СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Если ты слеп, если душа твоя глуха...».Нравственные проблемы в рассказе Е.Носова «Кукла»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученик научится: ПУД-1,2,3, РУД, ЛР-4,5, КУД-6

1.осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

2.воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

3.определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

4.выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

5.определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

6.анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

 

Ученик получит возможность научиться:

1.выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

2.дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

3.сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

    4.оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

5.создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

6.сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

Просмотр содержимого документа
««Если ты слеп, если душа твоя глуха...».Нравственные проблемы в рассказе Е.Носова «Кукла»»

Паспорт урока литературы в 7 классе

ФИО учителя, название ОО Блинова Татьяна Алексеевна, ГБОУ СОШ №4 г.о.Чапаевск

Целевой компонент

Тема урока:

«Если ты слеп, если душа твоя глуха...».Нравственные проблемы в рассказе Е.Носова «Кукла»

Образовательная цель

Формирование ценностного отношения личности к произведениям русской литературы, развитие критического мышления семиклассников через осмысление роли творчества Е.Носова в русской литературе.



Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик

-дает нравственную оценку равнодушию в контексте изучаемого произведения (ЛР),

- устно выражает личное отношение к художественному произведению (ЛР)


- устанавливает причинно-следственные связи и делает выводы (ПУД-6),

- определяет тему и основную мысль произведения, (ПУД-6)

- пересказывает сюжет, вычленяет фабулу,(ПУД-6)


- определяет авторское отношение к героям и событиям (РУД)


- участвует в выработке общего мнения с одноклассниками (КУД)

- дает определения литературоведческим понятиям жанр, конфликт, характеристика героя,

  • устанавливает хронологию событий в сюжете произведения Е.Носова «Кукла»,

  • создает собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах



Программные требования к образовательным результатам раздела «Литература 20 века»»






Ученик научится: ПУД-1,2,3, РУД, ЛР-4,5, КУД-6

1.осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

2.воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

3.определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

4.выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

5.определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

6.анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;


Ученик получит возможность научиться:

1.выбирать путь анализа произведения, адекватныйжанрово-родовой природе художественного текста;

2.дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

3.сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующегохарактера, аргументированно оценивать их;

4.оценивать интерпретацию художественного текста,созданную средствами других искусств;

5.создавать собственную интерпретацию изученноготекста средствами других искусств;

6.сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;


Содержательный компонент

Программное содержание

Список С

Мировоззренческая идея

Равнодушие убивает человека в человеке и окружающий мир

Ценностно - смысловые ориентиры

Помогает сформировать отзывчивость, сочувствие в человеке.

План изучения учебного материал

1.Выразительное чтение рассказа.

2.Работа по вопросам.

3. Составление характеристики героя.

4. Формулировка вывода.

Основные понятия

Чтение, основные понятия: жанр рассказа, композиция

Понимание художественного текста, события сюжета

Проблемы, поднятые в произведении.

Авторская позиция

Актуальность произведения


Основные законы, закономерности


Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Урок- размышление

Образовательная технология

Развитие критического мышления

Оснащение урока

Ноутбук, учебник

Мизансцена урока

Традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Чтение биографии Е.Носова по учебнику, чтение рассказа по учебнику.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Что такое равнодушие?».





Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ЭТАП УРОКА Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.



II. ЭТАП УРОКА «ВЫЗОВ»

Работа по вопросам:

  • Что такое рассказ?

  • Что такое композиция?

  • Что входит в понятие «характеристика героя»?



Практическая работа: составление кластераКУКЛА:

- Что мы знаем о кукле?

  • Кукла. Что это?

  • Каково значение слова «кукла»?

  • Кто написал рассказ?


ТАБЛИЦА с вопросами:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие произведения художественной литературы по данной теме вам известны?

Почему Носов первоначально назвал рассказ «Акимыч», а потом переименовал его в «Куклу»?

Кто является главным героем этого рассказа

Почему автор начинает рассказ с описания природы?

Какой человеческий порок осуждает автор в рассказе?

Как отличаются картины описания реки?

Кто виноват в трагическом состоянии природы?



фронтально с тетрадями.






работа в парах: письменно в тетрадях


фронтально

дает определения литературоведческим понятиям жанр, конфликт, характеристика героя,


создает собственный текст аналитического характера

III. ЭТАП УРОКА стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Чтение рассказа с маркировкой. Прием «ИНСЕРТ». Приложение 1


Таблица пометок:

Новое

Уже знал

Не думал, есть вопросы

+

V

?


Аналитическая беседа по тексту:

- Почему мы обратились к анализу именно этого эпизода?

  • О какой жестокости повествует Носов в рассказе?

  • Прочитайте описание куклы. С кем сравнивает автор куклу?

  • Кого из героев волнует эта трагедия?

  • Кто такой Акимыч и что связывает с ним автора?

  • Акимыч воспринимает глумление над куклой как серьезную трагедию. Как он это объясняет? Зачитайте этот отрывок.

  • Как ведут себя окружающие? Почему?

  • Что намерен сделать Акимыч?

  • Кто должен бороться с равнодушием и злом?

  • Как называют человека, который не хочет бороться со злом?

  • К чему приводит равнодушие?

  • Что узнали нового?

  • Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения?


фронтальная работа


самостоятельно




фронтально

устанавливает хронологию событий в сюжете произведения Е.Носова «Кукла»


-пересказывает сюжет, вычленяет фабулу,

-устанавливает хронологию событий в сюжете произведения Е.Носова «Кукла»,

-определяет авторское отношение к героям и событиям,

-дает нравственную оценку равнодушию в контексте изучаемого произведения,

-устанавливает причинно-следственные связи и делает выводы ,

-участвует в выработке общего мнения с одноклассниками




IV. ЭТАП УРОКА «РЕФЛЕКСИЯ»


Практическая работа: закончить заполнение кластера. Приложение 2.


- Итак, давайте сделаем выводы,какой урок преподает нам Е.И.Носов своим рассказом?


- Закончите предложение:

Я понял(а), что…


У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

Польский писатель Бруно Ясенский сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство

Практическая работа:составление синквейна по вариантам:

1 вариант Акимыч

Неравнодушный, милосердный

Горюет, плачет, переживает

Ему не безразлична судьба людей

Защитник Отечества

2 вариант Кукла

Брошенная, одинокая

Лежит, плачет, стонет

Люди жестоко отнеслись к игрушке

Человек



самостоятельно






самостоятельно









cамоcтоятельно делают вывод: усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости



фронтально


устанавливает причинно-следственные связи и делает выводы


-создает собственное высказывание аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах













-создает собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах,

-участвует в выработке общего мнения с одноклассниками

V. ЭТАП УРОКА Подведение итогов урока


Продолжите предложения:

  • Нельзя прожить без …...

  • На уроке я задумался о......

  • Я хочу поделиться своими чувствами.....


Домашнее задание:

Написать сочинение — миниатюру на тему: «Что такое равнодушие?»





фронтально


устно выражает личное отношение к художественному произведению


Приложение 1

 Все это время Акимыч шел впереди меня молча и споро, лишь когда минули угол ограды, он остановился и сдавленно обронил:

        - Вот, гляди...

        В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра. прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.

        - Это чья же работа?

        - Кто ж их знает... - не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. - Нынче трудно на кого думать. Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются. С куклой это не первый случай. Езжу я и в район, и в область и вижу: то тут, то там - под забором ли, в мусорной куче - выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или: без обеих ног... Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется... Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего. А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!...

        Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.


Приложение 2

КЛАСТЕР












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!