СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии и повышение качества знаний в курсе географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разрабртке описаны мои наблюдения о влиянии игровых технологий на повышение качества знаний и заинтересованности учащихся предметом география, отношение обучающихся нашей школы к урокам с использованием игровых элементов.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии и повышение качества знаний в курсе географии»

Игровые технологии и повышение качества знаний

Р.А. Перевезенцева, учитель географии,

МОУ «Шараповская СШ» с. Шарапово,

Шатковский р-н,Нижегородская обл.

В течение ряда лет наблюдается общее снижение интереса школьников к изучению географии и как следствие снижение успеваемости учащихся. Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитать у него стремление к познанию и творчеству.

Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким, знания – прочными ?

Поиск действенных методик, технологий, способных повысить интерес к предмету, получить прочные знания, помочь адаптироваться детям в новых условиях привели меня к использованию на уроках игровых технологий

Игра как свободная творческая деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся. Место игрового обучения в практике работы школы определяется общими учебно-воспитательными задачами процесса обучения. Игры развивают ответственное отношение к учению на разных его уровнях и в значительной степени повышают интерес учащихся.

Использование игр на уроках географии решает множество задач. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту.

( videouroki.netfilecom.php?fileid. php…)

Современный курс географии 7 класса посвящен изучению материков и океанов, насыщен материалом, глубинный смысл которого можно раскрыть и имитируя конкретные процессы Возраст 12-13 лет – это возраст психологической потребности в приключениях, в романтике, в конструировании временной игровой реальности. Поэтому целесообразно включать на уроке элементы игровых технологий.

По возможности в игровой сюжете должны присутствовать, наряду с чисто информационными или исследовательскими, этические элементы. В процессе некоторых учебных игр учащиеся должны иметь возможность самостоятельно выбрать стратегию собственного поведения, исходя не только из целесообразности с точки зрения географической науки, но и из выбранной ценностей ориентации.

В 7 классе возникает необходимость дифференцировать игровые роли, которые должны не только функциональные с точки зрения выполнения учебного задания, но и позволять ребенку решить некоторые из своих внутренних проблем.

Игровое обучение дополняет традиционные формы и способы активизации учебного процесса, успешному внедрению в практику педагогике сотрудничества и делает его более интересным, а в сочетании с традиционным подходом – способствует успешному закреплению знаний.

На уроках повторения, обобщения, как правило, учитель оценивает свою работу и сам ставит себе оценку, чему и как он научил детей. От учителя зависит, чтобы эти уроки были интересными и запоминающимися. Урок КВН по теме «Удивительная Африка» – хороший способ повторить изученный материала, на каждом уроке учителям приходится изучать новую тему на повторение и закрепление времени недостаточно. Важной чертой уроков с применением игровых технологий является занимательность и активность учащихся. Дети с удовольствием принимают участие в них. Игра развивает воображение, сообразительность и интеллектуальность. В них присутствует элемент соревновательности. В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать. На уроках с использованием таких интеллектуальных играх закрепляется умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, популярной литературой, работа с компьютером. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности учеников в целом, это – одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора, толчок к познавательному интересу, опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особо трудных разделов и тем учебного курса.

Пример фрагментов урока. Урок- КВН по теме «Удивительная Африка». Конкурс 1. Разминка капитанов. Каждому капитану из команд задается по два вопроса на которые он должен дать быстрый ответ. За каждый правильный ответ капитан своей команде приносит два очка.

  1. Назови озеро, меняющее свои очертания.

  2. Как бы ты оделся, если оказался в устье реки Конго? Почему?

  3. Что ты знаешь о финиковой пальме?

  4. В каких районах Африки катаются на лыжах?

  5. Как называется африканская длинноухая лиса?

  6. Какое дерево любят слоны?

Конкурс 2. «Путешествие по Африке». За правильное выполнение заданий команда получает пять очков.

Условие: с помощью мышки компьютера надо географические объекты расположить правильно на физической карте Африки. И правильно дать, характеристику географическим объектам (Атлас, Виктория, Конго, Сомали, Гибралтарский, Мадагаскар, Гвинейский, Намиб) и заполнить таблицу.

Краткая характеристика природных объектов Африки

(в какой части материка расположен объект, что это за объект: гора, пролив, озеро и т.д.)

Атлас

Виктория

Конго

Сомали

Гибралта

рский

Мадагаскар

Гвинейский

Намиб









Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задания.

Конкурс 3. Определи и проверь себя (самопроверка). В этом конкурсе за выполнение задания команды получают три очка. Определить географические координаты объектов Африки: озеро Чад, гора Килиманджаро, Каир

Конкурс 4. Конкурс почемучек. За правильный ответ команды получает два очка.

Условие: ведущий предлагает капитанам подойти к нему и выбрать по одному из конвертов, в которых находятся по одному из вопросов. Команда должна ответить на вопрос. 1. Какой рельеф преобладает в Африке и почему 2. Почему Африка самый жаркий материк? 3. Какая река Африки самая многоводная? Почему? 4. Почему в Африке находится самая большая пустыня мира – Сахара? 5. Что такое «вади», и где они встречаются? 6. Где жарче: в Сахаре или пустыне Намиб? Почему?

Среди учащихся школы было проведено анкетирование, цель которого выявить отношение учащихся к различным формам уроков и мотивов, определяющих этот рост (диаграмма 1)

Мнение учащихся о разных формах урока

Мотивация выбора учащимися игровой формы урока

Мотивы выбора

6-е

7-е

8-е

9-е

Всего

Интересно

18

12

18

15

63

Получение новых знаний

16

18

6

9

49

Легче усваивается и запоминается материал

10

10

6

10

36

Хорошая возможность для повторения

10

10

8

5

23

Удовольствие отдых развлечение

2

3

5

-

10

Общение, совместная работа, возможность совещаться

5

5

5

5

20

Меньшая нагрузка

-

-

5

-

5

Хорошие оценки

-

-

5

-

5

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

  1. Из предложенных форм урока наибольшее число учащихся, независимо от возраста отдают предпочтение игровым. Максимальный выбор приходится на 6, 7 и 8 классы.

  2. Отмечается связь между выбором игровых форм и успешностью обучения. Успеваемость повышается в классах с включением в урок элементов игровых технологий.

  3. Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции во всех классах занимают следующие мотивы:

- интерес к такой форме урока;

- получение новых знаний;

- лучшее усвоение и запоминание материала.

Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают практические умения, творческие способности, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках. Многие из игр дают возможность для взаимообучения, возможность совещаться, обсуждать проблемы удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов используется для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно слабых и неуверенных в себе. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!