СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение знаний об имени прилагательном.

Урок с применением технологии АМО, развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»


Урок разработан учителем МБОУ «СОШ №15»

Суриной Натальей Леонидовной



Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Сурина Наталья Леонидовна

Предмет

Русский язык

Класс, профиль класса/группа, количество человек

5 класс/общеобразовательный/25 человек

Продолжительность урока (занятия)

40 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия


Имя прилагательное как часть речи

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

«Русский язык. 5 класс» в 2-х частях . Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич -М.: Просвещение, 2018 г.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Тип урока: обобщение знаний об имени прилагательном.

Урок с применением технологии АМО, развивающего обучения, индивидуального и коллективного проектирования, развития исследовательских навыков.


Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В 5 «Б» классе обучаются 25 учеников: 10 мальчиков и 15 девочек.

В классе общий средний балл : 3,88. На уроках учащиеся внимательны, не все добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Учатся на «отлично» - 0 человека, на «4» и «5» - 5 человек. Таким образом, качество знаний по классу составило – 66,9%. Неуспевающих – нет.

Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам, требования учителей-предметников выполняются. Отношение к классному руководителю уважительное, доверительное.

Класс активен, полон творческой энергии. Пятиклассники стремятся постоянно общаться и сотрудничать друг с другом. Ребята с высокой результативностью согласует свои действия. Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями. Большинство ребят класса прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению. В классе преобладает мажорный, добрый общий тон, доброжелательность во взаимоотношениях. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности. Для сохранения и дальнейшего развития такого уровня коммуникации данный урок содержит активные методы обучения, способствующие выполнению поставленной задачи.

У некоторых учеников в классе недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Для развития этих умений построение урока выполнено с использованием активных методов, позволяющих наглядно систематизировать представленный материал.

Цели урока/ занятия


Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление.

Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию внимания и уважения к слову, любви к природе.


Задачи урока/ занятия


  • добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.

  • извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

  • формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия


Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, мор­фологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагатель­ном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфоло­гические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

  • Имя прилагательное,

  • словосочетание,

  • согласование прилагательного и существительного

Конспект АМО-урока (занятия).



Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:


- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода


Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)


- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная



Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие/знакомство

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад.



2 мин



«Поздоровайся

Глазами»

Заимствованный

Цели и задачи метода: создать позитивную атмосферу в классе, установить хороший контакт с учащимися.


Ребята должны поздороваться с учителем и друг с другом не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у них сегодня настроение.


Ребята стоят или сидят за партами по парам.

Личностные УУД:
установление личностного контакта между учащимися.
Коммуникативные УУД:
передача своего настроения, установление связей, способствующих взаимодействию

Социальная компетентность: умение сотрудничать, способность уважать других


Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс.


Вхождение в тему урока (определение целей урока)

Настроить детей на творческую работу. Постановка целей.

3

мин

«Инструментальный пазл»


Заимствованный, но измененный

Цель: спланировать деятельность обучающихся на уроке.

Задачи:

выяснить, что является приоритетным для учащихся при изучении предложенной темы;

определить, какие цели ставят для себя ребята.

Материалы: Электронная презентация

На слайде в произвольном порядке расположены слова-прилагательные.


Я сейчас прочитаю замечательное стихотворение, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно

«Сказка про краски».

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило? Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зелёной спать перине

Под зелёным одеялом?

И зелёною водою на рассвете умываться,

И зелёным-презелёным полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелёными домами ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё на свете будет удивительным и разным.


- Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны особые слова. Слова какой части речи нам нужны?

- Конечно, имена прилагательные.

Затем учитель спрашивает у класса: «Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Каковы цели нашего урока?»   (учащиеся формулируют тему урока, озвучивают цели, учитель при необходимости дополняет ответы ребят).

Регулятивные: составлять план действий по решению проблемы.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Познавательная:

организовать постановку целей

Коммуникативные:

уметь высказываться, вести диалог

Социальные:

уметь вырабатывать собственное мнение, ставить цели и решать их.

Нацеливает учащихся на конечный результат и поиск решения задач. Повышает мотивацию.

Определение ожиданий и опасений учащихся

Выявить опасения и ожидания учащихся

3

мин

«Прогноз погоды»

Заимствованный

Цель: выявить опасения и ожидания учащихся


Материалы: заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Учащимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги желтые солнышки и серые тучки.

Технология: учитель предлагает учащимся определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются.

Свои ожидания ученикам предлагается написать на солнышках, а опасения - на тучках. Те, кто записал, подходят к соответствующим плакатам и прикрепляют свои ожидания и опасения. После того как все ученики прикрепят свои солнышки и тучки, учитель озвучивает «прогноз погоды» на урок и подводит итог.


- Прежде, чем мы продолжим работу, подумайте, что вы ожидаете от урока и чего опасаетесь?

Свои ожидания запишите на солнышках, а опасения - на тучках. Те, кто записал, подойдите к соответствующим плакатам и прикрепите свои ожидания и опасения.

Посмотрите, сегодня у нас в классе солнечная погода. Иногда, правда, солнышко прикрывает одна-две тучки, но это не помешает нам плодотворно потрудиться на уроке, узнать много нового и закрепить те знания, которые мы с вами изучили на прошлом уроке.


Личностные УУД:
Развитие самооценки, мотивации учения.
Регулятивные УУД:
Формирование целевых установок учебной деятельности, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно


Учебно-познавательная:
Умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель

Отличие
Идет осознанный процесс осмысления действий

Фаза 2 «Работа над темой»

Закрепление изученного в начальной школе

Закрепить лексический и грамм. материал

5

мин

Найди чужака

Заимствованный, но измененный

Цели и задачи: контроль и коррекция знаний: повторение сведений о связи прилагательного с существительным; активизация внимания учащихся, обучение систематизированию и структурированию изучаемого материала, обучение исследовательским умениям и навыкам.

Материалы: упражнение учебника на стр.31 упр. 322

Технология: учащимся предложен соединить прилагательные с существительными так, чтобы получилось словосочетание. Ребята работают в парах, анализируют материал, выбранный во время работы над упражнением, структурируют его, определяют «чужака», пытаются определить его место в составленном ими словосочетании, найти связь с другими словами.


Упражнение: 322

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД: контроль, коррекция, оценка действий партнера


Информационные: формирование умения поиска необходимой информации

Погружение в языковую среду, направленную на умение принять, осознать новую информацию

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут (интерактивная лекция)

Формировать умение поиска необходимой информации,

погрузить в языковую среду, помочь осознать информацию

10 мин

«Инфо-угадайка»

Заимствованный, но измененный

Цели и задачи: формировать умение поиска необходимой информации, погрузить в языковую среду, помочь осознать новую информацию

Необходимые материалы: лист ватмана, в его центре указано название темы

Технология проведения: на доске прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор выводы, которые учащиеся делают по ходу выполнения задания. Учащимся предлагается

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется материал, выделяются его ключевые, изученные ранее моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.




























Ребята, сегодня мы с вами говорим о имени прилагательном как части речи, а что мы уже знаем о нем?

Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя прилагательное как часть речи».

В се знания о данной части речи мы запишем в нашу схему.












  1. Запишите слова, определите часть речи:

Большой, талантливый, мамин, радужный, снежный.

- Чем вы руководствовались при определении части речи? (заполняем схему)

2. Дополните подходящими по смыслу именами прилагательными: сахар (какой?), небо (какое?), школа (какая?), учащиеся (какие?)

- Что обозначает прилагательное? (заполняем схему)

3. Вернитесь к упражнению 322. От чего зависит род, число, падеж имени прилагательного? (заполняют схему)

4. Найдите в предложении прилагательное, определите роль прилагательного: Я прочитал интересную книгу. (заполняем схему)

Делается вывод.










Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска; умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные:

самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.


Информационные: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями;

владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы.

Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли.

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме

«Имя прилагательное как часть речи»

10 мин

"Фейерверк удач"

Заимствованный, но измененный

Цели и задачи: Помочь анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных),помочь усвоить новый материал,  планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия .

Необходимые материалы: Каждой паре раздается лист бумаги, клей, вырезанная сердцевина ромашки и 4 лепестка (белые, пустые)

Технология проведения: Учитель предлагает на лепестках написать доказательства того, что перед учащимися имя прилагательное: «холодный», «березовая», «мокрая», «старинная» и собрать ромашку (приклеить на ватман). Закончив работу, дети поднимают руки. Каждая пара показывает свою ромашку и обосновывает каждый лепесток. Работа каждой пары вывешивается на доску. Учитель подводит итог.


- В начале урока вы записали свои ожидания на солнышках, а опасения - на тучках.

Сейчас я раздам вам шаблоны ромашек, в середине которой вы запишете слово «холодный», «березовая», «мокрая» или «старинная» (одно на выбор), а на лепестках доказательство, что перед вами прилагательное.

Соберите ромашку. Закончив работу, поднимите руку. Каждая пара должна показать свою ромашку и обосновывать каждый лепесток. 






Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Помочь детям расслабиться, снять напряжение, мобилизовать энергию

3 мин

Музыка моря

Заимствованныйно измененный

Цели и задачи: помочь детям расслабиться, снять напряжение, мобилизовать энергию.

Необходимые материалы: Запись тихой расслабляющей музыки The Little Waves - Шум моря (исполнительThe Little Waves)

Технология проведения: Учитель предлагает следующее: «Закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости».

- А теперь закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости

Регулятивные УУД: мобилизация сил, энергии, снятие напряжения


Коммуникативная:
Строить взаимоотношение с окружающими, несмотря на свое настроение

Отличие: дети могут расслабиться, снять напряжение и усталость

















Рефлексия

Помочь учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке, критически оценивать свою работу

4 мин

Все дело в шляпе

Заимствованный, но измененный

Цели и задачи: подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения, оценка реализованных и приобретенных знаний и умений, выявление успехов и неудач, определение степени достижения целей (ожиданий).

Необходимые материалы: шляпа или другой предмет

Технология проведения: Учащиеся передают друг другу шляпу (другой предмет), по сигналу учителя тот, у кого осталась шляпа (другой предмет), анализирует свою работу на уроке или ставит оценку тем, кто работал у доски, и обосновывает ее.


-Молодцы, вы хорошо поработали на уроке и сейчас с помощью нашей волшебной шляпы проанализируйте свою работу, поставьте себе оценку и обоснуйте её.


Д/з

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: понимание ценности знания.

Регулятивные УУД: умение оценивать результат своей деятельности (в группе или на уроке в целом).


Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности.

Социальная компетентность: способность к анализу.


Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!