Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы управления
В демоверсии задание выглядит так:
Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.
ПРАВИЛЬНО:
благодаря прогнозУ
вопреки указаниЮ
согласно приказУ
НЕПРАВИЛЬНО:
благодаря прогнозА
вопреки указаниЯ
согласно приказА
Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму предложного падежа .
Вспомним главное!
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму предложного падежа .
Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда.
По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.
Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда.
По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.
БЛАГОДАРЯ
ВОПРЕКИ
СОГЛАСНО
ПОДОБНО
непогоде
ожиданиям
приказу
облаку
предстоящего мероприятия
ВВИДУ
чего?
чему?
по приезд е
по прибыти и
ПО
= после чего-либо
+ предложный падеж
(в чём?)
ПО
+ вздыхать, горевать,
грустить, плакать,
скучать, тосковать
+ дательный падеж
(кому? чему?)
Тосковать
по жене
Скучать по вас
(местоимения в
предложном
падеже)
Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Чаще всего такие грамматические ошибки встречаются в сложноподчиненных предложениях и могут быть допущены в следующих случаях:
Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто . Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.
Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч .
При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.
Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:
Нормы согласования
Согласование подлежащего, выраженного числительным и существительным, и сказуемого
1. Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем одушевленный предмет, например: Через полчаса восемь вооруженных человек вошли в дом трактирщика
(Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (он же). То же при подлежащем - неодушевленном предмете, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н.Чуковский).
2 . При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три дома на вечер зовут (А. С. Пушкин); За коляской бежали четыре пса (А. П. Чехов) ; Кроме воинского эшелона, на станции ожидали очереди на отправление еще два состава (Н. Островский).
При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе. Двадцать один ученик у частвовал в турпоходе.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В вузы поступили сорок один человек.
2) Слово взяла профессор Сотникова
3) Он был командирован в Москву согласно приказу.
4) Девочка надела новое пальто.
1
При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько сказуемое, как правило, ставится в единственном числе, например: Много книг стояло на полках; Немало детей ежегодно отдыхает на даче; Сколько учеников присутствовало на занятиях по физкультуре? Ср. у писателей: Уже много карет проехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов); Как мало нас от битвы уцелело (А. С. Пушкин); Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Горький). Реже в этих случаях употребляется форма множественного числа сказуемого: Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью (В. Г. Короленко); Много глаз смотрели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью ( М. Горький)
В предложения, включающих в свой состав собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, часть т пр.) , чаще всего сказуемое употребляется в формах единственного числа,
если:
1. Существительное обозначает неодушевленный предмет: Большинство комнат уже было отремонтировано.
2. Собирательное существительное имеет при себе определение: Подавляющее большинство школ приняло участие в этой олимпиаде.
- Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если:
1. Существительное обозначает одушевленный предмет, а сказуемое указывает на то, что действия, совершаемые этим предметом, интенсивны и энергичны: Несколько школьников бросились догонять лидера соревнований.
2. В предложении есть однородные подлежащие: Несколько мальчиков и девочек с интересом отнеслись к появлению котенка в классе.
3. В предложении есть однородные сказуемые: Еще до поступления в школу большинство первоклассников любили читать и умели считать .
4. При подлежащем, стоящем перед сказуемым, есть причастный оборот (с причастием во множественном числе) или определительное придаточное предложение с союзным словом которые: Большинство родителей , принимавших (мн. ч.) участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия. Большинство родителей , которые принимали участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия.
- Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если:
5. Главные члены предложения оторваны друг от друга: Несколько учеников первого класса петербургской гимназии поехали на международную конференцию в Испанию.
Некоторые трудности вызывают также задания, связанные с согласованием в сложноподчиненных предложениях с сочетаниями тот, кто…, те, кто…: Те , кто занимается плаванием, меньше подвержены простуде» а также упражнения, которые связаны с использованием однородных членов предложения с парными союзами как…, так и.., не только…, но и..: Это было интересно не только детям, но и взрослым. )
Сказуемое ставится во множественном числе, если оно выражено именем прилагательным: Большая часть домов в этом районе каменные . Ср.: Большинство дверей были низки для его роста I (Л. Андреев).
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением
Сравним три предложения:
1 ) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами
4. Ошибки в построении предложения с однородными членами
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц.
Встретившись на вокзале , слёзы сами показались на глазах.
Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз.
Встретившись, мы заплакали.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
- Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве , следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве . Мне было поручено
уничтожить засевшего на дереве снайпера.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Необходимо правильно найти определяемое слово.
В данном предложении определяемым является слово сына, а не лицо, следовательно, верный вариант:
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Попробуем решить это задание
7-1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
А) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.
3) нарушение в построении предложения с
Г) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
Д) Создавая живописное полотно, работа велась несколько дней.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
несогласованным приложением
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
1
В
6
2
Г
Д
4
5
7-2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
А) Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади.
ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Зимняя сессия студентов проходила согласно расписания.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Впервые оперу «Хованщину» я слушал вместе с родителями.
3) нарушение в построении предложения с
Г) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
6
В
1
3
Г
Д
2
7
7-3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Уезжая в путешествие, вдруг к нам пришли гости.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
3) нарушение в построении предложения с
Г) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность
Д) А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
несогласованным приложением
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
3
В
5
4
Г
Д
2
1
7-4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Учёный обратился к представителям стран Африки, присутствовавшими на конгрессе.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка»
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
3) нарушение в построении предложения с
Г) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
Д) )Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
несогласованным приложением
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
6
В
3
1
Г
Д
4
7
7-5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничто не волновало.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
3) нарушение в построении предложения с
Г) Студенты помогали группе геологов, прибывшим из Петербурга.
Д) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
несогласованным приложением
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
5
В
1
3
Г
Д
6
4