Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Организационный момент. | создается атмосфера доброжелательности и творческой активности -Добрый день! - тебе сказали. -Добрый день! – ответил ты. Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. Продолжаем работать по теме «Имя существительное», а работать мы будем под девизом: Знаешь – говори, не знаешь – слушай. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия |
Целеполагание | Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. -Мы с вами на протяжение нескольких уроков изучали имя существительное. Мы повторили и узнали что-то новое про эту часть речи. Давайте попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего урока. - О чем мы будем говорить на уроке?(запись числа, темы в тетрадь) - Какие цели мы можем перед собой поставить? Нам предстоит повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и орфограммы, которые изучали по теме « Имя существительное». | Совместное определение целей. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность |
Актуализация знаний | Фронтальный опрос. Перечислите постоянные морфологические признаки существительного. Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Обь, Новосибирск, Петровка? Что вы можете сказать о словах люди, человек, кукла и здание, цветок, народ? Какой род могут иметь существительные? Назовите мне существительные общего рода? Сколько склонений у существительного? Как изменяются существительные? ( по падежам и числам) Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении? | Отвечают на вопросы, В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков |
Работа по теме урока. | Собственные | Нарицательные | Минск | квартира | Енисей | гитара | Юпитер | бинокль | Арктика | мореплаватель | Анна | москвич | Греция | труд | 1.Жители этой планеты - «Собственные и нарицательные существительные» - просят нас о помощи: после урагана они потеряли свою семью – помогите им найти друг друга, для (К,к)вартира, (М,м)инск,(Е,е)нисей, (Г,г)итара, (Б,б)инокль, (Ю,ю)питер, (А,а)рктика, (М,м)орепаватель, (А,а)нна, (М,м)осквич, (Т,т)руд, (Г,г)реция. 2. Распределите слова мужского, женского среднего и общего рода. Бухта (2), море (1), якорь (1), умница(3), экипаж (1), звезда (2), остров (1), мореплаватель (1), риф (1), адмиралтейство (1), тихоня (3), ночь (2),яблоко, сердце, солнце 3. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные общего рода; вставьте пропущенные буквы. Серёжа – кргл… ____________. Петя - ужасн… ____________. Сосед – жутк.. __________.Вредн… ______________ Иришка. Моя сестра - незаметн… ___________. Слова для справок: рёва, зазнайка, сирота, ябеда, тихоня. | Отвечают на вопросы, В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Выполняют упражнения | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий |
Физминутка. | А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись. Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. А теперь дальше продолжаем путешествие. | Выполняют элементарные физические упражнения | Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока |
Практическая деятельность. | - Ветер усилился, поднялся ураган, посыпались орфографические камни. А чтобы ими вас не придавило, нужно вспомнить орфограммы и выполнить задания, спрятавшись в укромном месте. Буквенный диктант: Хвостом, шалашом, , песком, грач…, передач…, мыш…., луч…,врач…м, кольц…, горц..в, сердц….ключ..м 2. Объяснительный диктант. Не)годование, (не)воля,, не удача, а разочарование. , говорить (не)правду, (не)лепость, (не)погода, (не)уверенность, не осторожность, а трусость, (не)друг, (не)забудка. 3.Морфологический разбор существительного. Из леса вышла на берег большая семья 3 бурых медведей. Семья - существ., обознач. предмет. Н.ф. (ед.ч., И.п. что?) семья Пост. призн.: нарицат, неодуш., ж.р., 1 скл. Непост. призн.: ед.ч., И.п. Из леса вышла (что?) семья (подлежащее) Пестун схватил одного медвежонка и давай окунать его в речку 3. В речку - существ., обознач. предмет. Н.ф. (ед.ч., И.п. что?) речка Пост. призн.: нарицат, неодуш., ж.р., 1 скл. Непост. призн.: ед.ч., В.п. Окунать (во что?) в речку (дополнение) 4. Синтаксический разбор. Из леса вышла на берег большая семья бурых медведей4. (Повеств., невоскл., распр., , не осложнено) | Выполняют задания | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом с озидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону. | Каждому раздаются тесты. | |
Рефлексия | Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Домашнее задание. | Повторить правило, р.т. стр. 75-77. | | |