СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное, его роль в нашей речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок "Имя прилагательное, его  роль  в нашей речи"

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное, его роль в нашей речи»

Дугарова Сэсэгма Юмдылыковна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х.Намсараева»


Открытый урок

«Имя прилагательное, его роль в нашей речи» (5 класс)

Ход урока.

I. Оргмомент и целеполагание.

- Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?

- Как вы думаете, а мы с вами способны делать открытия?

-Есть такое стихотворение, называется «Сказка про краски». Слайд № 1.


Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.


- О чем это стихотворение?

- Чтобы рассказать об удивительном и разном, какая часть речи нам нужна? - Они знакомы вам с начальных классов. Но наша задача с вами – понять, зачем нам нужны прилагательные, потому что без внимания и уважения к слову, мы не можем развивать свой язык.

- Поскольку встреча со старым новым знакомым, скажем: «Добрый день, Имя Прилагательное!». Пусть это будет лейтмотивом урока.

- Запишем тему нашей работы: Имя прилагательное, его роль в нашей речи. Слайд №2.

-Нам предстоит исследовать прилагательное.


III. Изучение нового материала        

- Давным - давно все прилагательные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов- прилагательных знаков различия, тот немедленно будет вознаграждён». Попробуем выполнить приказ Королевы.



  1. На экране 2 ряда слов. Назовите лишнее слово в каждом ряду. Слайд №3.



1. Светло-зеленый, розоватый, розоветь, розовенький;

2.Белый, белизна, бел, белый-пребелый.



Вывод: Итак, почему лишними оказались слова розоветь и белизна?

- Как же вы узнали, что остальные слова имена прилагательные? Прочитайте их.

-То есть это знаки различия прилагательных, то, что отличает прилагательных от остальных частей речи.

- Значит, для чего необходимо знать морфологические признаки частей речи?

- Итак, мы продолжаем исследование.


  1. Выполнение упражнения 104 на доске и в тетради: Нужно согласовать прилагательные с существительными. Определите род, падеж, число прилагательных. С каждой команды по одному примеру делаем на доске, остальные в тетради.


- Как определить род, число, падеж прилагательных? От чего зависит правописание окончаний прилагательных?


- А вы задумывались: А что означает само слово прилагательное? Как бы вы объяснили это понятие? Можно с помощью однокоренных слов.


- Как красноречиво за себя говорит это название. А к каким частям оно прилагается? (к сущ. к местоимению). Слайд №4. Хочу добавить к сказанному, что многие грамматические термины вышли из латинского языка. Прилагательное с греческого языка дословно переводится как эпитет, что значит «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». Ваше небольшое открытие сходится с научным объяснением.

- Запишите слово эпитет. Обратите внимание на гласную в корне, она непроверяемая, поэтому надо запомнить.


3. Выпишите прилагательные с существительными. Слайд №5.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. 

- Какую роль играют прилагательные?

- Значит, прилагательные обладают изобразительной силой. Такие прилагательные называются эпитетами.


4. - Перед вами текст Г. Скребицкого, вы должны догадаться, о каком животном идёт речь? Читает ученик. Слайд №6.


Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.


- Да, это лось. А теперь посмотрите на этого лесного гиганта. Слайд № 7.

(Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами.)


- Какие слова помогают нам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто? Подчеркните их.

Это прилагательные. Слайд № 8.


- По каким признакам можно распределить эти прилагательные?

С какой стороны характеризуется лось? Слайд № 9.

По цвету: тёмно-бурый, белые

Форме: горбоносая, стройные

Размеру, росту: длинная, огромная, высокие

Весу: тяжёлый, грузный

Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош.


- И какой вывод мы сделаем? Для чего же служат прилагательные?

Сделаем вывод: Чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение, выделить его из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку. Речь становится выразительной, яркой. Прилагательные обладают изобразительной силой.


  1. Слайд № 10. Сравним примеры. В каком столбике прилагательные являются эпитетами?


Чёрный карандаш                        чёрная весть

Свободный день                          свободный ветер

Весёлая музыка                           весёлые облака  

                               

- Почему?

- Не всякое прилагательное будет эпитетом. Слова, обладающие особой выразительной силой, являются эпитетами.

3. Игра-физкультминутка.      Отгадайте кто это?



—     Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

—     Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

—     Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

—     Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

—     Вкусная, сочная, синяя. (Слива)

—     Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)



4. А теперь посоревнуемся в подборе эпитетов. Игра по командам: нужно подобрать как можно больше имён эпитетов к словам небо, дорога, песня. Эпитеты запишите в тетрадь. Слайд 11.


Небо: облачное, хмурое, весёлое, синее, радостное, осеннее, летнее, весеннее.

Дорога: прямая, изогнутая, длинная, короткая, весёлая, красивая.

Песня: громкая, душевная, красивая, мелодичная, быстрая, медленная, ритмичная.


5.Редактирование. Слайды №12 – 14.


1). Вставьте подходящие по смыслу прилагательные-эпитеты.

Три друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами. У Миши была ранняя корзинка, а у Коли и Вани незнакомые лукошки. Мальчики собирали квадратные грибы и перекликались первыми голосами. Вдруг небо потемнело, и пошел продолговатый дождь. Ребята спрятались под жизнерадостным деревом.

- Смешной текст? Что вызывает улыбку в тексте? Неуместное употребление прилагательных.


2). Дополните строчки стихотворения прилагательными-эпитетами:

Ты посмотри, ____________ красота!

___________снег мерцает еле-еле.

Поляна_____________светом залита

Вокруг_____________ели.


А теперь сравните с оригиналом:

Ты посмотри, какая красота!
Вечерний снег мерцает еле-еле.
Поляна лунным светом залита
Вокруг немой заиндевелой ели. (С. Смирнов)


3). Вставьте подходящие по смыслу прилагательные-эпитеты.

Я шагнул на …тропинку и замер от восхищения. Меня обступили …деревья. Рукой я дотронулся до …берёзки. Залюбовался…сосной. Постоял рядом с …осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её…ветки. У каждого дерева свой характер.


8. Проверка работ групп.

9. Слово учителя: Итак, ребята, я думаю, что на этом уроке вы убедились в том, что без имён прилагательных в речи просто не обойтись, что они играют очень важную роль в языке.


Слайды 15-16. Прочитайте.


10. Домашнее задание:

Написать сочинение по следам нашего урока «Прилагательное - украшение речи».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!