Разработка урока
по русскому языку в 6-А классе
Дружковской общеобразовательной школы I-III ступеней №12
учителя
Кашириной Юлии Виктровны
Урок № 13
Тема урока: Общие сведения о частях речи. Имя существительное как часть
речи. Существительные одушевлённые и неодушевлённые,
собственные и нарицательные.
Цель урока:
уточнить знания о самостоятельных и служебных частях речи;
совершенствовать навыки их распознавания, определения грамматических признаков существительного, его синтаксической роли;
совершенствовать умение употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения;
использовать прописную букву при написании собственных существительных;
развивать навыки правильного произношения и написания имён существительных;
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление;
воспитывать познавательную активность.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблицы для наглядности,
индивидуальные карточки, экран, ноутбук, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
учитель объявляет о начале урока (стихотворение);
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелаю вам удачи,
И успешности в придачу!
эмоциональный настрой детей на урок.
Подумайте, какие качества нужны для успешной работы, чтобы для всех урок стал полезным?
Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+», чего бы ты хотел достичь на уроке (таблица).
№ п/п | | Я хотел бы достичь | У меня получилось |
1 | Работать старательно и активно | | |
2 | Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок | | |
3 | Узнать что-то новое | | |
4 | Порадоваться за товарища | | |
5 | Чтобы меня похвалили | | |
6 | Получить хорошую оценку | | |
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация опорных знаний
а) орфографическая пятиминутка;
б) работа по индивидуальным карточкам (первая группа);
в) фронтальный опрос «Мозговой штурм» (вторая группа);
IV. Объявление темы и цели урока.
а) прослушать стихотворение А. Фета, которое состоит из одних имён существительных. Назвать их (слайд №1).
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
б) работа над текстом «На могиле Неизвестного солдата» (слайд №2).
День и ночь горит огонь на могиле Неизвестного солдата. Площадь перед памятником герою окружена деревьями. По аллее с венками и цветами идут люди. В день Победы на площади звучит военный оркестр. Лётчики, моряки, пограничники проходят мимо Вечного огня. Это огонь скорби и памяти.
Задание по тексту (слайд №3):
1. Выписать имена существительные.
2. В тексте подчеркнуть собственные имена существительные.
3. Назвать одушевлённые имена существительные.
4. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
5. В чём смысл текста?
Проведение физминутки
А теперь ребята встали,
Ручки дружно вверх подняли,
А потом опять их сжали.
Кулачками повращали,
Головою покачали
И ногами постучали.
Отдохнули! Помолчали!
И опять работать стали!
в) распределительный диктант (слайд №4).
Расположите в алфавитном порядке имена существительные:
война, терпеливо, испытание, письмо, братья, боевой, фронт, судьба, сердце, мужество, время, бойцы, афганский, Родина, враг.
г) работа в группах с презентацией.
д) разгадать ребус (слайд №5).
е) выполнение упражнений на соответствие (слайд №6).
ж) письмо шестиклассника (слайд №7).
Письмо шестиклассника актёру Е.Евстигнееву.
Известному актёру МХАТа Евстигнееву показали письмо ученика: «Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Боярский».
Евстигнеева спросили:
-Как выдумаете, он сможет стать артистом?
-На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Он берёт ручку и пишет всего одно слово: «Никада!»
Почему так ответил Евстигнеев?
V. Подведение итогов урока.
Выполнение теста «Верю-не верю!» (слайд №8).
VI. Рефлексия (таблица).
Заполнить таблицу личных достижений. Прокомментировать.
VIII. Выставление оценок.
Ну вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас.
IX. Домашнее задание.
Обработать и выучить теоретический материал. Упражнение 101, стр.96.
Х. Окончание урока.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой речь моя,
Говорю вам: «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!