Аннотация
к рабочей программе по информатике 8 класс
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно- методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями и дополнениями)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова;
Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ №5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова на 2020-2021 учебный год.
Календарный учебный график МБОУ СОШ №5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова.
Программа составлена на 2020-2021 уч.год.
Рабочая программа по информатике (8 класс) ориентирована на использование базового учебника Информатика для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Изучение информатики в основном звене на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
На изучение предмета «Информатика» в 8 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Структура рабочей программы:
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Содержание учебного предмета (курса)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 г. Карачева
имени Ивана Степановича Кузнецова, полного кавалера ордена Славы
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно- математического цикла Протокол № _____ от «___»______________2020г. | Согласовано зам. директора по УР _________________ Ю.Ф. Жиляева «____» ________________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №5 г.Карачева им. И.С. Кузнецова ______________Е.Е. Николаева Приказ № ____ «____» ________________2020г. |
Рабочая программа
по курсу «Информатика»
для 8 класса
на 2020-2021 учебный год
Разработал учитель информатики
Николаева Елена Евгеньевна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
создание и наполнение собственных баз данных;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Передача информации в компьютерных сетях 9 ч
Инструктаж по технике безопасности. Повторение материала за 7 класс.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Интернет. WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере:
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.
Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Работа с архиваторами.
Контрольная работа:
Передача информации в компьютерных сетях
2. Информационное моделирование 4 ч
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере:
Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
3. Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение по законам логики.
Практика на компьютере:
Создание однотабличной базы данных.
Работа с однотабличной базой данных.
Формирование простых запросов к БД.
Формирование сложных запросов к БД.
Контрольная работа:
2. Обработка информации в БД.
4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере:
Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул.
Использование встроенных математических и статистических функций
Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи.
Решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк).
Использование встроенных графических средств.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ урока | № в разделе | Тема и форма урока | Материально-техническое оснащение | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) |
1. Передача информации в компьютерных сетях (10 часов) |
1 | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Повторение материала за 7 класс. Комбинированный (урок –беседа) | Проектор, презентации | - умеют работать с учебником - умеют осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети - умеют осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент- программы - умеют осуществлять поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем - умеют работать с одной из программ-архиваторов |
2 | 2 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Презентация, раздаточный материал, проектор, ПК |
3 | 3 | Практическая работа №1 «Работа в локальной сети» Практикум | Компьютер |
4 | 4 | Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой» Практикум | Компьютер |
5 | 5 | Аппаратное и программное обеспечение сети Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
6 | 6 | Интернет и Всемирная паутина. Поисковые серверы. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Презентация, проектор |
7 | 7 | Практическая работа № 3 «Способы поиска в Интернете» Практикум | Раздаточный материал, ПК |
8 | 8 | Практическая работа №4 «Архивирование и разархивирование данных» Практикум | Компьютер |
9 | 9 | Передача информации по техническим каналам связи. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Презентация, проектор |
10 | 10 | Контрольная работа №1 «Передача информации в компьютерных сетях» Урок контроля, оценки и коррекции знаний | |
2. Информационное моделирование (4 часа) |
11 | 1 | Моделирование. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. Урок по ознакомлению с новым материалом | Презентация, раздаточный материал, проектор | - умеют приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике - умеют приводить примеры натурных и информационных моделей - умеют ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев - умеют строить информационные модели по словесному описанию объектов и их свойств. |
12 | 2 | Табличные модели Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Презентация, раздаточный материал, проектор |
13 | 3 | Информационное моделирование на компьютере Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
14 | 4 | Практическая работа №5 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» Практикум | Компьютер |
3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов) |
15 | 1 | Базы данных. Назначение систем управления базами данных. Урок по ознакомлению с новым материалом | Проектор, презентации | - умеют открывать готовую базу данных в одной из СУБД реляционного типа - организовывают поиск информации в базе данных - редактируют содержимое полей базы данных. - умеют создавать и заполнять однотабличную базу данных в среде СУБД. - умеют выделять условия для создания запросов, отвечающих необходимым для поиска в базе данных условиям - умеют создавать простые запросы к готовой базе данных. - умеют правильно выбрать формат полей баз данных в зависимости от решаемой задачи - выполняют сортировку и удаление записей - создают сложные запросы к готовой базе данных - умеют подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи - записывают условия выбора в форме логических выражений |
16 | 2 | Работа с готовой базой данных. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
17 | 3 | Практическая работа №6 «Создание однотабличной базы данных» Практикум | Компьютер |
18 | 4 | Практическая работа №7 «Работа с однотабличной базой данных» Практикум | Компьютер |
19 | 5 | Основы логики. Условия выбора и простые логические выражения Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
20 | 6 | Практическая работа №8 «Формирование простых запросов к готовой базе данных» Практикум | Компьютер |
21 | 7 | Условия выбора и сложные логические выражения Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
22 | 8 | Практическая работа №9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных» Практикум | Компьютер |
23 | 9 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
24 | 10 | Контрольная работа №2 «Обработка информации в базе данных» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Компьютер |
4. Табличные вычисления на компьютере (10 часов) |
25 | 1 | Системы счисления. Урок по ознакомлению с новым материалом | Проектор, презентации | - умеют переводить двоичные числа в десятичную систему счисления, десятичные числа в двоичную систему - умеют открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; редактировать содержимое ячеек - выполняют основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку - умеют осуществлять расчеты по готовой электронной таблице - умеют строить с помощью электронной таблицы различные типы диаграмм - умеют выделять инвариантную сущность внешне различных объектов - умеют создавать электронную таблицу для несложных расчетов. - умеют менять режимы отображения информации; редактировать содержимое ячеек |
26 | 2 | Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
27 | 3 | Представление чисел в памяти компьютера. Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
28 | 4 | Практическая работа №10 Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул Практикум | Компьютер |
29 | 5 | Понятие диапазона. Относительная адресация Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
30 | 6 | Практическая работа №11 Использование встроенных математических и статистических функций Практикум | Компьютер |
31 | 7 | Практическая работа №12 Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи Практикум | Компьютер |
32 | 8 | Деловая графика. Условная функция. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации |
33 | 9 | Практическая работа №13 Решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами. Практикум | Компьютер |
34 | | Промежуточная аттестация Тестирование | Раздаточный материал |
35 | 10 | Практическая работа №14 Использование встроенных графических средств Практикум | Компьютер |