СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра позволяет обобщить и проверить знания учащихся по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; выявить наиболее вдумчивых читателей; а также воспитывать любовь к чтению, интерес к русской классической литературе

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Интеллектуальная игра по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Чмирь О.Б., учитель русского языка и литературы

МБОУ-Алданский лицей


Цели:

1. Обобщить и проверить знания учащихся по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

2. Выявить наиболее вдумчивых читателей;

3. Развивать память, внимание учащихся;

3. Воспитывать любовь к чтению, интерес к русской классической литературе.


Оборудование: выставка книг, дидактический материал.

Состав участников: 2 команды учащихся 11-х классов

«Когда мы впервые открыли для себя этот мир,

впечатление, право же, было ошеломляющим….

Сколько блеска, выдумки, покоряющей художественной правды…

Всё здесь полно жизни, движения, теплоты, роскоши красок и звуков,

удивительной пластики образа и слова…»

Игорь Виноградов.

Вступительное слово:

Дорогие ребята! Добро пожаловать в мир самого противоречивого и самого современного классика 20 столетия – Михаила Афанасьевича Булгакова. Мы прочитали бессмертный роман «Мастер и Маргарита». Великое и мелкое, чудесное и обычное перемешал Булгаков в произведении. Приглашаем Вас «погрузиться» в текст «ошеломляющего» романа и проявить знание материала, свою эрудицию.


  1. Предлагаю прочитать утверждение исследователя Бориса Вадимовича. Соколова о романе (бессмертном произведении) М. Булгакова «Мастер и Маргарита», с которым нельзя не согласиться, разгадав ребусы.

«Мастер и Маргарита» — роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному — (Иешуа Га-Ноцри) и человеку творческому — (Мастеру), не только как история неземной любви (Маргариты), но и как грандиозный памятник (Москве), которая теперь неизбежно воспринимается с учётом этого великого произведения».


  1. Давайте сейчас пройдём по улицам и переулкам российской столицы, где протекало романное бытие персонажей «Мастера и Маргариты».

Задания командам

Булгаковская Москва. Заочная экскурсия по уголкам столицы, которые связаны с романом


1.Патриаршие Пруды


А. Выскочил злополучный трамвай, смерть Берлиоза

2.Угол Малой Бронной и Ермолаевского переулка

Б. Квартира мастера (он «нанял у застройщика 2 комнаты в подвале, создавая свой роман о П.Пилате

3.Большая Садовая, 10, 6 подъезд, кв.50

В. Встреча Берлиоза и Ивана Понырева с Воландом

  1. Мансуровский переулок, 9


Г. Именно здесь стрелы Амура пронзили сердца главных героев

5.Малый Васильевский переулок «близ Арбата»

Д. «нехорошая квартира»

6. Тверская

Е. «готический особняк» Маргариты

7. Лысая Гора


Ж. Здесь располагается МАССОЛИТ, «членам которого завидует всякий посетитель»

8. «Дом Грибоедова»


З.В романе так называется место казни Иешуа. В Библии это Голгофа


3. Географическое пространство романа значительно расширяют многочисленные упоминания о различных городах и весях, отечественных и зарубежных. «За далью – даль» (Тестовое задание)

1. Незадолго до смерти Берлиоз, утомленный «небывало жаркой» погодой, мечтал про себя:» Пожалуй, пора бросить всё к чёрту и в …» Куда собирался отправиться Берлиоз?

а) Кисловодск; б) Гагры; в) на Канары

2. Предрекая кончину Берлиоза, Воланд услужливо предложил Михаилу Александровичу: «Не желаете ли, я велю сейчас дать телеграмму вашему дяде в …» Назовите место жительства дяди Берлиоза.

а) Комсомольск-на-Амуре; б) Киев; в) Колыма

3. Степа Лиходеев, по возвращении в квартиру, где он проживал совместно с Берлиозом, тщетно пытался дозваться своей домработницы Груни. «-А Груни нет, я услал её в …, на родину, так как она жаловалась, что вы давно не даете ей отпуска»,- услышал он голос незнакомца, которым оказался Воланд. Итак, куда же Князь Тьмы услал Груню?

а) в Воронеж; б) В Воркуту; в) в Простоквашино.

4. «Степа поднялся на трясущиеся ноги и пошёл по молу к берегу… Стал на колени перед неизвестным курильщиком и произнес:

- Умоляю, скажите, какой это город?»

Назовите город, где Степа оказался стараниями Воланда.

а) Сочи; б) Ялта; в) Магадан.

5. « Если бы вы видели, какая у него вилла в …! Да будущим летом, как поедете за границу, нарочно приезжайте посмотреть – ахнете!» - сообщает Коровьев Никанору Ивановичу о Воланде. Назовите местонахождение виллы Воланда.

а) Ницца; б) Бадан-Баден; в) Сент-Женевьев де Буа.

6. После исчезновения Воланда со свитой повсюду развернулись крупномасштабные акции по поимке чёрных котов. Множество ничего не подозревающих животных стало жертвой бдительных граждан. «Например, в… один из ни в чем не повинных зверей был приведен каким-то гражданином в милицию со связанными лапами.» «- Ага! Стало быть, теперь к нам в … пожаловали, господин гипнотезёр?»- с этими словами гражданин навалился на бедного котика. Итак, где сие имело место?

а) в Армавире, в Арзамасе, в) в Акапулько.


4. Музыкальный «Ты, моя мелодия…». Назовите фрагменты известных музыкальных произведений

1. Иван Бездомный, преследовавший Воланда после гибели Берлиоза, приближаясь к «Грибоедову», слышит этот полонез: «Все окна открыты. …из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш, с чердаков, из подвалов и дворов вырывался хриплый рёв полонеза из оперы…. Какой? (звучит полонез из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)

2. Эту песню в результате происков нечистой силы распевали «во всех углах» филиала Зрелищной комиссии. Избавиться от позыва к пению не помогли ни доктора, ни милиция. Какую песню пели сотрудники филиала Зрелищной комиссии? (звучит фрагмент русской народной песни на стихи Дм.Давыдова «Славное море, священный Байкал…»)


5. «Мысль изречённая» Вниманию команд предлагаются неполные высказывания различных булгаковских героев. Задача команд — восполнить пропуски, продолжить высказывания, а также указать персонажей, которым они принадлежат.

1. «Дело в том, что вообще человек без [?] внутри, в своём ящике, неинтересен». (“сюрприза”; Мастер.)

2. «Тот, кто любит, должен [?]» (“разделять участь того, кого он любит”; Воланд.)

3. «Он сказал, что в числе человеческих пороков одним из главных он считает [?]» (“трусость”; Иешуа.)

4. «[?], [?] и [?], вот что должно быть девизом всякого буфетчика». (“Свежесть, свежесть и свежесть”; Воланд.)

5. «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что [?] вот в чём фокус! [?]» (“он иногда внезапно смертен”; “И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер”; Воланд.)


6. Интервью у литературных героев.

В ходе данного конкурса участники состязаний смогут почувствовать себя на месте героев булгаковского романа. Надев «маску» того или иного персонажа, ребята должны будут ответить на ряд вопросов ведущего, связанных с «жизнью» этих персонажей на страницах книги. Беседе предшествует этап «узнавания» «героями» «самих себя»: игроки получают карточки, содержащие словесный портрет своего героя, и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о каком персонаже идёт речь.

Задания представителю команды № 1. Мастер

«Узнай себя»: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».

Вопросы

Мне бы хотелось задать вам, Мастер, множество вопросов, но, увы, в силу условий конкурса, придётся ограничиться двумя.

1. После опубликования отрывка из вашего романа о Понтии Пилате критика буквально обрушилась на вас. Рассказывая Ивану Бездомному о своём отношении к потоку ругательных статей, вы выделили три стадии собственной реакции на критику. Какие? Перечислите их, пожалуйста.

(“Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся... Второй стадией Была стадия удивления. Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей... А затем, представьте себе, наступила третья стадия — страха. Нет, не страха этих статей а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами Словом, наступила стадия психического заболевания”.)

2. Вы, конечно, помните момент прощания с арбатским подвальчиком перед отправлением в «вечный дом», который вам «дали в награду». «Но только роман, роман, роман возьми с собою, куда бы ты ни летел», — прокричала вам вслед Маргарита. «Не надо», — ответили вы. Ваше детище, главный труд всей жизни, был брошен вами в огонь, но буквально возрождён из пепла благодаря Воланду, сказавшему, что «рукописи не горят». Почему же вы не взяли роман с собой в вечную жизнь?

(«...Я помню его наизусть».)

Задания представителю команды № 2. Маргарита

«Узнай себя»: «Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и чёрными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу... бесследно пропала. Кожа щёк налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась».

Вопросы

1. Самый подходящий для дамы вопрос — о цветах. Представьте, что на столе в вазах стоят букеты. Выберите там три цветка. Первый — тот, из лепестков которого были изготовлены ваши бальные туфли. Далее найдите те «отвратительные жёлтые цветы», которые вы несли в руках, когда впервые встретились со своим будущим возлюбленным. Мастер признался вам, что ненавидит такие цветы. А помните ли вы, какие цветы он любит больше других?

(1 — розы; 2 — мимоза; 3 — розы.)

2. Давайте поговорим о великом бале Сатаны, где вы исполняли роль королевы-хозяйки. В продолжение бала вас опекал Коровьев, подсказывая, как себя вести. Вот один из его советов: «Среди гостей будут различные... Если кто-нибудь не понравится..» Что требовалось от вас, королева, в подобной ситуации?

(«...Вы, конечно, не выразите этого на своём лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Нужно полюбить его, полюбить, королева».)


7. На театральных подмостках. Подберите и прочитайте по ролям отрывок из романа (текст должен быть не более страницы), в котором наиболее ярко раскрывается образ вашего героя.


8. Больше, быстрее. Блицтурнир.

Команда 1.

Команда 2.

1. Запах, который «ненавидел прокура-тор». (Запах розового масла)

1. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть на бал к Воланду. (Щетка)

2. Название весеннего месяца в Ерша-лаиме, когда был осужден и казнен Ие-шуа. (Нисан)

2. Сувенир, подаренный Маргарите Воландом. (Золотая подкова с брили-антами)

3. Национальность отца Га-Ноцци. (Си-риец).

3. Изображение на набалдашнике трос-и Воланда. (Голова пуделя)

4. Денежная единица, которой распла-тились с Иудой за предательство. (Тет-радрахма; Иуда получил 30 терадрахм)

4. Прибор, который «починял» кот Бегемот» (Примус)

5. Единственное, чего боялась собака прокуратора. (Грозы)

5. Тайник, куда припрятал деньги Ни-канор Иванович Босой. (Вентиляцион-ный ход)

6. Место гибели Иуды из Кириафа. (Гефсиманский сад)

6. Кличка милицейской собаки, пущен-ной по следу пропавшего финдирек-тора Римского. (Тузбубен)

7. Название писательской организации, описанной в романе «Мастер и Марга-рита». (Массолит)

7. То, чего лишился Варенуха после «контакта» с нечистой силой. (Тень)

8. Жидкость, разлитая некой Аннуш-кой. (Подсолнечное масло)

8. Фрукт, нагло съеденный Бегемотом в Торгсине на Смоленском рынке во вре-мя «последнего приключения» (Манда-рин)

9. Работа, хуже которой нет на свете, по словам Бегемота. (Кондуктор в трамвае).

9. Предмет, торчавший из кармана пид-жака у Азазелло вместо платка. (Кури-ная кость)

10. Цвет глаз Воланда. (Правый – черный, левый – зеленый)

10. Вид одежды, который, по утвержде-нию Бегемота, не полагается носить ко-там. (Штаны)

11. Вопрос, который «испортил моск-вичей» (Квартирный)

11. Жидкость, в которой Маргарита со-вершила омовение перед балом. (Кровь)

12. Геометрическая фигура, изображен-ная на портсигаре Воланда. (Треуголь-ник).

12. Представитель животного мира, вы-ступающий в качестве водителя авто-мобиля в романе «Мастер и Маргари-та». (Грач.)

13. Алкогольный напиток которым был заполнен бассейн на балу у Воланда. (Шампанское)

13. Предмет, который подают Фриде в наказание за грехи. (Платок)

14. Дирижер оркестра на балу у Волан-да. (Иоганн Штраус)

14. Игра, в которую играли Воланд и Бегемот накануне бала. (Шахматы)

15. День недели, когда Воланд со своей свитой покинул «нехорошую кварти-ру» в столице. (Суббота).

15. Немецкий философ, которого, по мнению, Ивана Бездомного, следовало бы отправить на Соловки. (Кант)

9. «Их речь неподражаема, а внешность незабываема». Узнайте по голосу и портрету любимых героев романа

Вопрос 1. Слышите голоса? Попробуйте угадать, кому они принадлежат.

  1. «Братья по литературе! Слушайте все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед».

  2. «Факт — самая упрямая в мире вещь».

  3. «История рассудит нас»

  4. «Нет документа, нет и человека»

  5. «…вообще не бывает так, чтобы всё стало так, как было…».

  6. Сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли и завистничества»

Ответ: Кто говорит и говорит, как пишет?

  1. И. Бездомный

  2. Воланд

  3. Кот Бегемот

  4. Коровьев

  5. Мастер

Вопрос 2. В портретной галерее

  1. Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.

  2. Лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но один выше другой.

  3. Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.

  4. Человек лет 27. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной.

  5. В белом плаще с кровавым подбоем … вышел…

Ответ 2) Портретная галерея

  1. Бегемот

  2. Воланд

  3. Азазелло

  4. Иешуа Га-Ноцри

  5. Прокуратор Понтий Пилат

1

А. Босой, разодранная беловатая толстовка, к коей на груди английской булавкой приколота бумажная иконка с изображением неизвестного святого, полосатые белые кальсоны. В руке зажженная венчальная свеча.

Б. Туфли из лепестков бледной розы с зо­лотым пряжками, на голове королевский алмазный венец, на груди тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи.

В. Костюм в полоску, при галстуке, из нагрудного кармана торчит самопишущее перо.

Г. Выпачканный пылью, на шее белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке, усы вызолочены.

0. Приглашаем на подиум героев романа в

костюмах от Булгакова. Вам, уважаемый

читатель, предстоит описать костюмы

булгаковских персонажей

  1. Костюм Бегемота, который должен был

поднять настроение Маргарите в первые

минуты встречи с Воландом.

  1. Костюм молодого московского поэта

Ивана Бездомного, пережившего стресс время

встречи с нечистой силой.

  1. Руководящий костюм Прохора Петровича.

  2. Бальный костюм Маргариты.




11. «Да не хотите ли закусить…Без церемоний! », или чем потчует своих героев М.А. Булгаков

Перед Вами стол с яствами. Разнесите представленные здесь блюда трем господам:

Огненный густой борщ с мозговой косточкой

Аккуратно нарезанная селедка, густо присыпанная зеленым луком

Белые маринованные грибы

Водка

Черная икра

Ананас

Паюсная икра в вазочке

Нарезанный белый хлеб

Спирт

Водка в графинчике

Сосиски в томате

Перец

Соль



Никанору Ивановичу Босому на обед

водка, аккуратно нарезанная селедка,

густо посыпанная зеленым луком.


♦ Бегемоту на ужин при камельке

спирт, соленый и перченый ананас, икра...


♦ Степе Лиходееву для лечения

водка в пузатом ювелиршином графинчике,

паюсная икра в вазочке, нарезанный белый хлеб,

белые маринованные грибы,

кастрюлька с сосисками, сваренными в томате.


12. Прокомментируйте сцену сожжения рукописи.

«…В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной… Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

В это время в окно кто-то стал царапаться тихо. Сердце мое прыгнуло, и я, погрузив последнюю тетрадь в огонь, бросился отворять».

  • Попробуйте определить, какие глаголы пропущены в тексте?

  • Определите, какую роль в описании этой сцены играют глаголы. О каком настроении героя они говорят?

  • Какое место на “лестнице жизни” займет эта сцена?


Прочитайте, как ведёт себя Маргарита, увидев эту сцену

«…Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая занялась снизу. Дым наполнил комнату сейчас же. Я ногами затоптал огонь, а она повалилась на диван и заплакала неудержимо и судорожно».

  • Как вы думаете, почему она спасает то, что он возненавидел? (Вместе с рукописью хочет спасти их счастье).

  • Что, по-вашему, сжёг мастер? Вывод: веру и любовь.

  • Какое место на “лестнице жизни” Маргариты займет эта сцена?


Задание 1

- Прочитайте известную фразу из романа М.Булгакова.

(«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»)

Э тими словами автор романа М.А.Булгаков предупреждает читателя о… _______________________________________________________________________________________ (ребята предлагают свои варианты…)

Считаете ли вы, что писателю удалось показать такую любовь в своем романе?


Куст ассоциаций» или составление синквейна (по выбору учащихся) к слову ЛЮБОВЬ.

Для желающих - попробуйте нарисовать (можно дать как домашнее задание)


13. Попробуйте расшифровать еще одну цитату:

вовсе не удостоверением определяется писатель, в конце концов, Помилуйте, а тем, смешно, это, что он пишет!

(Помилуйте, это, в конце концов, смешно, вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!)

14. «Творения Мастера» Среди буквенной путаницы найдите 6 произведений М.Булгакова


ЙЦУКОСМАСТЕРИМАРГАРИТАУНОВАГШЩЗХЪФФЫВ ЭЯЧСМИТЬССОЬЕВЬЮГАВАБЮЙЦУКЕНГШЩЗХЪФЫВ РОЛДЖЭЯЧЧНКОВСМЗВЕЗДНАЯСЫПЬКАНОВИТЬБЮЙ ОРОЗОВЫНСКДЬЯВОЛИАДАИЙЕНГШЩЗХЪФБЕГЫДНО ДЖЭЯЕРЁООМИНЧСМОМОРФИЙНЙАМИРЛОАЙЦУКЕН


Ответ: Мастер и Маргарита, Вьюга, Звездная сыпь, Дьяволиада, Бег, Морфий,


Ответы

Задание №2

Улица Москвы

Что там произошло

Проверка

Патриаршие пруды

Встреча Берлиоза и Ив.Понырева с Воландом

1 -В

Угол Малой Бронной и Ермолаевского переулка

Выскочил злополучный трамвай, смерть Берлиоза

2 - А

Большая Садовая, 10, 6 подъезд, кв.50

«нехорошая квартира»

3 - Д

Мансуровский пер., 9

Кв.Мастера (он «нанял у застройщика 2 комнаты в подвале, создавая свой роман о П.Пилате»)

4 -Б

Малый Васильевский переулок – «близ Арбата»

«готический особняк» Маргариты

5 - Е

Тверская

Именно здесь стрелы Амура пронзили стрелы Амура сердца главных героев

6 - Г

Лысая Гора


В романе так называется место казни Иешуа. В Библии это Голгофа

7 - З

«Дом Грибоедова»


Здесь располагается МАССОЛИТ, «членам которого завидует всякий посетитель»

8 - Ж

Задание №10


Персонаж

Костюм

Проверка

  1. Костюм Бегемота, который должен был поднять настроение Маргарите в первые минуты встречи с Воландом.

1. Выпачканный пылью, на шее белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке, усы вызолочены.


1 - Г

Костюм молодого московского поэта Ивана Бездомного, пережившего стресс во время

встречи с нечистой силой

2. Босой, разодранная беловатая толстовка, к коей на груди английской булавкой приколота бумажная иконка с изображением неизвестного святого, полосатые белые кальсоны. В руке зажженная венчальная свеча.

2 - Б


  1. Руководящий костюм Прохора Петровича.


3. Костюм в полоску, при галстуке, из нагрудного кармана торчит самопишущее перо.


3 - В

  1. Бальный костюм Маргариты.


4. Туфли из лепестков бледной розы с зо¬лотым пряжками, на голове королевский алмазный венец, на груди тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи.

4 - Б

Литература

  1. О.Харитонова. «Ошеломляющий» роман. Литература №22/2005

  2. С.Максимова. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Литература №22/2005

  3. Н.Гарбараева. Литературная игра по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» «Рукописи не горят».

Работы учеников





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!