СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи»

Конспект урока русского языка в 5 классе

УМК Л. М. Рыбченковой, 5 класс

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цели:

  • вспомнить и дополнить знания о части речи;

  • дать общее представление об имени существительном;

  • научить отличать существительное от других частей речи;

  • формировать умение обучающихся находить имя существительное в тексте, задавать к нему вопрос;

  • отработать на практике определение морфологических и синтаксических признаков имени существительного;

Задачи:

Обучающие задачи:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение находить имена существительных в тексте;

  • повторить морфемный разбор слов;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и  умения.

Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

Развивающие задачи:

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания и памяти

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся





Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания как в устной, так в письменной формах.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • планирование;

  • рефлексия;

  • саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

  • умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Здоровьесберегающий аспект: 

  • чередование видов учебной деятельности;

  • физпаузы;

  • наблюдение за двигательными и пассивными отвлечениями у детей в процессе работы;

  • соизмерение объёма и сложности домашнего задания с возможностями ученика;

Методы: словесные, наглядно – иллюстративные, учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ, ИКТ.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, учебник «Русский язык» Л. М. Рыбченковой, 5 класс. Часть 2



ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Приветствие

- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами начинаем новый урок, а вместе с ним и новую тему. Так пускай же этот урок подарит вам не только новые знания, но и хорошее настроение.

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!

2. Проверка подготовки к уроку. Оформление тетрадей.

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

- На доске записаны слова, обратите на них внимание. Ваша задача заключается в следующем: найти пары слов, которые соотносятся друг с другом. Например: Телефон – ухо, дерево – листва.


Свет, телефон, листва, кино, глаза, двор, человек, ворота, дом, любовь, дверь, день, ночь, весна, осень, рассвет, закат, ухо, платье, дерево, дружба, вражда, тьма, ненависть.


(Телефон/ухо, кино/глаза, двор/ ворота, дом/дверь, день/ свет, ночь/тьма, весна/ осень, рассвет/закат, человек /платье, дерево/листва, дружба/ любовь, вражда/ненависть)



- Что объединяет все эти слова? (Все они отвечают на вопрос ЧТО?)

- Как же называется часть речи, которая отвечает на этот вопрос? (Имя существительное).

- Ребята, помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Формулируем тему, записываем в тетради и на доске

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»)

- Давайте вместе с вами вспомним, что мы знаем об этой части речи.



ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть на таблицу. Но вот незадача, я так торопилась, что не только не успела заполнить её, но и, кажется, допустила ошибки. Поможете мне разобраться? Где же здесь допущены ошибки?

ИМЯ СУЩЕСВИТЕЛЬНОЕ

Отвечает на вопросы

Обозначает

В предложении является…

…?Что? Какая?

Действие предмета

ТОЛЬКО главным членом

( Обучающиеся работают с таблицей, в тетрадь переносят её с исправлениями, делают выводы об имени существительном как о части речи)



ФИЗКУЛЬМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- Ребята, давайте с вами немного отдохнём! Обратите внимание на доску. (презентация 2)

ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

- Вернёмся к нашей работе. Давайте с вами обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдём статью и узнаем, как трактуется там это понятие (приём «Работа над понятием»)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, -ото, ср. или имя существительное - в грамматике:часть речи, обозначающая предмет и выражающая значение предметности в формахрода, числам падежа. Склонение имен существительных. Существительныеконкретные и абстрактные. Существительные собственные и нарицательные.Существительные одушевленные и неодушевленные.

- Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки. Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

(Работа с текстом после прочтения)

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

- Сейчас, я хочу с вами сыграть в одну игру. Ваша задача: составить рассказ, применяя как можно больше существительных, на тему «Моя школа». (На выполнение дается 5 минут. Записи делаются в тетрадь. Выборочно слушаются ответы).

- Молодцы! Я уверена, каждый из вас замечательно справился с этим заданием.

ЭТАП ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

- А сейчас я предлагаю снова поиграть. Называется наша игра «Я беру тебя с собой». Представьте, что мы собрались с вами в поход. И у нас предварительная подготовка. Прошу вас предлагать, что вы с собой взяли бы в поход. Называть нужно только имена существительные. Я же, как ведущий, буду либо брать ВАС с собой, либо нет. Ну что, начнём?

- Мы идём в поход и я беру с собой… палатку.

(Данная игра направлена на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов, а также формирует умение объединять объекты по общему признаку, умению сопоставлять и сравнивать предметы, а также составлять целостный образ из отдельных предметов).

ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

- Ребята, я загадала слово и сейчас предлагаю вам написать диктант. Но он необычный. Будет состоять из ваших ответов на мои вопросы. По первым буквам ответов получиться задуманное слово. Все ответы нужно записывать в столбик. Итак, слушаем внимательно!

1. С - Слон по Африке гулял, Длинным хоботом вилял, А потом вдруг взял он и исчез: Превратился в букву…
2. У - Если сделаю я губки Очень тоненькою трубкой, Звук потом произнесу, То услышу букву…
3. Щ - Не получится борща, Если нет в нем буквы…
4. Е - Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене Он рисует букву…
5. С - Можешь петь ее, дружок! Но, стирается бочок, И смотри - уже из пенья, Получается сипенье!
6. Т - Она на антенну похожа, И на зонт как будто тоже.
7. В - Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена?
8. И - Буква рыбкой стать мечтает, На ветвях зимой сверкает, Вьется стайкой над костром И лежит на дне речном.
9. Т - На одной стоит ноге, На крыше дома буква ...
10. Е - Блеет козлик: «Ме» да «ме», Знает только «Эм» и...
11. Л - Эта буква вместе с «Я» Нотою бывает, И её мои друзья Часто напевают.
12. Ь - Безголосый он добряк, Всё смягчает…
13 - «П» в другую букву можно Очень быстро превратить. Перекладинку немножко Нужно только опустить!
14. О - В этой букве нет углов И она бы укатилась, Если масса разных слов Без неё бы обходилась!
15.Е - Эта буква служит мессу, Из ружья палит средь леса, Шаха сторожит гарем, И грозит шипами всем.

- Что же у нас получилось? (существительное)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

- Ребята, давайте немного отдохнём, встанем и сделаем физкульминтуку.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

- Я подготовила для вас новое задание. Нужно заполнить пропуски подходящими по смыслу именами существительными.

Не подливая масла в______. Нет ______ без огня. Новая________ хорошо метет. __________ по зернышку клюет и сыта бывает. Слухом _________ полнится.

(Огонь, дыма, метла, курица, земля)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание трех уровней:

  1. Составить кроссворд по теме: «Имя существительное»

  2. Упражнение 273

  3. Составить небольшой рассказ об отдыхе на море( на пруду), используя максимальное количество имён существительных.

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А в заключении небольшой сюрприз! Как вы думаете? Как я оцениваю вашу работу?

1.Раздел науки о языке, изучающий части речи – морфОлогия

2.Падеж существительного (вижу)землю – виниТельный

3.Член предложения, чаще всего выраженный существительным – подЛежащее

4.Падеж, обозначающий орудие действия – творИтельный

5.Количество предметов у существительного – Число

6.Изменение существительных по родам – склоНение

7.Категория существительного, различающая нас по полу – рОд

Конечно же, вашу работу я оцениваю на отлично!

Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас заполнить листы рефлексии, что лежат у вас на столах, а потом сдать их мне.



ФИ -

Поставьте, пожалуйста, напротив верного для Вас утверждения галочку. Если вы отметили 3 и 4 пункт, укажите причину того, что помешало вам усвоить тему.

1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)



2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)



3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)



4.Я ничего не понял. (2 балла)





- Имени существительному мы не говорим «до свидания», а говорим «до скорых встреч». Изучение особенностей этой части речи мы продолжим на следующих уроках. Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!