Конспект урока русского языка в 5 классе
УМК Л. М. Рыбченковой, 5 класс
Тип урока: комбинированный урок
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели:
вспомнить и дополнить знания о части речи;
дать общее представление об имени существительном;
научить отличать существительное от других частей речи;
формировать умение обучающихся находить имя существительное в тексте, задавать к нему вопрос;
отработать на практике определение морфологических и синтаксических признаков имени существительного;
Задачи:
Обучающие задачи:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить имена существительных в тексте;
повторить морфемный разбор слов;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
Воспитательные задачи:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
Развивающие задачи:
развитие критического мышления;
развитие внимания и памяти
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
целеполагание;
планирование;
рефлексия;
саморегуляция.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
Здоровьесберегающий аспект:
чередование видов учебной деятельности;
физпаузы;
наблюдение за двигательными и пассивными отвлечениями у детей в процессе работы;
соизмерение объёма и сложности домашнего задания с возможностями ученика;
Методы: словесные, наглядно – иллюстративные, учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ, ИКТ.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, учебник «Русский язык» Л. М. Рыбченковой, 5 класс. Часть 2
ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Приветствие
- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами начинаем новый урок, а вместе с ним и новую тему. Так пускай же этот урок подарит вам не только новые знания, но и хорошее настроение.
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
2. Проверка подготовки к уроку. Оформление тетрадей.
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
- На доске записаны слова, обратите на них внимание. Ваша задача заключается в следующем: найти пары слов, которые соотносятся друг с другом. Например: Телефон – ухо, дерево – листва.
Свет, телефон, листва, кино, глаза, двор, человек, ворота, дом, любовь, дверь, день, ночь, весна, осень, рассвет, закат, ухо, платье, дерево, дружба, вражда, тьма, ненависть.
(Телефон/ухо, кино/глаза, двор/ ворота, дом/дверь, день/ свет, ночь/тьма, весна/ осень, рассвет/закат, человек /платье, дерево/листва, дружба/ любовь, вражда/ненависть)
- Что объединяет все эти слова? (Все они отвечают на вопрос ЧТО?)
- Как же называется часть речи, которая отвечает на этот вопрос? (Имя существительное).
- Ребята, помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Формулируем тему, записываем в тетради и на доске
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»)
- Давайте вместе с вами вспомним, что мы знаем об этой части речи.
ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть на таблицу. Но вот незадача, я так торопилась, что не только не успела заполнить её, но и, кажется, допустила ошибки. Поможете мне разобраться? Где же здесь допущены ошибки?
ИМЯ СУЩЕСВИТЕЛЬНОЕ |
Отвечает на вопросы | Обозначает | В предложении является… |
…?Что? Какая? | Действие предмета | ТОЛЬКО главным членом |
( Обучающиеся работают с таблицей, в тетрадь переносят её с исправлениями, делают выводы об имени существительном как о части речи)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Ребята, давайте с вами немного отдохнём! Обратите внимание на доску. (презентация 2)
ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
- Вернёмся к нашей работе. Давайте с вами обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдём статью и узнаем, как трактуется там это понятие (приём «Работа над понятием»)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, -ото, ср. или имя существительное - в грамматике:часть речи, обозначающая предмет и выражающая значение предметности в формахрода, числам падежа. Склонение имен существительных. Существительныеконкретные и абстрактные. Существительные собственные и нарицательные.Существительные одушевленные и неодушевленные.
- Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки. Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.
V- знал(а)
+ - новое для меня
- - думал(а) иначе
? – осталось непонятным
(Работа с текстом после прочтения)
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
- Сейчас, я хочу с вами сыграть в одну игру. Ваша задача: составить рассказ, применяя как можно больше существительных, на тему «Моя школа». (На выполнение дается 5 минут. Записи делаются в тетрадь. Выборочно слушаются ответы).
- Молодцы! Я уверена, каждый из вас замечательно справился с этим заданием.
ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
- А сейчас я предлагаю снова поиграть. Называется наша игра «Я беру тебя с собой». Представьте, что мы собрались с вами в поход. И у нас предварительная подготовка. Прошу вас предлагать, что вы с собой взяли бы в поход. Называть нужно только имена существительные. Я же, как ведущий, буду либо брать ВАС с собой, либо нет. Ну что, начнём?
- Мы идём в поход и я беру с собой… палатку.
(Данная игра направлена на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов, а также формирует умение объединять объекты по общему признаку, умению сопоставлять и сравнивать предметы, а также составлять целостный образ из отдельных предметов).
ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
- Ребята, я загадала слово и сейчас предлагаю вам написать диктант. Но он необычный. Будет состоять из ваших ответов на мои вопросы. По первым буквам ответов получиться задуманное слово. Все ответы нужно записывать в столбик. Итак, слушаем внимательно!
1. С - Слон по Африке гулял, Длинным хоботом вилял, А потом вдруг взял он и исчез: Превратился в букву…
2. У - Если сделаю я губки Очень тоненькою трубкой, Звук потом произнесу, То услышу букву…
3. Щ - Не получится борща, Если нет в нем буквы…
4. Е - Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене Он рисует букву…
5. С - Можешь петь ее, дружок! Но, стирается бочок, И смотри - уже из пенья, Получается сипенье!
6. Т - Она на антенну похожа, И на зонт как будто тоже.
7. В - Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена?
8. И - Буква рыбкой стать мечтает, На ветвях зимой сверкает, Вьется стайкой над костром И лежит на дне речном.
9. Т - На одной стоит ноге, На крыше дома буква ...
10. Е - Блеет козлик: «Ме» да «ме», Знает только «Эм» и...
11. Л - Эта буква вместе с «Я» Нотою бывает, И её мои друзья Часто напевают.
12. Ь - Безголосый он добряк, Всё смягчает…
13.Н - «П» в другую букву можно Очень быстро превратить. Перекладинку немножко Нужно только опустить!
14. О - В этой букве нет углов И она бы укатилась, Если масса разных слов Без неё бы обходилась!
15.Е - Эта буква служит мессу, Из ружья палит средь леса, Шаха сторожит гарем, И грозит шипами всем.
- Что же у нас получилось? (существительное)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
- Ребята, давайте немного отдохнём, встанем и сделаем физкульминтуку.
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
Вновь трудиться все начните.
ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
- Я подготовила для вас новое задание. Нужно заполнить пропуски подходящими по смыслу именами существительными.
Не подливая масла в______. Нет ______ без огня. Новая________ хорошо метет. __________ по зернышку клюет и сыта бывает. Слухом _________ полнится.
(Огонь, дыма, метла, курица, земля)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание трех уровней:
Составить кроссворд по теме: «Имя существительное»
Упражнение 273
Составить небольшой рассказ об отдыхе на море( на пруду), используя максимальное количество имён существительных.
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А в заключении небольшой сюрприз! Как вы думаете? Как я оцениваю вашу работу?
1.Раздел науки о языке, изучающий части речи – морфОлогия
2.Падеж существительного (вижу)землю – виниТельный
3.Член предложения, чаще всего выраженный существительным – подЛежащее
4.Падеж, обозначающий орудие действия – творИтельный
5.Количество предметов у существительного – Число
6.Изменение существительных по родам – склоНение
7.Категория существительного, различающая нас по полу – рОд
Конечно же, вашу работу я оцениваю на отлично!
Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас заполнить листы рефлексии, что лежат у вас на столах, а потом сдать их мне.
ФИ - |
Поставьте, пожалуйста, напротив верного для Вас утверждения галочку. Если вы отметили 3 и 4 пункт, укажите причину того, что помешало вам усвоить тему. |
1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) | |
2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) | |
3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) | |
4.Я ничего не понял. (2 балла) | |
- Имени существительному мы не говорим «до свидания», а говорим «до скорых встреч». Изучение особенностей этой части речи мы продолжим на следующих уроках. Спасибо за урок!