«Игровые технологии в образовательной работе учителя – логопеда в условиях ДОО» (доклад)
http://1liski.detkin-club.ru/custom_4/index/cat/18281
Игра – это самый действенный метод познавательной деятельности. Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность наиболее активно протекает и развивается (память, мышление, внимание, воображение). Игра – основной вид деятельности у дошкольников, именно в ней формируются все компоненты речи (звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй, развитая связная речь). Все они развиваются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведёт к недоразвитию другого. Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребёнка.
В современной педагогической теории существует следующая классификация игр для дошкольников, которые являются и догмой для учителей – логопедов, работающих в ДОУ. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании. Сюжетно – ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве логопеда. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно – ролевыми, подчёркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
В Программе воспитания и обучения в детском саду даётся следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно – ролевые;
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Главным компонентом сюжетно – ролевой игры является сюжет, соответственно игры бывают: на бытовые сюжеты, на общественные темы, на производственные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, транспорт и т. д.).
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Театрализованные игры – это игры – драматизации. Игры на темы литературных произведений.
Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственной активности.
Речевые игры и игровые упражнения дл развития речи. Речевые игры предназначены для формирования у детей правильного звукопроизношения, развития словаря, фразовой речи. Речевые игры, считалки, пословицы, поговорки, чистоговорки подобраны на автоматизацию, дифференциацию и введение в связную речь таких звуков, которые обычно нарушаются в детской речи.
Игры должны усложняться в последовательности от слова к развёрнутой фразовой речи, иметь многоцелевое назначение: для забавы, для речевого и умственного развития.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи, их можно использовать педагогом в течение дня несколько раз, но играть понемногу. Игры сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
В инновационных приоритетах сейчас используются развивающие игры с ИКТ. В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже своим процессом. Игра способствует созданию положительного эмоционального фона, ведущего к сто процентному коррекционному эффекту от образовательной деятельности учителя – логопеда. Игра способствует выполнению таких дидактических принципов, как переход от простого к сложному, системность при изучении дидактического материала, а так же учитывает ведущую деятельность дошкольника – игру.