Интегрированный урок ОБЖ и биологии, 8 класс
Тема урока: « Виды травм и первая помощи при повреждениях скелета»
Технология: ТДМ;
Тип урока: ОНЗ
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Авторы урока: Гринькова О.В., учитель биологии и Мадьярова Л.И., учитель ОБЖ
Основные цели:
Метапредметные:
1) формировать умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения, ставить цель и строить план действий;
2) формировать умения: выделять главное, общее, находить причинно - следственную связь;
3) формировать умение концентрировать внимание, умение наблюдать, слушать других.
Предметные:
Сформировать знания: о травмах скелета: переломы костей, вывихи суставов, ушибы и растяжение связок. Создать условия для того чтобы обучающиеся научились оказывать первую помощь.
Демонстрационные материалы: карточки-задания по группам, задания на актуализацию знаний, итоговый тест, таблицы «Первая помощь при переломах костей скелета», «Первая помощь при вывихах и растяжениях», средства оказания первой помощи: лестничная шина, эластичные и марлевые бинты, подручные средства: лыжная палка, дощечки, косынка, холодная вода в бутылках
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
(Учащиеся сидят в группах по 4 – 5 человек с учетом их учебных способностей и особенностями взаимоотношений)
2. Актуализация знаний учащихся:
учитель биологии
Ребята, проверяем знания, которые вы получили в теме «Скелет человека»
1 задание индивидуальное: Установите соответствие между названиями костей и местом их нахождения в скелете:
№ | Название костей |
1 | запястье |
2 | бедро |
3 | предплюсна |
4 | лучевая кость |
5 | таранная кость |
6 | кисть |
7 | малая берцовая |
8 | плечо |
верхних конечностей | нижних конечностей |
1,4,6,8 | 2,3,5,7 |
Задание 2 Логические цепочки. Убери лишнее:
1. молоточек, ключица, наковальня, стремечко
2. суставная головка, суставная впадина, суставная сумка, лопатка
3. позвоночник, травма, череп, скелет
Критерии оценивания:
если ошибок нет – «5»
если 1, 2 ошибки – «4»
если 3,4 ошибки – «3»
свыше 5ти – «2»
Листочки подписать и сдать
3. Учитель биологии: Ребята, какой термин во 3 задании лишний? (травма). Что такое травма? Какие бывают травмы? Как помочь человеку?
Учитель ОБЖ: Ребята, предлагаю оказать помощь пострадавшему с переломом предплечья. Пригласить 2 – 3 учащихся. Выясняется, что правильных действий ребята не знают.
Выход на проблему. Определение темы урока « Виды травм и первая помощи при повреждениях скелета» Целеполагание
И так запишите тему урока (на слайде)
Учитель биологии: Что такое травма? Ребята дают ответы, а на экране открываем правильный ответ и его записывают в тетради.
4. А сейчас вы работаете в группах. Работать нужно грамотно квалифицированно!
Необходимо обсудить и составить план (эталон) оказания первой помощи при травме скелета. В каждой группе свои задания. (приступайте к работе - 10 мин)
5.. Отчёт – рассказ о травме с демонстрацией приемов первой помощи (10 мин)
6. Закрепление Проверка учителем ОБЖ
Тест (распечатать работа в парах)
Тест (выполняем в тетради)
1. Какие типы повреждения скелета вам известны?
А) перелом
Б) артериальное кровотечение
В) ожог
Г) вывих
Д) растяжение
2. Что является одним из признаков растяжения связок?
А) выход головки кости из суставной впадины
Б) смещение костей
В) сильная боль и отёчность
3. Какой из предложенных наборов является необходимым для оказания первой помощи при растяжении?
А) марлевый бинт, пузырь со льдом
Б) поваренная соль, бинт, раствор иода
4. Что из перечисленного является признаком вывиха?
А) выход головки кости из суставной впадины
Б) нарушение целостности кожных покровов
В) сильная боль и отёчность
5. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при вывихе?
А) активированный уголь, бинт, перекись водорода, иод
Б) бинт, таблетки обезболивающего средства, пузырь со льдом
6. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при переломе конечности?
А) пузырь со льдом; шина, обложенная ватой; бинт;
Б) поваренная соль, бинт, растительное масло, раствор иода
7. Определите вероятный тип травмы, исходя из следующих признаков: подвернулась ступня, сначала боль была слабая, но потом стала усиливаться, нога опухла, спустя некоторое время появился синяк
А) перелом ребра
Б) вывих лучезапястного сустава
В) перелом бедра
Г) вывих голеностопного сустава
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А,г,д | в | а | а | б | а | г |
1. Анализ работы. Оценки
7. Домашнее задание.
Творческое. Сообщения о других видах травм
итоговое слово учителя
8. Рефлексия.(на партах карточки. Закончите предложения:
В ходе урока я узнал(а)…
Какие затруднения вызвал материал урока?..
Та информация, что я получил(а) на уроке может пригодиться мне…
Приложение
Задание 1
Фамилия, имя учащегося______________________________________
1 задание индивидуальное: Установите соответствие между названиями костей и местом их нахождения в скелете:
№ | Название костей |
1 | запястье |
2 | бедро |
3 | предплюсна |
4 | лучевая кость |
5 | таранная кость |
6 | кисть |
7 | малая берцовая |
8 | плечо |
А верхних конечностей | Б нижних конечностей |
| |
Задание 2 Логические цепочки. Убери лишнее:
1. молоточек, ключица, наковальня, стремечко
2. суставная головка, суставная впадина, суставная сумка, лопатка
3. позвоночник, травма, череп, скелет
Задание для бригады скорой помощи
1. Выбрать старшего
2. Обсудить задание, описанное на листочке.
3. Обозначить этапы работы (эталон)
5 выполнить задание – оказать помощь.
Приложение 2
Задание 1 группе: У вашего пострадавшего сильная боль в бедре, оно припухло и появился синяк. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи
Задание 2 группе: У вашего пострадавшего подвернулась ступня, сначала боль была слабая, но потом стала усиливаться, нога опухла, спустя некоторое время появился синяк. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи
Задание 3 группе: У вашего пострадавшего в области плечевого сустава сильная боль, которая усиливается при движении, появилась отёчность, синяк. Изменилась форма сустава. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи
Задание 4 группе: У вашего пострадавшего в области предплечья резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи
Задание 5 группе: У вашего пострадавшего сильная боль в области ребер, дыхание затруднено, припухло и появился синяк. Определите вероятный тип травмы и окажите первую помощь, используя средства помощи
УШИБ - это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Симптомы – боль, припухлость, образование кровоподтеков или синяков в области ушиба.
Первая помощь
• наложение тугой повязки,
• создать поврежденному месту покой
• холод
РАСТЯЖЕНИЕ - это повреждение связок, соединяющих кость. Характерным признаком является нарушение двигательной функции сустава, который укрепляется соответствующей связкой. Симптомы - боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов,
Первая помощь
• наложение тугой повязки,
• создать суставу покой,
• Холод
ВЫВИХ - это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава. Пострадавший испытывает сильную боль, которая усиливается при движении. В области повреждения появляется отёчность, синяк. Изменяется форма сустава. Ни в коем случае нельзя самим пытаться вправлять вывих, дергать конечность - это может привести к повреждению связок,
Оказание первой помощи:
• покой суставу
• Мягкая давящая повязка
• Косыночная повязка
• Холод
ПЕРЕЛОМ - это повреждение костей. Различают закрытый и открытый перелом.
Как распознать перелом.
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота
Оказание первой помощи
• обеспечить неподвижность,
• наложить шину,
• холод,