Индивидуальный программа логопедической работы по коррекции дизорфографии у обучающегося на дому (6 класс)
Учителя-логопеда
Пантелеевой Н.В.
Исходя из логопедического заключения («Дизорфография») по результатам обследования (Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.), составлен индивидуальный план коррекционно-логопедической работы.
При составлении индивидуального плана были использованы следующие методические разработки:
- Азова О.А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. – М, 2006 – 391 с.
- Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: АППО, 2004. - 172 с.
- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240 с.
Программа индивидуального плана рассчитана на 32 ч. в год (1 ч. в неделю продолжительностью 40 минут). Программой предусмотрено проведение итоговых проверочных работ — 2.
Цель - преодоление неуспеваемости по русскому языку, обусловленной недостаточным развитием связной речи, неумением применять правила русского языка на письме.
Задачи:
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Расширение и уточнение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Развитие языкового анализа и синтеза путем выработки навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении (анализ структуры предложения с опорой на схему, определение количества и последовательности слов в предложении, составление предложений из слов, данных вразбивку).
Развитие слогового анализа и синтеза (развитие умения определять количество слогов в словах, развитие умения делить слова на слоги при их повторении, определение количества слогов в названиях картинок с помощью цифр).
Развитие навыков построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, точное формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Развитие лексико-грамматических средств языка (18 ч)
Корень. Однокоренные слова (7 ч)
Родственные и однокоренные слова. Составление словосочетаний и предложений с родственными словами Корень слова. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Сложные слова. Образование сложных слов. Составление словосочетаний и предложений со сложными словами.
Словообразование, словоизменение (11 ч)
Суффикс. Приставка. Смысловое значение суффикса, приставки. Образование слов при помощи суффиксов, приставок. Состав слова. Предлоги. Роль предлогов в речи. Составление словосочетаний и предложений с использованием предлогов. Дифференциация предлогов и приставок в предложениях. Антонимы. Синонимы. Подбор антонимов, синонимов к слову. Нахождение антонимов, синонимов в тексте. Многозначные слова. Изменение имен существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа).
Развитие связной речи (12ч)
Составление предложений из слов, данных в начальной форме, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Деление сплошного текста на отдельные предложения. Составление связного текста из данных предложений. Редактирование текста. Составление связного текста из деформированных предложений. Составление рассказа по данному началу, концу. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Проверка знаний, умений и навыков (2 ч)
Итоговый контроль проводится в форме зрительного и слухового диктантов, тестовых заданий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
N п/п | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности | Дата проведения | Предполага-емые сроки проведения |
18 | Развитие лексико-грамматических средств языка | Сентябрь- февраль |
7 | Корень слова. Однокоренные слова | Сентябрь-октябрь |
1 | Корень слова. Однокоренные слова | Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами. Поиск однокоренных слов в тексте | Развитие аналитических способностей. Развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие способностей к запоминанию, переключению. Развитие способностей к запоминанию, переключению. Формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. | | Сентябрь 3 неделя |
2 | Родственные и однокоренные слова | Подбор однокоренных и родственных слов. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами | | Сентябрь 4 неделя |
3 | Дифференциация однокоренных и родственных слов | Правописание однокоренных и родственных слов. Группировка слов по значениям. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами | | Октябрь 1 неделя |
4 | Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | Дифференциация однокоренных и слов и слов с омонимичными корнями, их отличительные признаки. Подбор однокоренных слов, слов с омонимичными корнями. Определение лексического значения слов. Составление словосочетаний и предложений с данными словами | | Октябрь 2 неделя |
5 | Однокоренные слова и слова-паронимы | Составление словосочетаний и предложений с данными словами. Подбор подходящих по значению слов в предложение. Определение лексического значения слов | | Октябрь 3 неделя |
6 | Сложные слова. Образование сложных слов | Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. Составление словосочетаний и предложений со сложными словами | | Октябрь 4 неделя |
7 | Составление словосочетаний и предложений со сложными словами | Образование сложных слов. Составление словосочетаний и предложений со сложными словами | | Октябрь 5 неделя |
11 | Словообразование, словоизменение | Ноябрь -февраль |
8 (1) | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов | Смысловое значение суффикса. Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования. | Развитие умения слушать, запоминать. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза). Развитие зрительно-моторной координации. Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. Развитие и совершенствование умения работать в определенном темпе. | | Ноябрь 2 неделя |
9(2) | Приставка. Образование слов при помощи приставок | Смысловое значение приставки. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами | | Ноябрь 3 неделя |
10 (3) | Состав слова | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Составление слов из значимых частей. Восстановление деформированных слов | | Ноябрь 4 неделя |
11 (4) | Предлоги. Роль предлогов в речи | Развитие пространственно-временных представлений. Составление словосочетаний и предложений с использованием предлогов | | Декабрь 1 неделя |
12 (5) | Дифференциация предлогов и приставок | Практическое овладение учащимися дифференцированным использованием приставок и предлогов. Составление предложений с использованием слов, образованных при помощи приставок, с предлогами, используя правила написания предлогов и приставок со словами | | Декабрь 2 неделя |
13 (6) | Антонимы. Подбор антонимов к словам различных частей речи | Практическое овладение учащимися подбором антонимов. Составление предложений с антонимами. Подбор антонимов к словам. Нахождение антонимов в тексте | | Декабрь 3 неделя |
14 (7) | Синонимы. Грамматическая сочетаемость синонимов | Практическое овладение учащимися подбором синонимов. Использование синонимов для более точного выражения мысли, для исключения повторения одних и тех же слов. Подбор синонимов к словам. Нахождение синонимов в тексте | | Декабрь 4 неделя |
15 (8) | Многозначные слова | Практическое овладение учащимися многозначностью слов. Подбор антонимов и синонимов к многозначным словам. Прямое и переносное значение слов. Составление словосочетаний и предложений с многозначными словами | | Январь 3 неделя |
16(9) | Прямое и переносное значение многозначных слов | | Январь 4 неделя |
17(10) | Практическое употребление падежей имени существительного | Практическое употребление падежей имени существительного по вопросам. Правильное употребление предлогов с именами существительными | Развитие пространственно- временных отношений. Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности. Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. | | Январь 5 неделя |
18(11) | Закрепление падежных форм | Правильное употребление падежных форм имен существительных с предлогами и без них | | Февраль 1 неделя |
12 | Развитие связной речи | Февраль -май |
19(1) | Составление предложений из слов. Составление сложносочиненных предложений | Развитие умений конструирования предложений из слов, данных в начальной и нужной формах. Выделение простых предложений в составе сложносочиненного предложения. Составление сложносочиненных предложений из простых предложений. Выделение грамматических основ в сложносочиненном предложении. Нахождение в тексте сложносочиненных предложений. | Развитие умения слушать, запоминать. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения). Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Развитие коммуникативной функции речи на основе предложения как средства выражения и сообщения мысли. Развитие коммуникативной функции речи на основе текста. Развитие понимания логико-грамматических конструкций Развитие аналитико-синтетической деятельности в области языковых средств. Активизирование волевых усилий ребенка, его внимания на смысловую связь между частями высказывания. Совершенствование отбора языковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания. Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей, развитие логического мышления. Совершенствование умения внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, строить высказывания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием. Развитие умения строить монологическое высказывание. Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Формирование умения работать в определенном темпе. Совершенствование умения применять полученные знания в новых ситуациях. | Февраль 2 неделя |
20(2) | Составление сложноподчиненных предложений | Выявление причинно-следственных связей в сложноподчиненных предложениях. Конструирование сложноподчиненных предложений. Составление схемы предложения. Нахождение в тексте сложноподчиненных предложений. | | Февраль 3 неделя |
21(3) | Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста | Формирование представлений о тексте: признаки текста, определение темы, основной мысли. Связь предложений в тексте. | | Февраль 4 неделя |
22(4) | Деление сплошного текста на отдельные предложения | Выделение предложений из текста. Определение границ предложения. Оформление предложения. Составление связного текста из данных предложений. Расположение предложений в правильной последовательности для получения связного рассказа. Определение темы, основной мысли текста, озаглавливание текста | | Март 1 неделя |
23(5) | Редактирование текста. Грамматическое оформление текста с повторяющимися словами | Нахождение логических ошибок в предложениях. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование сложноподчиненных предложений. | | Март 2 неделя |
24(6) | Составление связного текста из деформированных предложений | Составление связного текста из деформированных предложений. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами, предлогами для получения связного рассказа. Грамматическое оформление предложений. Установление связности и последовательности предложений в тексте. Определение темы, основной мысли текста. Озаглавливание текста | | Март 3 неделя |
25(7) | Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами | | Апрель 1 неделя |
26(8) | Составление связного текста по вопросам. Грамматическое оформление | Составление связного текста путем ответа на вопросы. Запись связного рассказа. Анализ составленных текстов. Определение темы, основной мысли рассказа. Выборочное выписывание из текста по заданию. | | Апрель 2 неделя |
27(9) | Составление рассказа по данному началу и концу | Дополнение рассказа предложениями. Последовательность передачи событий. Определение темы текста и основной мысли. Озаглавливание текста. | | Апрель 3 неделя |
Выписывание из текста слов, предложений, отрывков по заданию логопеда. | |
28(10) | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста | Особенности текста-повествования. Последовательность частей. Деление текста на части. Тема и главная мысль текста и его частей. План связного высказывания. | | Апрель 4 неделя |
29(11) | Текст-описание. Характерные признаки текста-описания Схема построения описательного текста | Особенности текста-описания. Последовательность частей. Составление плана текста. Тема и главная мысль текста и его частей. | | Май 1 неделя |
30(12) | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения | Особенности текста-рассуждения. Последовательность частей. План связного высказывания. Конструирование сложноподчиненных предложений. Смысловой анализ составляющих частей предложения. Анализ текста | | Май 2 неделя |
2 | Проверка знаний, умений и навыков | Май |
31(1) | Итоговая проверочная работа | Проверка усвоения навыков списывания и письма под диктовку | Выявить сформированность действий самоконтроля | Май 3 неделя |
32(2) | Итоговая проверочная работа | Контроль усвоения программного материала | Выявить уровень сформированности полученных знаний, умений и навыков | Май 4 неделя |
В конце коррекционного обучения
обучающийся должен знать:
- Правила переноса слов.
- Морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс.
- Правила построения связного высказывания.
обучающийся должен уметь:
- Правильно переносить слова по слогам.
- Владеть навыками усвоения морфологического состава слова.
- Пользоваться различными способами словообразования.
- Понимать и правильно употреблять в речи новую лексику по изучаемым темам; слова, близкие и противоположные по значению с конкретным и обобщающим значением; родовые отношения между словами конкретного и обобщающего значения.
- Правильно употреблять существительные всех родов в различных падежах единственного и множественного числа, использовать в самостоятельной речи наиболее часто употребляемые предлоги.
- Правильно согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах без предлогов.
- Практически определять род имен существительных с опорой на слова (он мой, она моя, оно мое).
- Грамматически правильно строить простые распространенные предложения.
- Использовать в речи различные конструкции предложений.
- Строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность).
- Точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
- Свободно участвовать в диалоге, самостоятельно и грамотно задавать вопросы и точно отвечать на заданные вопросы.
- Составлять рассказ по отдельным словам, по деформированному тексту с соблюдением логической последовательности делить текст на предложения, предложения (с предлогами) на слова.
- Определять основную мысль, тему текста.
- Определять тип текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)
- Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами и сочетаниями слов.
- Писать небольшие изложения и слуховые диктанты.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для учителя-логопеда:
Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. Ч. 2: Предложение. Текст / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 302 с.
Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. Для логопедов.—М.: Просвещение, 1991.— 224 с.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.
Для обучающегося:
Дмитриев С. Д., Дмитриев В. С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005 – 127 с.
Козырева Л.М. Как образуются слова: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия-Холдинг, 2001. – 80 с.
Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей: Тетрадь для логопедических занятий. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 80 с.
Козырева Л.М. Слова - друзья, слова – неприятели: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006. - 64 с.
Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 с.
Мазанова Е. В. Логопедия. Преодоление нарушений письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М.: АКВАРИУМ, 2006. – 78 с.
Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. - М.: Гном Пресс, 2007. – 48 с.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: ГНОМ и Д, 2008. - 48с.
10