СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект "Специфика розничной торговли как отрасль российской экономики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект "Специфика розничной торговли как отрасль российской экономики"»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области

"БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ"




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


По общеобразовательному предмету

Общественные науки



Специфика розничной торговли как отрасль российской экономики



Выполнили :

Обучающиеся 2 курса, группы № 27

Профессия: Продавец, контролер - кассир

Стюхина Марина Валерьевна


Руководитель:

Преподаватель ________/ Глебова Е.В./ "__" _______2023 г.




Балашов, 2023



Содержание

Введение............................................................................................................3

Основная часть.................................................................................................4

1. Теоретическаячасть......................................................................................5

2. Практическая часть......................................................................................13

Заключение.......................................................................................................17

Список используемой литературы..................................................................19
























Введение

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодня в сфере торговли в России насчитывается около миллиона торговых предприятий: от маленьких магазинчиков и ларьков до гигантских супермаркетов. В настоящее время эта отрасль испытывает серьезное давление, вследствие которого происходит трансформация розничной торговли.

Переход от прошлого, основанного на магазине, к цифровому будущему меняет привычный формат розничной торговли и те, кто подстраивается под новые условия - процветают, а те, кто не сумел адаптироваться уходят с рынка. По мере развития рынка модель розничной торговли адаптируется к потребностям и поведению потребителей, которые становятся все более требовательными. Таким образом, перед розничной торговлей, как отраслью экономики встает целый ряд проблем. Поэтому тема исследовательской работы является актуальной.

Цель исследования: анализ показателей состояния розничной торговли.

Объект исследования: розничная торговля как отрасль экономики

Предмет исследования: показатели состояния розничной торговли.

Методы исследования: опрос (в виде анкетирования)

Структура работы:

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.









Основная часть.

1.Теоретическая часть.

1.1 Понятие и сущность розничной торговли

Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т.е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям.

Большинство ученых рассматривают розничную торговлю, как определенный вид деятельности, связанный с продажей товаров для личного пользования. Данный подход является достаточно точным, включающим в себя особенности данной сферы, при этом не учитывающий социально-экономическую значимость розничной торговли.

Например:

Герасимчук В.Г.

«Розничная торговля – это сфера предпринимательской деятельности людей, которые продают товары и услуги конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования

Котлер Ф.

«К розничной торговле относятся все виды деятельности, связанные с реализацией товаров и услуг непосредственно потребителям для личного, некоммерческого использования»

Нагапетьянц Н.А.

«Розничная торговля представляет собой любую деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечному потребителю»

Федько В.П.

«Розничная торговля- предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования»

Проведя анализ представленных определений, можно отметить, что всех авторов объединяет единое мнение, что «розничная торговля» - это определенный вид деятельности, совокупность действий, направленных на продажу товаров конечному потребителю.

Однако среди ученых есть авторы, которые дают определение розничной торговли с точки зрения маркетингового подхода. Так Леви М. И. и Вейтц Б.А. подчеркивают, что это деятельность «увеличивающая ценность товаров и услуг», тем самым акцентируя особое внимание на значении розничных торговых предприятий при формировании экономически обоснованной цены товара.

В целом розничную торговлю следует рассматривать в формате объединения субъектов торговли, которыми являются розничные торговые предприятия различных форм собственности, формирующие непосредственно розничную торговую сеть.

Организации розничной торговли должны облегчить покупку товара для потребителя. Именно поэтому в розничных магазинах есть продавцы, а на веб-сайтах интернет-покупок есть всплывающие окна для мгновенного общения с клиентами, а в каталогах - описания, фотографии и бесплатные телефонные номера.

Розничная торговля - это демонстрация продуктов, описание возможностей и преимуществ продуктов, хранение продуктов, обработка платежей и выполнение всех необходимых действий, чтобы доставить нужные продукты по правильной цене нужным клиентам в нужное время. Некоторые розничные продавцы предлагают дополнительные услуги для розничной транзакции, такие как персональные консультации по покупкам и упаковка подарков, чтобы добавить что-то дополнительное к потребностям клиентов и превзойти своих конкурентов.

Существует определенная разница между оптовой и розничной торговлей. Организации оптовой торговли продают в большими партиями, не заботясь о многих аспектах розничной торговли, которые потребители ожидают, например, визуальный мерчендайзинг. Оптовики не хотят иметь дело с большим количеством конечных пользователей. Скорее, их целью является продажа больших количеств небольшому количеству розничных компаний.

Большая разница между оптовой и розничной торговлей заключается в цене. Розничная цена всегда больше, чем оптовая цена. Причина этого заключается в том, что добавленная стоимость продажи товаров конечным пользователям - рабочей силы, аренды, рекламы и т. д. - учитывается в цене товара. Оптовой торговле не приходится иметь дело с такими расходами, что позволяет продавать товары по более низкой цене.

Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля - это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.

Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность. В наши в оборот вошло понятие рителейлер, которым называют обычно крупные торговые сети. По сути оно означает продажу товаров в розницу от разных производителей. Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг. Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.

Таким образом, розничная торговая сфера сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот отдельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства солидных промышленных предприятий.

Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.

1.2 Функции, задачи и форматы розничной торговли

Розничная торговля решает следующие задачи:

- приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);

- формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей.

- демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);

- осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);

- организует торговлю с доставкой товара на дом.

- организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;

- организует уличную торговлю;

- осуществляет мелочную торговлю - торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий.

Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, определяются ее сущностью и заключаются:

- в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;

- в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;

- в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

- в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;

- в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;

- в осуществлении торгово-технологических операций с товаром - таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;

- в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;

- в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);

- в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);

- в удовлетворении потребностей населения в товарах;

- в доведении товаров до конечных покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам непосредственной продажи;

- в поддержании баланса между предложением и спросом;

- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема производимых товаров;

- в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания покупателей.

Форматы розничной торговли бывают следующие

Гипермаркет

Магазин самообслуживания с торговой S ≥ 5 тыс. кв.м. Имеется весь спектр продовольственных и большой выбор непродовольственных товаров.

Супермаркет

Магазин самообслуживания с торговой S 2,5 - 5 тыс.кв. м. Ассортимент сходен с гипермаркетом, но в силу меньшей площади их непродовольственное предложение более ограничено.

Торговый склад

Торговый объект большой площади, реализующий товары как оптом, так и в розницу.

Универсальный магазин

Торговый объект, предлагающий широкий выбор товаров (каждый – в отдельных департаментах), включая одежду, хозяйственные товары, мебель, канцелярские принадлежности, а также продукты питания.

Продовольственный отдел

Отдел по розничной торговле продовольственными товарами в более крупном торговом объекте, как правило, занимающий целый этаж.

Магазин у дома

Небольшой продовольственный магазин, отличающийся широким графиком работы и продажей готовых блюд и продуктов быстрого приготовления, стандартные продовольственные товары и незначительный выбор непродовольственных.

Гастрономический отдел

Небольшой по площади магазин, как правило, специализирующийся на специфических видах продовольственных товаров (мяса, вина, сыра)

Магазин при АЗС

Удобный магазин, расположенный при АЗС. Как правило, находится в совместной собственности оператора АЗС и ритейлера.

Дискаунтер

Продовольственный магазин с торговой S от 1 тыс.кв.м.. Существует полностью ориентированный на собственные торговые марки и низкий уровень цен либо предлагающий более широкий выбор фирменных изделий и свежих продуктов питания.

Аптека

.

Торговый объект, специализирующийся на продаже лекарственных препаратов, товаров по уходу за телом, парфюмерии, чистящих средств, товаров для детей и домашних животных

Магазин спиртных напитков

Розничный магазин, специализирующийся на продаже спиртных напитков.

Булочная, пекарня

Небольшие специализированные магазины, продающие (как правило, через прилавок) все типы хлебобулочных изделий. Зачастую продукция производится в пределах магазина.

Кондитерский магазин

Небольшой продовольственный магазин, предлагающий пирожные и другие специфические мучные изделия, а также шоколад.

Киоск

Маленький магазин, продающий газеты и журналы, а также ограниченный ассортимент продуктов питания, сладостей, табачных изделий и спиртных напитков через прилавочное окно. Общая S объекта находится в диапазоне от 10 до 50 кв.м

Торговый автомат

Полностью автоматизированный магазин, обычно расположенный на железнодорожных станциях и в других местах с большими людскими потоками. Как правило, осуществляет продажу нескоропортящихся продуктов, например, конфет и безалкогольных напитков, но в ряде случаев также свежих фруктов и бутербродов.

Автолавка

Магазин на основе транспортного средства, обычно продающий основные продукты питания всех типов в удаленных областях, где наблюдается дефицит торговых заведений.

Формат розничной торговли влияет на выбор магазина потребителя и отвечает ожиданиям потребителя. На самом базовом уровне формат розничной торговли является простым рынком, то есть местом, где обмениваются товары и услуги. В некоторых регионах нашей страны в секторе розничной торговли по-прежнему преобладают небольшие семейные магазины, но крупные розничные сети все больше доминируют в секторе, потому что они могут проявлять значительную покупательную способность и предоставлять более низкие цены. Многие из этих крупных розничных сетей также выпускают собственные частные торговые марки, которые конкурируют с брендами производителей. Значительная консолидация розничных магазинов изменила розничный ландшафт, передав власть от оптовиков в руки крупных розничных сетей.

Таким образом, выводом по первой части является то, что розничная торговля подавляющим большинством авторов определяется как реализация товаров или услуг конечному потребителю для личных нужд.

В соответствии с сущностью торговли определяются ее функции и задачи, связанные с удовлетворением потребительского спроса. Существует большое разнообразие форматов розничной торговли, каждый из которых рассчитан на определенного потребителя.

















2.Практическая часть.

2.1 Анализ современного состояния розничной торговли в городе Балашове

Розничная торговля - одна из крупных отраслей России. В современных условиях она играет особую роль, занимая промежуточное положение между производственной и социальной сферами, обеспечивая доведение товаров до конечного потребителя. Розничная торговля участвует в улучшении условий жизни населения и способствует пополнению доходной части бюджета страны.

На слайде представлено современное состояние структуры розничных продаж основных товаров в зависимости от места их реализации. Так минимальная доля товаров, реализуемых на рынках и ярмарках наблюдается в таких категориях как, медицинские и ортопедические товары, мобильные телефоны, транспортные средства и моторное топливо и товары для отдыха и культурных мероприятий. Наибольший процент товаров, реализуемых на рынках и ярмарках сохраняется в таких категориях, как одежда и обувь. Значение составляет почти 20%, что сильно отличается от других категорий товаров



Современное состояние структуры розничных продаж основных товаров в зависимости от места их реализации. Мы проанализировали сеть розничных продаж в городе Балашове.

Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, а также непродовольственными товарами за последнее время пошла в рост. Однако, в начале этого года в розничной торговле был существенный спад. В целом состояние роста, а затем спада продаж характерно для розничной торговли и связано с рядом факторов, например, таких как сезонность.

Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, а также непродовольственными товарами



Состояние розничной торговли в городе Балашове структуре формирования оборота хозяйствующих субъектов представлено на слайдеЕсли рассматривать формат розничной торговли, то магазинов наибольшее количество на сегодня

Сведения о наличии объектов розничной торговли в 2023 года

в городе Балашове

Объекты розничной торговли

Количество единиц

Магазины

56

Гипермаркеты и супермаркеты

15

Минимаркеты


Павильоны

6

Аптеки и аптечные магазины

52

Палатки, киоски, единиц

17

Очень показательным в плане современного состояния розничной торговли на территории нашего города является динамика предпринимательской уверенности, который с начала этого года медленно растет.



Динамика предпринимательской уверенности в розничной торговле

Таким образом, розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов на только в городе Балашове, но и в российской экономике, она вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт, благодаря устойчивому росту продаж в розничном сегменте. В динамике ежегодно сокращается доля нецивилизованной торговли, доля рынков, киосков и павильонов. Потребители постепенно переходят на западные стандарты обслуживания и предпочитают современные форматы, которые позволяют экономить время, деньги, получать качественные услуги в одном месте.

Тенденции развития розничной торговли в нашей стране на сегодня следующие:

- Рост безналичной оплаты. Этот тренд начал проявлять себя ещё пару лет назад, но в 2022 году закрепился окончательно. Причина проста: безналичные платежи удобны для покупателей, ритейлеров и государства. Первым не нужно тратить время на поиск банкомата. Вторые могут существенно сократить время обслуживания клиентов, а значит и очереди. Ну а государству безналичные платежи выгодны тем, что бизнесу сложнее уходить от налогов.

- Активно развиваются системы электронных платежей таких ИТ-гигантов, как Google Pay и Apple Pay. Они не только удобны клиентам, но выгодны банкам.

- Доставка на дом. Если раньше основным мейнстримом в ритейле были системы самообслуживания, то теперь это доставка продуктов прямо до двери покупателей.










Заключение

Розничная торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет значительный процент внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Сегодня розничные сети диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам.

В результате проведенного исследования в курсовой работе выяснено, что современный этап развития рыночных отношений в нашей стране характеризуется значительным ужесточением конкуренции между организациями сферы торговли. В настоящее время важнейшим фактором успеха деятельности торгового предприятия становится её конкурентоспособность, а получение прибыли уже не может рассматриваться в качестве единственной цели и критерия успешности функционирования организации.

В первой части нашей исследовательской работы были проведены теоретические исследования понятия розничной торговли: рассмотрены сущность, функции, задачи и форматы торговли, существующие в настоящее время в сфере торговли.

Вторая часть работы была практической и состояла в анализе современного состояния розничной торговли как в городе Балашове, так и в России, рассмотрении тенденций развития розничной торговли и характеристике организации розничной торговли в России сегодня на примере розничной сети ПАО «Магнит».

Выводом этой части является заключение, что современное состояние розничной торговли в показателях отражает развитие и рост этой отрасли российской экономики. Меняется структура рынка и с каждым годом стихийной розничной торговли в виде рынков и ярмарок становиться все меньше.

Среди тенденций развития можно выделить направленность по вхождению в нашу жизнь новых технологий. С этим связано много новых направлений в розничной торговле: от перехода к он-лайн продажам до видео наблюдения за клиентами и формирования предложения под потребности каждого индивидуально. Еще одной тенденцией является укрупнение бизнеса в этой сфере.


















Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ  [Электронный ресурс] /СПС КонсультантПлюс – Режим доступа/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/f63c391c2e0afbff37e00b801ba010658a59d234/(дата обращения 04.12.2023)

2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс] /СПС КонсультантПлюс – Режим доступа/http://www.consultant.ru/(дата обращения 04.12.2023)

3. Ассортиментная политика АО «Тандер» статья / [Электронный ресурс] - Режим доступа /https://www.retail.ru(дата обращения 04.12.2019)

4. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. – СПб: Питер, 2021.- 312с.

5. Гутникова О. Н. Торговая сфера, как отрасль экономики страны: аналитический обзор, характерные признаки//Управление экономическими системами: электронный научный журнал[Электронный ресурс] - Режим доступа / http://www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id =50776 (дата обращения 04.12.2022)

6. Ефимова С.А. Управление сбытом или как увеличить объем продаж. М.: Прогресс. 2020. 396 с.

7. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: учебник. М.: Дашков и К. 2016. 934 c.

8. Лобанов Н.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 20211. - № 6. – С.53-58.

9. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров: Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2019.– 283 с.

10. Осипов А. Главные тренды розничной торговли: статья / [Электронный ресурс] - Режим доступа / https://vc.ru/trade/54436-glavnye-trendy-roznichnoy-torgovli-2019-goda (дата обращения 04.12.2023)

11. Официальный сайт АО «Магнит у дома»/ [Электронный ресурс] /https://magnit-info.ru

12. Парамонова, Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КноРус, 2019. - 120 c.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!