СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Языковые средства

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Языковые средства»

Урок русского языка 6а_______6б_______ Шедогубова Е.А.

Тема: Языковые средства выразительности в тексте (в рамках изученного)

Цели:

Образовательные: повторение и систематизация основных языковых средств выразительности; правильное определение образных средств; умение находить средства выразительности в стихотворениях, определять их значение и роль в произведении.

Развивающие: умение находить необходимую информацию, анализировать, систематизировать полученные сведения, обобщать; умение определять понятия, выделять главное в тексте; повышение коммуникативных свойств речи; обогащение лексического запаса.

Воспитательные: воспитание общей культуры учащихся, формирование и закрепление в сознании детей бережного отношения к слову, ответственного отношения к культуре речи.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: практикум

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Русский язык – самый богатый язык в мире. Его богатство заключается в огромном запасе лексики. Разнообразие слов позволяет нам точно и красиво выражать свои мысли, чувства, идеи, передавать различную информацию. Одна и та же тема может быть раскрыта по-разному. Сравните два текста.

1.Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

2.Как хорошо осенью! Мы идем в березовую рощу. Над рощей летят журавли. Над цветком жужжит пчела.

– Чем похожи эти тексты?

– А в чем различие?

(Оба текста про рощу. Один текс поэтический, другой прозаический. Первый текст более красочный, выразительный).

– При помощи чего автору удалось сделать текст ярким и выразительным?

(При помощи языковых средств выразительности).

– Молодцы. Со средствами языковой выразительности мы познакомились с вами в 5 классе. Сегодня на уроке мы повторим, какие образные средства есть в русском языке и определим их роль в тексте.

  1. Фронтальный опрос.

– Давайте вспомним, какие средства выразительности бывают?

(Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение).

– На ваших столах лежат специальные карточки – на них указаны средства выразительности и определения. Соотнесите их.

Задание 1. 1. Образное определение, выражающее свойство предмета или явления.

2. Средство языка, основанное на сопоставлении двух предметов или явлений.

3. Скрытое сравнение, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

4. Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ.

Б. ЭПИТЕТ

Г. СРАВНЕНИЕ

В. МЕТАФОРА

А. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Проверьте правильность выполнения задания:1 – Б, 2 – Г, 3 – В, 4 – А.

– Давайте сформулируем тему урока.

(Языковые средства выразительности).

– Именно при помощи языковых средств выразительности речь становится красочной, выразительной, оригинальной, наполненной художественными образами.

  1. Учебно-тренировочные упражнения

Задание 2. Работа с таблицей.

Детям раздаются листы с таблицей. В ней заполнена только центральная колонка (определения образных средств выразительности). Учащимся необходимо заполнить пустые колонки, опираясь на данное определение и используя примеры, данные после таблицы.

Языковое образное средство

Определение

Примеры


Образное определение предмета, которое подчёркивает его характерное свойство, а также придаёт ему выразительность.

 


Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

 


Троп, в котором используется сопоставление одного явления или предмета с другим для художественного описания первого.

 


Наделение неодушевленных предметов и явлений природы свойствами и признаками человека.

 


Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового представления или понятия.

 


Языковые средства: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.

Примеры к таблице:

«Сонное озеро города» (А. Блок) – метафора.

«Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость…» (А.С. Пушкин) – олицетворение.

«Да, есть слова, что жгут, как пламя» (А. Твардовский) – сравнение.

«Отговорила роща золотая» (С. Есенин) – олицетворение.

«Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова» (С. Есенин) – сравнение.

«Сугробов белые телята» (Б. Ахмадулина) – метафора.

«В глуши задремавшего бора» (Н. М. Рубцов) – эпитет.

«Вольное море» (А. С. Пушкин) – эпитет.

Задание 3. Запишите стихотворение, подчеркните сравнения, определите, какую роль они играют в тексте. Слайд 1

Был он рыжим, как из рыжиков рагу.

Рыжим, словно апельсины на снегу.

Мать шутила, мать веселою была:

«Я от солнышка сыночка родила...»

А другой был чёрным-чёрным у неё.

Чёрным, будто обгоревшее смолье.

(Р. Рождественский «Баллада о красках»)

(Сравнения: «как из рыжиков рагу», «словно апельсины на снегу», «будто обгоревшее смолье». Сравнения направлены на раскрытие художественного образа, на описание героев).

– При помощи чего выражено сравнение в данном примере?

(При помощи союзов будто, словно).

– Давайте вспомним, какими еще способами может быть выражено сравнение?

(Формой творительного падежа, при помощи слов похожий, схожий).

Задание 4. Работа с поэтическим текстом.

1. Прочтите строки из стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали». Какие средства выразительности использует автор в данных строках? Выпишите примеры.

Слайд 2

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец крестьянин,

Ну а я крестьянский сын.

(Эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «звоны мерзлые»; олицетворение – «зарыдали бубенцы»)

Задание 5. Работа с текстом. Слайд 3

  1. Определите, в каких строках используется метафора?

А) Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век! (А. Блок)

Б) То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С. Пушкин)

В) «Пусть будет вещь красивой и добротной,

Пусть будет модной, даже ультрамодной» (Э. Асадов)

Г) Твоего Солнца хватит на десять Африк… (Р. Рождественский)

2. Определите, в каких строках используется олицетворение?

А) Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые? (А.К. Толстой)

Б) Бьем грошом. Очень хорошо! (В. Маяковский)

В) Ах, увял головы моей куст (А.С, Пушкин)

Г) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн (К. Бальмонт)

3. Определите, в каких строках используется эпитет?

А) Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт (А.С. Пушкин)

Б) Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет (А. Блок)

В) И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах (В. Брюсов)

Г) Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино (М. Цветаева)

Ответы: 1- А, 2 – А, 3 – Б.

– А теперь, для того, чтобы закрепить знания, поиграем в игру «Шеренга»

«Шеренга». Участники игры (5 человек) выходят к доске и становятся в одну линию – шеренгу. Каждому стоящему в шеренге ученику задают вопрос сидящие в классе учащиеся. Участник игры, которые ответит на вопрос правильно, становится в конец шеренги и продолжает игру. Тот, кто ответит неправильно, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 победитель, ответивший правильно на все вопросы. Примерные вопросы:

  1. Что такое средства выразительности?

  2. Что такое эпитет?

  3. В каких формах может выступать сравнение?

  4. Для чего нужны средства выразительности?

  5. Какое языковое средство представляет собой скрытое сравнение?

  1. Рефлексия.

– На ваших столах лежит два рисунка – яблоко красного и яблоко зеленого цвета. На доске нарисовано дерево. Если на уроке вы испытывали трудности или урок прошел в плохом настроении, прикрепите к дереву красное яблоко, если впечатление от урока положительное и все было понятно, прикрепите зеленое яблоко.

  1. Подведение итогов.

– Какую практическую помощь вы получили на сегодняшнем уроке? Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.

  1. Домашнее задание. Выписать из учебника по литературе по 3 примера эпитетов, сравнений, олицетворений и метафор с указанием названия стихотворения.




                                                               




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!