В 10 классе
Тема: Имя существительное как часть речи
Цель: обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном
Задачи:
- через выполнение устных и письменных заданий выяснить уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи, закрепить знания по сравнительной грамматике русского и казахского языков;
- способствовать дальнейшему укреплению уважения к русскому языку;.
- закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через грамотную разговорную речь.
Оборудование: справочный материал, индивидуально-дифференцированные карты, слайдовые презентации
Вид урока: урок- исследование
Тип урока: совершенствование знаний, умений навыков, целевое применение знаний об имени существительном.
Ход урока
Эпиграф: «Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость, а умело
Применять – высшее искусство»
(восточная мудрость)
Актуализация знаний.
Психологический настрой
Доброе утро, ребята! Эта неделя для вас и для нас особенная. Почему? (ответы учащихся)
Да, это понедельник, последняя неделя 1 четверти, последняя неделя октября месяца,урок русского языка, первый урок недели. А раз первый, то отправьте друг другу первые лучики счастья собрав нежно в ладошки со словами: желаю добра, счастья, удачи, здоровья,денег, процветания, понимания и т.д по одному слову. Готовы?! Произнесли свое желание и кинули его вверх. Начнем! Спасибо. Значит сегодня и наш урок и ваше настроение и весь день будут наполнены добром.
Эпиграфом нашего урока я взяла следующие строки. (Читаю)Почему?
- Сегодня мы с вами постараемся вспомнить все, что знаем о такой простой только с первого взгляда части речи, которая называется “имя существительное”. Я дала вам задание прочитать все об имени существительном.
Первый этап урока. Предлагаю заполнить таблицу. Работа выполняется самостоятельно, индивидуально.(перед каждым лежит таблица)
Что помню об имени существительном.
Какая информация забыта .
На уроке вспомнил или узнал.
Второй этап. Вы заполнили свою таблицу, где в основном заполнена первая колонка. Я задаю вопросы, не знающие ответы должны заполнить соответствующие графы.
Вопросы:
Как изменяются имена существительные?
Сколько падежей у имен существительных?
Какой падеж с предлогами не употребляется?
Что обозначает имя существительное?
Какими бывают имена существительные?
Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?
Какой падеж без предлогов не употребляется?
Что называется склонением?
Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?
Каким членом предложения являются имена существительные?
Как образуются имена существительные?
Третий этап.
Что такое часть речи “ Имя существительное”? Посмотрите в свою таблицу и ответьте на этот вопрос (ответ учащегося оценивается).§8
Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса? (Cуществительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)
Рассмотрите таблицу и внесите в свою табличку ту информацию, которая для Вас новая или забыта. Какие существительные называются одушевленными и неодушевленнымиr? Легкий это вопрос? Давайте послушаем ответы команд:
Четвертый этап.
Категория одушевленности и неодушевленности.
Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).
Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.
Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.
К одушевленным именам существительным относятся:
1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),
2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник},
3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз)
4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).
Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных
Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.
Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.
Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:
1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),
2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),
3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;
Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек выбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.
Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).
Вспомнили? Сейчас вопрос кажется легким? Задания группам: слайд №5. Оценивание групп: первому 5 баллов, второму 4 балла; за каждую ошибку убирается один балл.
Пятый этап.
Слушаем команды . Что они знают о категории: Собственные и нарицательные имена существительные
Существительные бывают собственными и нарицательными.
К именам собственным относятся:
1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),
2) клички животных (Пушок, Пеструха),
3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),
4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),
5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).
Нарицательные имена существительные могут быть четырех типов: Нарицательные имена существительные. Приложение 1
Выполните упражнение 1 (слайд 7., 15 слайд Презентация), чтобы закрепить знания. Оценивание работ.
Шестой этап. Определите род существительных, данных в карточках.
На карточках слова: проигрыш, тушь, прабабушка, степь, мишура, варенье, забияка, простофиля, союз, сирота, мелочь, орфография, малыш, папа.
Какие вопросы возникли после выполнения задания? Почему не смогли определить род существительных забияка, простофиля, сирота?
Какая из команд ответит мне о категории рода в русском языке?( Ответы детей.)
Категория рода. 14 параграф
Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.
мужской род
врач, пес
женский род
машина, Аня
средний род
окно, животное
общий род
пьяница, судья
Приложение 2
Особое место занимают имена существительные общего рода
К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня
Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж. р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.). Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир, учитель и т. д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т. к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.
Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.
Выполнение задания (слайд 9).
Седьмой этап.
§10-11Склонение имен существительных
В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке? Вспомним о группе разносклоняемых существительных. Подсказка у вас на столах. (Приложение 3)
Система склонения имен существительных
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
м. р. с окончаниями -а, -я
Например: папа Коля.
ж. р. с окончаниями -а, -я
Например: ваза, няня
м. р. с нулевым окончанием (кроме слова “путь”)
Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е.
Например: облако море
ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце
Например: площадь, мелочь
Разносклоняемые имена существительные склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:
Бремя время знамя племя стремя пламя имя темя вымя семя
А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.
ДИТЯ дитяти дитяти дитя дитятей о дитяти
Сегодня я до работы добиралась на метре и была я в новом пальте. Почему я вижу ваше недоумение в классе? А как правильно произнести эту фразу? Почему? (Делается вывод о несклоняемых существительных) А как определить их род? Рассмотрите таблицу, не забывайте заполнять свою табличку!
К несклоняемым именам существительным относятся:
1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;
Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне
2) многие иноязычные имена собственные;
Например:Замбези, Токио, Мериме, Золя
3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;
Например:МГИМО, ТСО, сельпо
4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);
5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).
Например: Корейко, Седых
Выполнение задания (слайд 13). Комментирование.
этап.
Категория падежа и числа в русском языке.
Разве можно говорить о склонении, не вспомнив, сколько падежей в русском языке и категории числа. Какая из команд нам расскажет?
Просклонять устно : книги, дом, дочь.
Девятый этап
Синтаксическая роль имен существительных.
Прежде чем мы будем говорить о ней давайте вспомним, что мы знаем о такой части речи как «Зат есім» в казахском языке. Я хочу передать слово Амине Кумарбековне. Я прошу Вас, чтобы Вы буквально остановились на грамматических категориях «Зат есім». (выступление Амины Кумарбековны)
Какие категории в русском и казахском языке схожи? Какой категории в казахском языке нет? (Ответы ребят)
В учебнике грамматические правила раскрыты на лексическом материале: объединенном одной тематикой: В упр70 о возрасте ученых , упр 73 о математике и ученых – математиках, в упр 74 о Шокане Уалиханове, в упр 96 о чудачестве и увлечениях ученых. Об этом мы будем говорить на следующем уроке - уроке развития речи, мы коснемся также морфологического разбора и словообразования имен существительных.
Синтаксическая роль имен существительных.
Сделайте синтаксический разбор данного предложения, определите какие члены предложения выражены именем существительным
Мария и Пьер Кюри сделали открытие атомной эры в холодном сарае. – разбор предложения.
Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство +
Слово учителя: Мы сегодня в полном объеме повторили все об имени существительном. Распечатки с таблицами остаются у вас. Очень хорошо рассказала о сходстве и различиях русского и казахского языков Амина Кумарбековна. Сейчас я соберу все ваши таблицы, чтоб ознакомиться с ними. А вам такое задание: составить опорный конспект (знакомлю с некоторыми)
Имена существительные
( предмет - Кто? Что?)
Делятся по значению: Имеют Изменяются:
Одушевл. Неодушевл + род - числам+
Собственные. Нарицательн + склонение - падеж+ (7)
Защита- презентация проектов опорных схем.
Подведение итогов урока: Выставление оценок средняя по группе.
Домашняя работа: упр 87 ( найти сущест, определить склон , род, число, падеж и синтак роль)