Аннотация
к рабочей программе по информатике и ИКТ 9 класс
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно- методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 5;
Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 г. №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от» 31.03.2014г. № 253»
учебный план МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 на 2018-2019 учебный год.
Календарный график МБОУ СОШ № 5.
Программа составлена на 2018-2019 уч.год.
Рабочая программа по информатике 9 класс ориентирована на использование базового учебника Информатика и ИКТ для 9 класса/ Н.Д. Угринович— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Изучение информатики и ИКТ в среднем звене на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
На изучение предмета информатика и ИКТ 9 класс отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Структура рабочей программы:
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета (курса)
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 города Карачева
им. И.С. Кузнецова
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно- математического цикла Протокол № _____ от «___»______________2018г. | Согласовано зам. директора по УР _________________ Д.П. Баранова «____» ________________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №5 г.Карачева им. И.С. Кузнецова ______________С.А. Монахова Приказ № ____ «____» ________________2018г. |
Рабочая программа
по курсу «Информатика и ИКТ»
для 9 класса
на 2018-2019 учебный год
Разработал учитель информатики и ИКТ
Николаева Елена Евгеньевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 кл. составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 5;
- Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 г. №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных про-грамм начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от» 31.03.2014г. № 253»
- Учебного плана МБОУ Средняя общеобразовательная школа №5 на 2018-2019 учебный год.
- Календарный график МБОУ СОШ № 5.
- Авторской программы Угриновича Н.Д.,
- Кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
К уровню подготовки учащихся предъявляются следующие требования:
знать/понимать
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
искать информацию в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации 15 ч.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 4 «Создание GIF-анимации».
Практическая работа № 5 «Создание flash-анимации».
Практическая работа № 6 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа № 7 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
Практическая работа № 8 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».
2. Кодирование и обработка текстовой информации 11 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 9 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа № 10 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 11 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 12 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 13 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа № 14 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа № 15 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».
3. Кодирование и обработка числовой информации 10 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 16 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 17 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 18 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
Практическая работа № 19 «Построение диаграмм различных типов».
Практическая работа № 20 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации».
4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 19 ч.
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 21 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».
Практическая работа № 22 «Проект «Переменные».
Практическая работа № 23 «Проект «Калькулятор».
Практическая работа № 24 «Проект «Строковый калькулятор».
Практическая работа № 25 «Проект «Даты и время».
Практическая работа № 26 «Проект «Сравнение кодов символов».
Практическая работа № 27 «Проект «Отметка».
Практическая работа № 28 «Проект «Коды символов».
Практическая работа № 29 «Проект «Слово-перевертыш».
*Практическая работа № 30 «Проект «Графический редактор»
*Практическая работа № 31 «Проект «Системы координат»
*Практическая работа № 32 «Проект «Анимация»
Задания повышенного уровня обозначены звездочками*.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
5. Моделирование и формализация 10 ч.
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 33 «Проект «Бросание мячика в площадку».
Практическая работа № 34 «Проект «Графическое решение уравнения».
Практическая работа № 35 «Проект «Распознавание удобрений».
Практическая работа № 36 «Проект «Модели систем управления».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 5 по теме «Моделирование и формализация».
6. Информатизация общества 3 ч.
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Контроль знаний и умений
Итоговая контрольная работа № 6.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
знать/понимать
программный принцип работы компьютера;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания;
использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому;
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
приводить примеры моделирования и формализации;
приводить примеры систем и их моделей;
уметь строить информационные модели из различных предметных областей и исследовать их на компьютере;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС (68 часов)
№ урока | № в теме | Дата | Тема и форма урока | Виды учебной деятельности учащихся | Оборудование | Оценка результатов | Д/З | |
1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 15 часов | | | |
| 1 | | Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Кодирование. Пространственная дискретизация. Урок по ознакомлению с новым материалом | Знать: - основные принципы кодирования графической информации; - принцип формирования растровых изображений - принцип формирования цветов в различных палитрах Уметь: - определять глубину цвета и количество цветов в палитре - определять разрешение экрана монитора - определять цвета палитры - решать задачи на определение цвета в разных палитрах | Проектор, презентации | | §1.1.1 стр. 10 | |
| 2 | | Растровые изображения на экране монитора. Кодирование графической информации. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §1.1.2. стр. 14-15 | |
| 3 | | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Тестирование | §1.3 стр. 15-20 | |
| 4 | | Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 175-177 | |
| 5 | | Растровые изображения, векторные изображения. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Работа по карточкам | §1.2-1.4 стр. 21-24 | |
| 6 | | Практическая работа № 2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 179-183 | |
| 7 | | Практическая работа № 3 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр.177-179 | |
| 8 | | Практическая работа №4«Создание GIF - анимации» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 183-188 | |
| 9 | | Практическая работа №5 «Создание flash-анимации». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 183-188 | |
| 10 | | Кодирование и обработка звуковой информации. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Фронтальный опрос | §1.5 стр. 40-45 | |
| 11 | | Практическая работа №6 «Кодирование и обработка звуковой информации». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 188-191 | |
| 12 | | Цифровое фото и видео. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §1.6 стр. 45-49 | |
| 13 | | Практическая работа №7 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 191-193 | |
| 14 | | Практическая работа №8 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 193-196 | |
| 15 | | Контрольная работа № 1 «Кодирование графической информации». Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | Контрольная работа | | |
2. Кодирование и обработка текстовой информации – 11 часов | | |
| 1 | | Кодирование текстовой информации. Урок по ознакомлению с новым материалом | Знать: - принципы кодирования информации - принцип двоичного кодирования - виды кодировок Уметь: - определять количество информации - различать типы кодировок; - определять информационный объем сообщения в различных кодировках | Проектор, презентации | | §2.1 стр. 49-52 | |
| 2 | | Практическая работа №9 «Кодирование текстовой информации». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр.196-199 | |
| 3 | | Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. Ввод и редактирование документа. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Работа по карточкам | §2.2, 2.3, 2.4 стр. 52-61 | |
| 4 | | Практическая работа №10 «Вставка в документ формул». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 199-201 | |
| 5 | | Форматирование документа, символов, абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §2.5.1, 2.5.2, 2.5.3 стр. 61-67 | |
| 6 | | Практическая работа №11 «Форматирование символов и абзацев». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 201-207 | |
| 7 | | Практическая работа №12 «Создание и форматирование списков». Практикум | Компьютер | Практическая работа | | |
| 8 | | Практическая работа №13 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». Практикум | Компьютер | Практическая работа | § 2.6 стр. 67-70, стр. 207-211 | |
| 9 | | Практическая работа №14 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». Практикум | Компьютер | Практическая работа | §2.7 стр. 70-71 стр. 211-212 | |
| 10 | | Практическая работа №15 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». Практикум | Компьютер | Практическая работа | §2.8 стр. 71-74 стр. 212-213 | |
| 11 | | Контрольная работа № «Кодирование и обработка текстовой информации» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | Контрольная работа | | |
3. Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов | | |
| 1 | | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления Урок по ознакомлению с новым материалом | Знать: - основные виды систем счисления и их характеристики - принцип представления информации с помощью с\с - основные арифметические операции в системах счисления - принцип хранения чисел в оперативной памяти ПК Уметь: - записывать числа в различных с\с - представлять числа в различных системах счисления - переводить числа из одной системы счисления в другую - выполнять арифметические операции - решать примеры на умножение и деление в двоичной системе счисления - записывать числа в различных форматах - выполнять задания по теме | Проектор, презентации | Взаимооценивание | §3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 стр. 75-84 | |
| 2 | | Практическая работа №16 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 214-215 | |
| 3 | | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Разноуровневые карточки | §3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 стр. 84-93 | |
| 4 | | Практическая работа №17 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 216-218 | |
| 5 | | Практическая работа №18 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 218-220 | |
| 6 | | Построение диаграмм и графиков. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Взаимоопрос в парах | §3.3 стр. 93-97 | |
| 7 | | Практическая работа №19 «Построение диаграмм различных типов». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 220-228 | |
| 8 | | Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Тестирование | §3.4.1, 3.4.2 стр. 97-100 стр. 100-105 | |
| 9 | | Практическая работа №20 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 228-232 | |
| 10 | | Контрольная работа № 3 «Кодирование и обработка числовой информации» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | Контрольная работа | | |
4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования - 19 часов | | |
| 1 | | Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Урок по ознакомлению с новым материалом | Знать: - определение алгоритма; - основные типы алгоритмических конструкций - основные свойства алгоритмов - основные символы для построения блок-схем - вид линейного алгоритма - общий вид разветвляющихся алгоритмов разных типов - виды циклических алгоритмов Уметь: - определять исполнителей алгоритмов - описывать свойства алгоритмов - применять графические символы для построения блок- схем - составлять линейные алгоритмы - определять типы алгоритмов, исполнителей алгоритмов - составлять линейные алгоритмы для решения задач из различных областей науки - решать задачи на составление алгоритмов - выполнять алгоритмы с помощью компьютера - составлять алгоритмы линейной структуры - составлять блок-схемы для предложенной задачи средствами текстового редактора - приводить примеры разветвляющихся задач - составлять разветвляющиеся алгоритмы - составлять блок-схемы разветвляющихся алгоритмов для различных типов задач - составлять алгоритмы разветвляющейся структуры - применять циклы разных типов для решения задач - составлять циклические алгоритмы разных типов - составлять циклические алгоритмы разных типов - используя исполнителей, решать циклические задачи на ПК - составлять алгоритмы различной структуры | Проектор, презентации | Устный опрос | §4.1.1-4.1.3 стр.105-113 | |
| 2 | | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Взаимоопрос в парах | §4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 стр. 113-119 | |
| 3 | | Переменные: тип, имя, значение. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Фронтальный опрос | §4.3 стр. 119-123 | |
| 4 | | Арифметические, строковые и логические выражения. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Разноуровневые карточки | § 4.4 стр. 123-124 | |
| 5 | | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §4.5 стр. 124-128 | |
| 6 | | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §4.6 стр. 128-133, | |
| 7 | | Практическая работа №21 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 233-239 | |
| 8 | | Практическая работа №22 «Проект «Переменные». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 239-242 | |
| 9 | | Практическая работа №23 «Проект «Калькулятор». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 242-246 | |
| 10 | | Практическая работа №24 Проект «Строковый калькулятор». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 246-249 | |
| 11 | | Практическая работа №25 Проект «Даты и время». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 249-252 | |
| 12 | | Практическая работа №26 Проект «Сравнение кодов символов». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 252-255 | |
| 13 | | Практическая работа №27 Проект «Отметка». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 255-257 | |
| 14 | | Практическая работа №28 Проект «Коды символов». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 258-260 | |
| 15 | | Практическая работа №29 Проект «Слово-перевертыш». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 261-263 | |
| 16 | | Практическая работа № 30 «Проект «Графический редактор» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 263-267 | |
| 17 | | Практическая работа № 31 «Проект «Системы координат» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 267-269 | |
| 18 | | Практическая работа №32 Проект «Анимация». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 270-272 | |
| 19 | | Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | Контрольная работа | | |
5. Моделирование и формализация – 10 часов | | |
| 1 | | Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Урок по ознакомлению с новым материалом | Знать: - основные понятия и определения - понятия: моделирование, модель; типы моделей - основные этапы исследования моделей Уметь: - описывать мир как иерархическую систему - определять и описывать модели различных объектов - описывать этапы - строить и исследовать физические модели - приближенно решать уравнения с помощью графических моделей | Проектор, презентации | Устный опрос | §5.1, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 стр. 138-152 | |
| 2 | | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Тестирование | §5.3, 5.4 стр. 152-157 | |
| 3 | | Практическая работа №33. Проект «Бросание мячика в площадку» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 273-279 | |
| 4 | | Приближенное решение уравнений. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Фронтальный опрос | §5.5 стр. 157 | |
| 5 | | Практическая работа №34. Проект «Графическое решение уравнений» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 279-283 | |
| 6 | | Экспертные системы распознавания химических веществ. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Фронтальный опрос | §5.6 стр. 157-161 | |
| 7 | | Практическая работа №35. Проект «Распознавание удобрений» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 283-285 | |
| 8 | | Информационные модели управления объектами. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Фронтальный опрос | §5.7 стр. 161-164 | |
| 9 | | Практическая работа №36. Проект «Модели систем управления» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 286-291 | |
| 10 | | Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Компьютер | Контрольная работа | | |
6. Информатизация общества – 3 часа | | |
| | | Информационное общество. Информационная культура. Урок по ознакомлению с новым материалом | Знать: - основные признаки информационного общества - основные этапы развития ИТ | Проектор, презентации | Устный опрос | §6.1, 6.2 стр. 164-171 | |
| | | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §6.3 стр. 171-174 | |
| | | Итоговая контрольная работа №6. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | | Контрольная работа | | |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аппаратные средства:
Компьютер. Проектор. Принтер. Сканер. Модем.
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства:
Операционная система Windows XP.
Пакет офисных приложений MS Office 2003-2017.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Список полезных образовательных сайтов:
1. http://www.klyaksa.net
2. http://www.informatka.ru
3. http://www.school.edu.ru
4. http://infoschool.narod.ru
5. http://kpolyakov.narod.ru
6. http://window.edu.ru
7. http://www.it-n.ru