
Сколько грамм хлеба выдавали по норме?
Сколько человек погибло от голода?
Чьи дневники были представлены на Нюрнбергском процессе?
Что такое патриотизм?
Какой праздник мы отмечаем 27 января?
III. Итог
Слайд №22



Российское правительство объявило 27 января Днем Воинской славы. Это день героизма и самоотдачи советского населения.
IV.Рефлексия
Слайд №22 (музыка)
Анкета «Я и урок «Снятие блокады Ленинграда». Раздать анкеты.


V.Д/з
Подготовить рисунок о блокаде Ленинграда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!