СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный программа логопедической работы по коррекции дизорфографии у обучающегося на дому (6 класс)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для обучающегося с дизорфографией, обучающегося на дому.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный программа логопедической работы по коррекции дизорфографии у обучающегося на дому (6 класс)»





Индивидуальный программа логопедической работы по коррекции дизорфографии у обучающегося на дому (6 класс)






Учителя-логопеда

Пантелеевой Н.В.







Исходя из логопедического заключения («Дизорфография») по результатам обследования (Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.), составлен индивидуальный план коррекционно-логопедической работы.

При составлении индивидуального плана были использованы следующие методические разработки:

- Азова О.А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. – М, 2006 – 391 с.

- Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: АППО, 2004. - 172 с.

- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006 – 240 с.

Программа индивидуального плана рассчитана на 32 ч. в год (1 ч. в неделю продолжительностью 40 минут). Программой предусмотрено проведение итоговых проверочных работ — 2.

Цель - преодоление неуспеваемости по русскому языку, обусловленной недостаточным развитием связной речи, неумением применять правила русского языка на письме.

Задачи:

  1. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

  2. Расширение и уточнение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  3. Развитие языкового анализа и синтеза путем выработки навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении (анализ структуры предложения с опорой на схему, определение количества и последовательности слов в предложении, составление предложений из слов, данных вразбивку).

  4. Развитие слогового анализа и синтеза (развитие умения определять количество слогов в словах, развитие умения делить слова на слоги при их повторении, определение количества слогов в названиях картинок с помощью цифр).

  5. Развитие навыков построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, точное формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.



СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ


Развитие лексико-грамматических средств языка (18 ч)

Корень. Однокоренные слова (7 ч)

Родственные и однокоренные слова. Составление словосочетаний и предложений с родственными словами Корень слова. Дифферен­циация однокоренных и род­ственных слов. Сложные слова. Образование сложных слов. Составление словосочетаний и предложений со сложными словами.

Словообразование, словоизменение (11 ч)

Суффикс. Приставка. Смысловое значение суффикса, приставки. Образова­ние слов при помо­щи суф­фиксов, приставок. Состав слова. Предлоги. Роль предлогов в речи. Составление словосочетаний и предложений с использованием предлогов. Дифферен­циация предлогов и приста­вок в предложениях. Антонимы. Синонимы. Подбор антонимов, синонимов к слову. Нахождение антонимов, синонимов в тексте. Много­значные слова. Изменение имен существительных по падежам. Осознан­ное употребление каждой падежной формы при помощи во­просов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложе­ний из слов в начальной форме (для каждого падежа).


Развитие связной речи (12ч)

Составле­ние пред­ложений из слов, данных в начальной форме, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предло­жениями в тексте, частями текста. Деление сплошного текста на отдельные предложе­ния. Составление связного текста из данных предложений. Редактирование текста. Составление связного текста из деформированных предложений. Составление рассказа по данному началу, концу. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Проверка знаний, умений и навыков (2 ч)

Итоговый контроль проводится в форме зрительного и слухового диктантов, тестовых заданий.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


N

п/п

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Развитие пси­хологических предпосылок и навыков учеб­ной деятельно­сти

Дата проведения

Предполага-емые сроки проведения


18

Развитие лексико-грамматических средств языка

Сентябрь- февраль

7

Корень слова. Однокоренные слова

Сентябрь-октябрь

1

Корень слова. Од­нокорен­ные слова

Выделение единого корня в се­рии слов. Образование одноко­ренных слов, относящихся к раз­личным частям речи. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами. Поиск однокоренных слов в тексте











Развитие аналитических способностей.

Развитие зри­тельного и слухового воспри­ятия.

Развитие способностей к запоминанию, переключению.

Развитие способностей к запоминанию, переключению.

Формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


Сентябрь

3 неделя

2

Родствен­ные и од­нокорен­ные слова

Подбор однокоренных и родст­венных слов. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами


Сентябрь

4 неделя

3

Дифферен­циация однокоренных и род­ственных слов

Правописание однокоренных и родственных слов. Группировка слов по значениям. Составление словосочетаний и предложений с однокоренными словами


Октябрь

1 неделя

4

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Дифференциация однокоренных и слов и слов с омонимичными корнями, их отличительные признаки. Подбор однокоренных слов, слов с омонимичными корнями. Определение лексического значения слов. Составление словосочетаний и предложений с данными словами


Октябрь

2 неделя

5

Однокоренные слова и слова-паронимы

Составление словосочетаний и предложений с данными словами. Подбор подходящих по значению слов в предложение. Определение лексического значения слов


Октябрь

3 неделя

6

Сложные слова. Образование сложных слов

Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов. Составление словосочетаний и предложений со сложными словами


Октябрь

4 неделя

7

Составление словосочетаний и предложений со сложными словами

Образование сложных слов. Составление словосочетаний и предложений со сложными словами


Октябрь

5 неделя

11

Словообразование, словоизменение

Ноябрь -февраль

8 (1)


Суффикс. Образова­ние слов при помо­щи суф­фиксов

Смысловое значение суффикса. Суф­фиксы профессий, уменьши­тельно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилага­тельных и глаголов. Графиче­ское обозначение суффикса. Суффиксальный способ слово­образования.














Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти.

Развитие слухо-произносительных дифференцировок.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза).

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.

Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

Развитие и совершенствование умения работать в определенном темпе.











Ноябрь

2 неделя


9(2)

Приставка. Образова­ние слов при помо­щи приста­вок

Смысловое значение приставки. На­хождение приставки в словах. Графическое обозначение при­ставки.

Правописание приставок. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами


Ноябрь

3 неделя

10 (3)

Состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и оконча­нии. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Составление слов из значимых частей. Восстановление деформированных слов


Ноябрь

4 неделя

11 (4)

Предлоги. Роль предлогов в речи

Развитие про­странственно-временных пред­ставлений. Составление словосочетаний и предложений с использованием предлогов


Декабрь

1 неделя

12 (5)

Дифферен­циация предлогов и приста­вок

Практическое овладение учащи­мися дифференцированным ис­пользованием приставок и пред­логов. Составление предложений с использованием слов, образованных при помощи приставок, с предлогами, используя правила написания предлогов и приставок со словами


Декабрь

2 неделя

13 (6)

Антонимы. Подбор антонимов к словам различных частей речи

Практическое овладение учащи­мися подбором антонимов. Составление предложений с антонимами. Подбор антонимов к словам. Нахождение антонимов в тексте






Декабрь

3 неделя

14 (7)

Синонимы. Грамматическая сочетаемость синонимов

Практическое овладение учащи­мися подбором синонимов. Использование синонимов для более точного выражения мысли, для исключения повторения одних и тех же слов. Подбор синонимов к словам. Нахождение синонимов в тексте


Декабрь

4 неделя

15 (8)

Много­значные слова

Практическое овладение учащи­мися многозначностью слов. Подбор антонимов и синонимов к многозначным словам. Прямое и переносное значение слов. Составление словосочетаний и предложений с многозначными словами


Январь

3 неделя

16(9)

Прямое и переносное значение многозначных слов


Январь

4 неделя

17(10)

Практическое употребление падежей имени суще­ствительного

Практическое употребление падежей имени суще­ствительного по вопросам. Пра­вильное употребление предлогов с имена­ми существительными

Развитие пространственно- временных отношений.

Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности.

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.



Январь

5 неделя

18(11)

Закрепле­ние падеж­ных форм

Правильное употребление па­дежных форм имен существи­тельных с предлогами и без них


Февраль

1 неделя

12

Развитие связной речи

Февраль -май

19(1)

Составле­ние пред­ложений из слов. Составление сложносочиненных предложений

Развитие умений конструирова­ния предложений из слов, дан­ных в начальной и нужной фор­мах.

Выделение простых предложений в составе сложносочиненного предложения. Составление сложносочиненных предложений из простых предложений. Выделение грамматических основ в сложносочиненном предложении. Нахождение в тексте сложносочиненных предложений.











Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Развитие коммуникативной функции речи на основе предложения как средства выра­жения и сообще­ния мысли.

Развитие коммуникатив­ной функции речи на основе текста.

Развитие пони­мания логико-грамматических конструкций

Развитие аналитико-синтетической деятельности в области языко­вых средств.

Активизирование волевых усилий ребенка, его внимания на смысловую связь между частями высказывания.

Совершенство­вание отбора язы­ковых средств, необходимых для построения данного вида высказывания.

Совершенство­вание навыков установления причинно-следственных связей, развитие логического мышления.

Совершенствование умения внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, строить высказывания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием.

Развитие умения строить монологическое высказывание.

Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Формирование умения работать в определенном темпе.

Совершенствование умения применять полу­ченные знания в новых ситуациях.






Февраль

2 неделя

20(2)

Составление сложноподчиненных предложений

Выявление причинно-следственных связей в сложноподчиненных предложениях. Конструирование сложноподчиненных предложений. Составление схемы предложения. Нахождение в тексте сложноподчиненных предложений.


Февраль

3 неделя

21(3)

Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Основная мысль текста

Формирование представлений о тексте: признаки текста, опреде­ление темы, основной мысли. Связь предложений в тексте.


Февраль

4 неделя

22(4)

Деление сплошного текста на отдельные предложе­ния

Выделение предложений из тек­ста. Определение границ пред­ложения. Оформление предло­жения. Составление связного текста из данных предложений. Расположение предложений в правильной последовательности для получения связного рассказа. Определение темы, основной мысли текста, озаглавливание текста


Март

1 неделя

23(5)

Редактирование текста. Грамматическое оформление текста с повторяющимися словами

Нахождение логических ошибок в предложениях. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование сложноподчиненных предложений.


Март

2 неделя

24(6)

Составление связного текста из деформированных предложений

Составление связного текста из деформированных предложений. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами, предлогами для получения связного рассказа. Грамматическое оформление предложений. Установление связности и последовательности предложений в тексте. Определение темы, основной мысли текста. Озаглавливание текста


Март

3 неделя

25(7)

Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами


Апрель

1 неделя

26(8)

Составление связного текста по вопросам. Грамматическое оформление

Составление связного текста путем ответа на вопросы. Запись связного рассказа. Анализ составленных текстов. Определение темы, основной мысли рассказа. Выборочное выписывание из текста по заданию.


Апрель

2 неделя

27(9)


Составление рассказа по данному началу и концу

Дополнение рассказа предложениями. Последо­вательность передачи событий. Определение темы текста и основной мысли.

Озаглавливание текста.


Апрель

3 неделя

Выписывание из текста слов, предложений, отрывков по заданию логопеда.


28(10)

Тип текста. Текст-по­вествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

Особенности текста-пове­ствования. Последовательность частей. Деление текста на части. Тема и главная мысль текста и его частей. План связного высказывания.


Апрель

4 неделя

29(11)

Текст-опи­сание. Характерные признаки текста-описания Схема построения описательного текста

Особенности текста-описания. Последовательность частей. Составление плана текста.

Тема и главная мысль текста и его частей.


Май

1 неделя


30(12)

Текст-рас­суждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения

Особенности текста-рас­суждения. Последовательность частей. План связного высказывания. Конструирование сложноподчиненных предложений. Смысловой анализ составляющих частей предложения. Анализ текста



Май

2 неделя

2

Проверка знаний, умений и навыков

Май

31(1)

Итоговая провероч­ная работа

Проверка усвоения навыков списывания и письма под диктовку

Выявить сформированность действий само­контроля


Май

3 неделя


32(2)

Итоговая проверочная работа

Контроль усвоения программного материала

Выявить уровень сформированности полученных знаний, умений и навыков

Май

4 неделя





В конце коррекционного обучения


обучающийся должен знать:

- Правила переноса слов.

- Морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс.

- Правила построения связного высказывания.


обучающийся должен уметь:

- Правильно переносить слова по слогам.

- Владеть навыками усвоения морфологического состава слова.

- Пользоваться различными способами словообразования.

- Понимать и правильно употреблять в речи новую лексику по изучаемым темам; слова, близкие и противоположные по значению с конкретным и обобщающим значением; родовые отношения между словами конкретного и обобщающего значения.

- Правильно употреблять существительные всех родов в различных падежах единственного и множественного числа, использовать в самостоятельной речи наиболее часто употребляемые предлоги.

- Правильно согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах без предлогов.

- Практически определять род имен существительных с опорой на слова (он мой, она моя, оно мое).

- Грамматически правильно строить простые распространенные предложения.

- Использовать в речи различные конструкции предложений.

- Строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность).

- Точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

- Свободно участвовать в диалоге, самостоятельно и грамотно задавать вопросы и точно отвечать на заданные вопросы.

- Составлять рассказ по отдельным словам, по деформированному тексту с соблюдением логической последовательности делить текст на предложения, предложения (с предлогами) на слова.

- Определять основную мысль, тему текста.

- Определять тип текста (текст-по­вествование, текст-опи­сание, текст-рас­суждение)

- Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами и сочетаниями слов.

- Писать небольшие изложения и слуховые диктанты.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Для учителя-логопеда:


  1. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. Ч. 2: Предложение. Текст / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 302 с.

  2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда.

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. Для логопедов.—М.: Просвещение, 1991.— 224 с.

  4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136 с.

  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

  6. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.


Для обучающегося:


  1. Дмитриев С. Д., Дмитриев В. С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005 – 127 с.

  2. Козырева Л.М. Как образуются слова: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия-Холдинг, 2001. – 80 с.

  3. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей: Тетрадь для логопедических занятий. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 80 с.

  4. Козырева Л.М. Слова - друзья, слова – неприятели: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006. - 64 с.

  5. Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 с.

  6. Мазанова Е. В. Логопедия. Преодоление нарушений письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М.: АКВАРИУМ, 2006. – 78 с.

  7. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. - М.: Гном Пресс, 2007. – 48 с.

  8. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: ГНОМ и Д, 2008. - 48с.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!