Организационно-мотивационный | Оргмомент Мотивация к учебной деятельности | Приветствие уч-ся -Запишите число, вид работы -Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». –Как вы понимаете её смысл? -Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания. Начнём урок с орфоэпической минутки. - Спишите слова, поставьте знак ударения: (записаны за доской) шарфы, торты, сливовой, оптовый, туфля. - С любым из слов составьте и запишите предложение. | Проверяют готовность к уроку Записывают число, вид работы Объясняют значение пословицы Записывают слова, ставят ударения, составляют предложение (прорабатывают задание №4 ВПР) | Индивид.работа Коллективная проверка |
Актуализация Формулировка темы и целей урока План работы/изучения | - На доске ряды слов: Пятый, пятерка, пятак. Тройка, троица, три, трояк. - Какие слова будут лишними? Почему? (лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду три, они отвечают на другой вопрос и не являются существительными). - К какой части речи можно отнести эти слова? -Какой будет тема нашего урока? (Имя числительное как часть речи). - Запишем тему урока в тетрадь -Какой будет цель нашего урока? - Какие задачи должны решить для достижения цели? (Узнать о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научиться находить числительное в тексте) | Анализируют слова, находят лишние, доказывают Формулируют тему урока и цель Записывают тему в тетрадь Ответы обучающихся | вводная беседа фронт. беседа |
Процессуально-содержательный | Изучение Первичное закрепление | Составление кластера «Имя числительное» (на доске) - Запишите предложение Три книги стоят на полке. - Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос. - Скажите, что оно обозначает. - Какую роль будет выполнять числительное в этом предложении? (подлежащ) - Запишите еще одно предложение Петя живёт на пятом этаже. - Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос. - Скажите, что оно обозначает. - Какую роль будет выполнять числительное в этом предложении? (определение) - На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное -На какие вопросы отвечает? -Как можно назвать эти числительные? (Количественные и порядковые). - Попробуйте просклонять числительные, изменить по родам, числам. Сделайте выводы. - Какова синтаксическая роль в предложении? - Прочитайте опорную схему. Что у нас получилось? - Сравним свои выводы с тем понятием, какое нам предлагают авторы учебника, с.34 Работа по учебнику (с.34) упр. 365 Карточка – Ребята, посмотрите на задание 1 в карточках. Прочитайте слова. Одинокий, одноклассник, одноэтажный, один, одиннадцать. - Все ли эти слова являются именами числительными? - А какие из этих слов имена числительные? - Числовое значение могут иметь и другие части речи. Как отличить числительные от них? - Имена числительные можно записать словами и цифрами (один – 1, одиннадцать – 11), а другие части речи – только словами. - Запишите слова и определите части речи в этом ряду. ( сущ.,прил., числ.) Самостоятельная работа с карточками (по уровням) Задание 2. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите их разряд по значению (порядковое или количественное). 1. Пятерка гребцов одержала победу в соревнованиях. 2. Пятеро спортсменов получили медали. 3. Сорокаметровый трамплин был построен к олимпиаде. 4. Сорок километров - дистанция марафонцев. 5. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон. 6. Двадцатитрехлетний чемпион установил рекорд мира. ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ Распределите слова в соответствующую колонку | Записывают предложения в тетрадь Отвечают на вопросы Делают выводы, заполняют кластер Составление кластера «Имя числительное» (на карточках) Читают правило в учебнике Дополняют фразеологизмы числительными, объясняют значение выражений, составляют и записывают предложения (прорабатывают задание №14 ВПР) Ответы обучающихся Записывают, определяют части речи Выполняют задания (прорабатывают задание №5 ВПР) выписать предложения 2,4,5 Самопроверка самооценка | коллективная коллективная работа индивид.работа |
Рефлексивно-оценочный | Рефлексия Д/З базовый повышенный Оценка | Приём «Верные и неверные утверждения» Задание 3 на карточках - Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что …». Если «да», то ставите «+», если «нет», то «-». Утверждения: 1 … имена числительные отвечают только на вопрос «сколько?» 2 … имён числительных в русском языке не очень много? 3 … имена числительные изменяются по падежам? 4 … все числительные можно записать цифрами? 5 … эта часть речи в предложении может быть только определением? 6 … числительные обозначают признак предмета? 7 … числительные по значению делятся на порядковые и количественные? 8 … можно прожить день, не встретив ни одного числительного? 9 … числительное может состоять из трёх слов? 10 …слова двадцать три и четвертый – имена числительные - Поменяйтесь листочками для проверки работ - С какой частью речи вы сегодня познакомились? - Что вы узнали о числительном как о части речи? - Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры. - Как отличить числительное от других частей речи? - Что осталось непонятным? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Параграф 51, выучить Записать не менее пяти фразеологизмов, в состав которых входят числительные. Найти не менее пяти фразеологизмов, в состав которых входят числительные, составить и записать с ними предложения | Индивидуальная работа, с последующей проверкой по эталону Взаимопроверка Оценивание работы Запись в дневник | индивид. работа Фронтальная беседа |