Конспект открытого урока русского языка во 2 классе
Тема: Имя существительное. Обобщение.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок – путешествие.
Педагогическая цель: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; развивать речь, учить делать словесно-логическое обобщение; воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, листы для сбора информации.
Ход урока
І Организационный момент
1. Приветствие гостей
-Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы начинаем наш урок русского языка во 2 классе. (Слайд №1).
- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
- Поздоровайтесь с гостями, ребята (учащиеся поворачиваются к гостям лицом и приветствуют гостей)
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти.
2. Коррекция настроения
Погладьте себя по голове, обнимите себя, пожмите соседу руку, улыбнитесь друг другу.
-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?
-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1) Психологический настрой.
-Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания: Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Слайд №2).
- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
- Нам предстоит много работать на уроке. И без дружбы и взаимопомощи, конечно, не обойтись. Поэтому вам....
1.Нужно иметь зоркий глаз
2. Уметь слушать и слышать друг друга
2) Минутка чистописания
-Начнём мы наш урок с минутки чистописания (Слайд №3).
- Отгадайте букву, которую мы сегодня будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитай слова и подбери к ним слова противоположные по смыслу.
короткий - ....(длинный)
враг - ...(друг)
ночь - ...(день)
злая - ....(добрая)
-Какую букву мы будем писать? Объясните свой выбор.
-Верно! Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд. (показ на доске)
-Поставьте точку под той буква, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка)
3) Словарная работа. (Слайд №4).
-Какие звуки обозначает эта буква? Какие они?
-Я подобрала несколько слов, которые начинаются на эту букву.
Девочка, дружить, деревня, дятел, дорога,
-Прочитайте их и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (дружить - обозначает действие, отвечает на вопрос что делать?)
-Оценить свою работу на уроке вы сможете с помощью Светофора. Познакомьтесь с опорой, которая расскажет вам, что обозначает каждый цвет. (На доске)
Справился! зелёный Всё отлично! |
Сомневаюсь! жёлтый Есть вопросы! |
Не справился! красный Было трудно! |
-На партах у вас лежат соответствующие смайлы: красный, жёлтый и зелёный.
-А теперь выпишите все остальные слова, поставьте ударение и подчёркните непроверяемые безударные гласные. Самопроверка (по клику слайд №4)
4) Постановка учебной задачи
Звучит звук сообщения sos. (Слайд №5).
-Что это за странный звук? Что случилось?
- К нам поступило срочное сообщение!
Давайте его прочитаем. (Один из учащихся читает его на слайде)
-Внимание! Внимание!
Потерялась часть речи!
Просим помощи!
Царство Морфологии
- Ой, а что же нам делать? (искать)
- А с чего начнём поиск? (со сбора информации)
-Какую информацию нам необходимо выяснить?
1. Как называется часть речи? (Слайд №6).
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
4.Какие имеет постоянные признаки?
5. Как изменятся? Непостоянные признаки.
5) Постановка учебной цели
-Какова же наша конечная цель? (ответы детей)
- Наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней (слайд №7).
6) Введение в замысел урока
-А как называют тех людей, которые ищут, какой либо предмет или кого-то, добывая информацию? (ответы учащихся)
-Мы будем сегодня следопытами. А кто такие следопыты?
- Я попросила ученицу нашего класса заглянуть в толковый словарь и узнать значение этого слова
Словарь Ожегова говорит о том, что слово следопыт имеет два значения:
1.Следопыт — охотник, выслеживающий зверя по следам
2. Следопыт — человек, который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах.
-Как вы думаете, какое значение слова следопыт больше подходит нам?
- Ну, полученную информацию нужно куда, то записывать!
- У вас на партах лежат Листы по сбору информации в виде таблицы. В эту таблицу вы и будете записывать полученную информацию об этой части речи.
Ну, что же нам пора в путь, юные следопыты! Время не ждёт!
III. Работа по теме урока
1. «Островок прошлого»
- Часть речи, которую мы сегодня должны найти появилась очень давно, поэтому чтобы собрать информацию о ней нам нужно, в первую очередь, заглянуть в прошлое. (Картинка первобытных людей) (слайд №8)
У вас на жёлтых карточках записаны слова в столбиках. Как вы думаете, какое слово в каждом столбике появилась у древних людей раньше, чем другие? Подчеркните его.
Карточка №1 |
зверь звериный озверел | рыбачить рыба рыбная | огненный огнемёт огонь |
- А почему вы выбрали эти слова?
-Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету.
- А на какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)
-Можете ли вы назвать имя этой части речи?
- Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Оцените свою работу, используя сигнальные смайлы светофора.
Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации?
2. Долина «Окружающий мир» (слайд №9)
-Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.
Чтобы собрать новую информацию об имени существительном мы отправимся с вами в долину «Окружающий мир».
- Какие предметы относятся к окружающему миру? (предметы природы и предметы, сделанные руками человека)
-Рассмотрите картинки на слайде. Распределите эти слова на два столбика и запишите в тетрадь. (Корова, тюльпан, снег, учитель, бабочка, линейка, змея, берёза) – слайд 9.
Какие получились у вас слова в каждом столбике?
По какому признаку вы их делили? Объясните свой выбор.
Самопроверка (на слайде по щелчку появляются правильные ответы)
Самооценка - Светофор
Как называются слова каждой группы?
- Одушевлённые и неодушевлённые - постоянные признаки имён существительных.
-Запишите эту инфорамацию в таблицу
Физминутка «У жирафа пятна, пятна» (слайд №10)
3. Страна «Мультяшкино» (слайд №11)
А теперь мы отправляемся в одно из самых любимых мест всех детей - в страну «Мультяшкино»
- Посмотрите внимательно и скажите, как называется этот мульфильм? (Трое из Простоквашино) (слайд №12)
Вы помните всех его героев? Вот сейчас мы это проверим.
Возьмите оранжевую карточку. Вспомни, как звали героев этого мульфильма и найди соответствия (уч-ся стрелочками соединяют слова названия с кличками и именами героев мультфильма)
кот Шарик пёс Мурка корова Матроскин почтальон Дядя Фёдор мальчик Печкин |
-Проверим, правильно ли вы справились с заданием. Самопроверка. Самооценка. (Слайд 12)
-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?
- Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы?
- Какие ещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (нарицательными)
-Собственные и нарицательные - тоже постоянные признаки имён существительных.
- Запишите эту информацию в таблицу.
4. Солнечный городок
-Ну, а сейчас мы отправляемся на последнюю станцию нашего путешествия «Солнечный городок» (Слайд №13)
-Кто жил в Солнечном городке? Назови главного героя этого городка, вокруг которого крутятся все события? Незнайка считал, что грамотно писать можно научиться очень легко и быстро. Знайка решил его проверить, и дал ему задание: Составить предложения из слов. Вот эти слова. (Слайд 13)
Составь предложения из слов. Запиши их в тетрадь. Выдели окончание в том слове, где его необходимо было изменить. 1.Росли, в, душистые, ландыш, лесу. 2. Соловьи, звонкую, песню, пел, свою. |
- Помоги Незнайке собрать предложения
- Что называется предложением?
-Когда будете составлять предложения, будьте внимательны! В каждом из них есть слово, в котором нужно изменить окончание слова – иначе в предложении будет нарушена связь.
-Составьте предложения. И запишите одно из них в тетрадь.
Самопроверка. (Слайд 13)
-В каком слове вы изменили окончание? Сравни слово в задании и в записанном предложении. Как изменилось слово, когда вы поменяли окончание? (по числам)
Самооценивание.
Какой можно сделать вывод об имени существительном? (изменяется по числам, т.е. может стоять в ед.ч. и во мн. ч.)
-Какую информацию мы запишем в лист сбор информации?
- Запиши в таблицу эту информацию.
ІV. Рефлексия. Подведение итогов урока.
1. Возвращение к поставленной цели.
-Ну, что же, юные следопыты, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернёмся к поставленной цели и выясним, достигли ли мы её?
-Какова была наша цель? (наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней)
- Какую информацию вы собрали?
Учащиеся озвучивают полученную информацию. (Слайд №14)
2. «Гора успеха» - самооценка деятельности ( на доске прикреплён постер горы)
- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.
-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.
Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)
Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!
Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!
V. Домашнее задание
По выбору учащихся:
1. Сочинить сказку об имени существительном (красный конверт).
2. Задание по карточке (желтый конверт).
3. Упражнение в учебнике (зеленый конверт).
Спасибо, дети за урок,
Надеюсь, он пошёл вам впрок!
Всем гостям спасибо за внимание!
До новых встреч!