СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я поэт. Этим и интересен." Владимир Маяковский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в рамках обновленных ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«"Я поэт. Этим и интересен." Владимир Маяковский»

Практическая работа: разработка технологической карты урока



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Павлова Ольга Михайловна

Место работы

МОБУ «СОШ № 12»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

11

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

1-2 уроки

Тема урока

«Я поэт. Этим и интересен». Владимир Маяковский

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего народа, ощущать эмоциональное воздействие искусства.

Метапредметные: владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов;

осуществлять коммуникации, владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;

Предметные: приобщить к отечественному литературному наследию; формировать умение определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь с современностью; формировать способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): серебряный век, футуризм, личность, идеалы, содержание, форма, позиция.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

- проектор;

- компьютер;

- учебник литературы: Михайлов О.Н, Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. Литература. 11 класс.

- И.Бунин «Окаянные дни»;

- электронные образовательные ресурсы (см. ссылки в технологической карте).


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтальная

Перенесемся в атмосферу блистательного ренессансного русского Серебряного века, в эпоху творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий.

Видеоролик «Что такое серебряный век? Видеоистория русской культуры. Серия 5 https://yandex.ru/video/preview/7608271533087978506


- Кто может творить и предсказывать будущее?


Чтение стихотворения В.Маяковского «А вы могли бы?»


Звучит отрывок песни на выдающиеся стихи Роберта Рождественского, музыка Арно Бабаджаняна и исполнение Муслима Магомаева:

https://www.youtube.com/watch?v=se6pi1Ke63c


У вас было домашнее задание (по группам): прочитать стихотворения В.Маяковского «Нате!» (1 группа), «Послушайте!» (2 группа), «Прозаседавшиеся» (3 группа), «Письмо Татьяне Яковлевой» (4 группа), «Юбилейное» (5 группа).

Считаете ли вы, что прочитанное вами стихотворение - ноктюрн? Обоснуйте своё мнение.

Планируемые результаты:

ПР: приобщить к отечественному литературному наследию; формировать способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных высказываниях.

МР: развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств; отвечать на проблемные вопросы.

ЛР: способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего народа, ощущать эмоциональное воздействие искусства


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Групповая

1.Чтение стихотворений В.Маяковского (см. выше), ответы на обозначенный вопрос: Считаете ли вы, что прочитанное вами стихотворение - ноктюрн? Обоснуйте своё мнение.

Планируемые результаты: (см. выше)


Индивидуальная

Домашнее задание: найти (книги, интернет) ответы В.Маяковского на вопросы, которые ему задавали современники во время его выступлений.

Например.

- Маяковский, как вы себя чувствуете в русской литературе?

- Ничего! Не жмёт!

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


- Определите задачи нашего урока.

- Познакомиться с биографией поэта В.Маяковского. (Учитель: Зачем?)

- Погрузиться в художественный мир поэта.

- Узнать, как отразилось в творчестве В.Маяковского его мировосприятие.


Планируемые результаты: (см. выше)+

МР: формулировать задачи в образовательной деятельности.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Групповая

    1. группы. Составьте краткую биографическую справку. В.Маяковский. Учебник: Михайлов О.Н, Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. Литература. 11 класс.

3 группа. Прочитайте автобиографию «Я сам». Расскажите о принципах построения автобиографии, зачитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, отрывки.

4 группа. Прочитайте текст манифеста из сборника «Пощёчина общественному вкусу». Почему манифест сразу же назвали скандальным?

5 группа. Прочитайте отрывки из книги И.Бунина «Окаянные дни», посвящённые Маяковскому. Отношение И.Бунина к поэту. На ваш взгляд, чем вызвана такая реакция?

Планируемые результаты: (см. выше)+

ЧГ: находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями; понимать авторскую позицию.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Групповая + фронтальная

Представьте полученную информацию + обсуждение.

Как связаны факты биографии, текст манифеста, отношение И.Бунина к поэту с выражениями: «Я сам», «Я поэт», изданная в 1913 г. книга «Я», «Я – гражданин Советского Союза»?


Планируемые результаты: (см. выше)+

МР: принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: владеть различными способами общения и взаимодействия в групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Фронтальная

Юрий Карлович Олеша вспоминал:

Предполагалась некогда экранизация «Отцов и детей». Ставить должен был В.Э.Мейерхольд. Я спросил его, кого он собирается пригласить на роль Базарова. Он ответил:


— Маяковского.


- Вас удивил выбор режиссёра? Почему?


Планируемые результаты: (см. выше)+

МР: устанавливать существенный признак или основания для сравнения

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Личность и творчество В.Маяковского вдохновляло многих скульпторов.

Памятник Маяковскому в Москве: https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_Маяковскому_(Москва)

Памятник В.Маяковскому в Красноярске: https://ostrovlib.ru/index.php/o-nikh-pisali-knigi-krasnoyartsy-prototipy-literaturnykh-geroev/194-kraevedenie/pamyatniki-krasnoyarska/484-pamyatnik-mayakovskomu-v-v

Памятник Маяковскому в Уфе: https://rb7.ru/m/interest/187426


Назовите скульпторов. Совпадают ли их представления и В.Маяковском, воплощенные в их творчестве?


(Дочери Маяковского Елене памятник в Уфе понравился больше московского. По её мнению, из-за невысокого постамента поэт кажется ближе к народу.)


Планируемые результаты: (см. выше)+

МР: устанавливать существенный признак или основания для сравнения

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Групповая

Пришло время сделать выводы. Продолжите преложение:

  1. Начало XX века – это…

  2. Личность В.Маяковского …

  3. В области поэтической формы - …

  4. Темы творчества В.Маяковского …

  5. В.Маяковского называют поэтом трибуном, потому что…


Планируемые результаты: (см. выше)

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Джон Дьюи сказал: «Мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте». Какие размышления вызвал сегодняшний урок?

(содержание урока, деятельность на уроке, результативность)


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Читаем. В.Маяковский «Облако в штанах».

В поэме о любви, ограбленной современной жизнью («Облако в штанах»), громко звучит голос самого автора, факты его биографии обретают здесь высокое поэтическое обобщение...» (К. Д. Муратова).


— Можно ли, по вашему мнению, назвать автора поэмы «Облако в штанах» «поэтом-гуманистом» и «проникновенным лириком»? Обоснуйте свой ответ.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!