1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 11 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 1-2 уроки |
Тема урока | «Я поэт. Этим и интересен». Владимир Маяковский |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего народа, ощущать эмоциональное воздействие искусства. |
Метапредметные: владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов; осуществлять коммуникации, владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств; |
Предметные: приобщить к отечественному литературному наследию; формировать умение определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; формировать способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): серебряный век, футуризм, личность, идеалы, содержание, форма, позиция. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) - проектор; - компьютер; - учебник литературы: Михайлов О.Н, Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. Литература. 11 класс. - И.Бунин «Окаянные дни»; - электронные образовательные ресурсы (см. ссылки в технологической карте). |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Фронтальная Перенесемся в атмосферу блистательного ренессансного русского Серебряного века, в эпоху творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Видеоролик «Что такое серебряный век? Видеоистория русской культуры. Серия 5 https://yandex.ru/video/preview/7608271533087978506 - Кто может творить и предсказывать будущее? Чтение стихотворения В.Маяковского «А вы могли бы?» Звучит отрывок песни на выдающиеся стихи Роберта Рождественского, музыка Арно Бабаджаняна и исполнение Муслима Магомаева: https://www.youtube.com/watch?v=se6pi1Ke63c У вас было домашнее задание (по группам): прочитать стихотворения В.Маяковского «Нате!» (1 группа), «Послушайте!» (2 группа), «Прозаседавшиеся» (3 группа), «Письмо Татьяне Яковлевой» (4 группа), «Юбилейное» (5 группа). Считаете ли вы, что прочитанное вами стихотворение - ноктюрн? Обоснуйте своё мнение. Планируемые результаты: ПР: приобщить к отечественному литературному наследию; формировать способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных высказываниях. МР: развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств; отвечать на проблемные вопросы. ЛР: способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего народа, ощущать эмоциональное воздействие искусства |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Групповая 1.Чтение стихотворений В.Маяковского (см. выше), ответы на обозначенный вопрос: Считаете ли вы, что прочитанное вами стихотворение - ноктюрн? Обоснуйте своё мнение. Планируемые результаты: (см. выше) Индивидуальная Домашнее задание: найти (книги, интернет) ответы В.Маяковского на вопросы, которые ему задавали современники во время его выступлений. Например. - Маяковский, как вы себя чувствуете в русской литературе? - Ничего! Не жмёт! |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
- Определите задачи нашего урока. - Познакомиться с биографией поэта В.Маяковского. (Учитель: Зачем?) - Погрузиться в художественный мир поэта. - Узнать, как отразилось в творчестве В.Маяковского его мировосприятие. Планируемые результаты: (см. выше)+ МР: формулировать задачи в образовательной деятельности. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Групповая группы. Составьте краткую биографическую справку. В.Маяковский. Учебник: Михайлов О.Н, Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. Литература. 11 класс. 3 группа. Прочитайте автобиографию «Я сам». Расскажите о принципах построения автобиографии, зачитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, отрывки. 4 группа. Прочитайте текст манифеста из сборника «Пощёчина общественному вкусу». Почему манифест сразу же назвали скандальным? 5 группа. Прочитайте отрывки из книги И.Бунина «Окаянные дни», посвящённые Маяковскому. Отношение И.Бунина к поэту. На ваш взгляд, чем вызвана такая реакция? Планируемые результаты: (см. выше)+ ЧГ: находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями; понимать авторскую позицию. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Групповая + фронтальная Представьте полученную информацию + обсуждение. Как связаны факты биографии, текст манифеста, отношение И.Бунина к поэту с выражениями: «Я сам», «Я поэт», изданная в 1913 г. книга «Я», «Я – гражданин Советского Союза»? Планируемые результаты: (см. выше)+ МР: принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: владеть различными способами общения и взаимодействия в групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Фронтальная Юрий Карлович Олеша вспоминал: Предполагалась некогда экранизация «Отцов и детей». Ставить должен был В.Э.Мейерхольд. Я спросил его, кого он собирается пригласить на роль Базарова. Он ответил: — Маяковского. - Вас удивил выбор режиссёра? Почему? Планируемые результаты: (см. выше)+ МР: устанавливать существенный признак или основания для сравнения |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Личность и творчество В.Маяковского вдохновляло многих скульпторов. Памятник Маяковскому в Москве: https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Маяковскому_(Москва) Памятник В.Маяковскому в Красноярске: https://ostrovlib.ru/index.php/o-nikh-pisali-knigi-krasnoyartsy-prototipy-literaturnykh-geroev/194-kraevedenie/pamyatniki-krasnoyarska/484-pamyatnik-mayakovskomu-v-v Памятник Маяковскому в Уфе: https://rb7.ru/m/interest/187426 Назовите скульпторов. Совпадают ли их представления и В.Маяковском, воплощенные в их творчестве? (Дочери Маяковского Елене памятник в Уфе понравился больше московского. По её мнению, из-за невысокого постамента поэт кажется ближе к народу.) Планируемые результаты: (см. выше)+ МР: устанавливать существенный признак или основания для сравнения |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Групповая Пришло время сделать выводы. Продолжите преложение: Начало XX века – это… Личность В.Маяковского … В области поэтической формы - … Темы творчества В.Маяковского … В.Маяковского называют поэтом трибуном, потому что… Планируемые результаты: (см. выше) |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Джон Дьюи сказал: «Мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте». Какие размышления вызвал сегодняшний урок? (содержание урока, деятельность на уроке, результативность) |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Читаем. В.Маяковский «Облако в штанах». В поэме о любви, ограбленной современной жизнью («Облако в штанах»), громко звучит голос самого автора, факты его биографии обретают здесь высокое поэтическое обобщение...» (К. Д. Муратова). — Можно ли, по вашему мнению, назвать автора поэмы «Облако в штанах» «поэтом-гуманистом» и «проникновенным лириком»? Обоснуйте свой ответ. |