СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИОМ при использовании дифференцированного обучения на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании мотодического совета, где даны практические рекомендации по разработке ИОМ для учащихся во время уроков литературы в 7 и 9 классах. Анализ стихотворени И.Бунина "Родина". Ромашка Блума при изучении произведения "Слово о полку Игореве".

Просмотр содержимого документа
«ИОМ при использовании дифференцированного обучения на уроках литературы»

ИОМ при использовании дифференцированного обучения на уроках литературы Швецова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ Голышмановская СОШ №2

ИОМ при использовании дифференцированного обучения на уроках литературы

Швецова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ Голышмановская СОШ №2

Обучение выразительному чтению стихотворения И. Бунина «Родина» Под небом мертвенно-свинцовым Угрюмо меркнет зимний день, И нет конца лесам сосновым, И далеко до деревень. Один туман молочно-синий, Как чья-то кроткая печаль, Над этой снежною пустыней Смягчает сумрачную даль. 1896 г.

Обучение выразительному чтению стихотворения И. Бунина «Родина»

Под небом мертвенно-свинцовым

Угрюмо меркнет зимний день,

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.

1896 г.

Фронтальный опрос :  - Какие образы и картины представились? Каким настроением проникнуто стихотворение? Сколько смысловых частей, строф? В чём разница в их восприятии?  При обобщении и выводе учащиеся должны понять, что при чтении первой строфы нужно передать настроение печали и одиночества, а при чтении второй эмоции станут несколько оживлённее, потому что примирение с действительностью обусловлено чувством любви к Родине, какой бы сумрачной и угрюмой она ни казалась на первый взгляд.

Фронтальный опрос :

- Какие образы и картины представились?

  • Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • Сколько смысловых частей, строф?
  • В чём разница в их восприятии?

При обобщении и выводе учащиеся должны понять, что при чтении первой строфы нужно передать настроение печали и одиночества, а при чтении второй эмоции станут несколько оживлённее, потому что примирение с действительностью обусловлено чувством любви к Родине, какой бы сумрачной и угрюмой она ни казалась на первый взгляд.

Работа в группах

Группы 1 и 2. Постановка логических пауз в первой и второй строфах.

В каком темпе нужно читать строфу? Где вы сделаете самые большие паузы? Где, по-вашему, нужны паузы внутри строк? Аргументируйте свои суждения. Сделайте разметку пауз, обозначив их вертикальными линиями.

Группа 4. Постановка логических ударений во второй строфе.

Группа 3. Постановка логических ударений в первой строфе.

Как понять выражение "кроткая печаль"? Какой оттенок придаёт настроению слово "смягчает"? Какие ещё слова нужно выделить логическими ударениями? Почему? Подчеркните их.

Какие краски вы заметили в тексте? В чём, по-вашему, разница: серое небо и "мертвенно-свинцовое"? Почему зимний день не кончается, а "меркнет"? Подберите к глаголу однокоренные слова. Какие ещё слова вы выделите логическими ударениями? Почему? Подчеркните их.

Группы 5 и 6. Звукопись и интонации первой и второй строф.

Какой смысл выявляют слова, сходные по звучанию: "мертвенно", "угрюмо", "меркнет"; "синий", "снежною пустыней", "смягчает"? Найдите в строфах аллитерации. Какие образы создаются повторением согласных звуков? Обозначьте стрелками повышение и понижение голоса

Выразительное чтение Под небом/ мертвенно-свинцовым/ Угрюмо  меркнет зимний день,// И нет конца лесам сосновым,/ И далеко до деревень.// Один туман / молочно-синий,/ Как чья-то кроткая печаль ,/ Над этой снежною пустыней Смягчает  сумрачную даль.// 1896 г. Чтение 1 строфы с настроением печали и одиночества. Медленный темп. Чтение 2 строфы с настроением примирения с действительностью. Это обусловлено чувством любви к Родине, какой бы сумрачной и угрюмой она ни казалась на первый взгляд. Передать настроение помогают средства выразительности языка: эпитеты(мертвенно-свинцовым, сумрачную), олицетворения (угрюмо меркнет день, туман смягчает), сравнение (как кроткая печаль) и метафоры (снежная пустыня)

Выразительное чтение

Под небом/ мертвенно-свинцовым/

Угрюмо меркнет зимний день,//

И нет конца лесам сосновым,/

И далеко до деревень.//

Один туман / молочно-синий,/

Как чья-то кроткая печаль ,/

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.//

1896 г.

Чтение 1 строфы с настроением печали и одиночества. Медленный темп.

Чтение 2 строфы с настроением примирения с действительностью. Это обусловлено чувством любви к Родине, какой бы сумрачной и угрюмой она ни казалась на первый взгляд.

Передать настроение помогают средства выразительности языка: эпитеты(мертвенно-свинцовым, сумрачную), олицетворения (угрюмо меркнет день, туман смягчает), сравнение (как кроткая печаль) и метафоры (снежная пустыня)

План анализа стихотворения

План анализа стихотворения

Индивидуальные задания рассказы об интересных страницах биографии писателей (в подборе таких материалов должен помочь учитель); выступления

Индивидуальные задания

  • рассказы об интересных страницах биографии писателей (в подборе таких материалов должен помочь учитель);
  • выступления "экскурсоводов" по литературным местам;
  • подбор и прослушивание музыкальных произведений, обмен впечатлениями;
  • защиту рисунков — иллюстраций;
  • чтение вслух и обсуждение сочинений-отзывов об отдельных стихах;
  • «проба пера».
Пример ИОМ ИОМ ученика (ФИО)  Цель: развитие творческих и аналитических способностей при анализе поэтических текстов Дата Цели и задачи сентябрь Подготовить выразительное чтение стихотворения И.Бунина «Родина» Вид работы октябрь ноябрь Определить роль эпитетов в стихотворении… Форма контроля Работа в первой группе Выразительное чтение на оценку Определить тему, идею стихотворения…… Поиск средств выразительности речи Достижения Ошибок при чтении стихотворения не было Самооценка Подбор стилистически нейтральных слов к эпитетам Анализ стихотворения по плану 1 Самостоятельная работа по анализу поэтического текста Отлично        

Пример ИОМ

ИОМ ученика (ФИО)

Цель: развитие творческих и аналитических способностей при анализе поэтических текстов

Дата

Цели и задачи

сентябрь

Подготовить выразительное чтение стихотворения И.Бунина «Родина»

Вид работы

октябрь

ноябрь

Определить роль эпитетов в стихотворении…

Форма контроля

Работа в первой группе

Выразительное чтение на оценку

Определить тему, идею стихотворения……

Поиск средств выразительности речи

Достижения

Ошибок при чтении стихотворения не было

Самооценка

Подбор стилистически нейтральных слов к эпитетам

Анализ стихотворения по плану 1

Самостоятельная работа по анализу поэтического текста

Отлично

 

 

 

 

Ромашка Блума

Ромашка Блума

Вопросы 1. Простые  В какой реке Ярославна собиралась омочить «рукав с бобровою опушкою»? 2. Интерпретационные • С кем сравнивается Игорь, когда он бежит из плена? Почему князь Игорь не обращает внимания на затмение, которое предшествовало походу? • К каким силам природы обращается Ярославна? • Почему Ярославна в своем плаче обращается к силам природы, а не к Богу? • Каковы последствия похода князя Игоря? • Почему русский народ, несмотря на поражение князя Игоря, восхваляет его? • Почему сон Святослава вещий? • Какую идейную и художественную роль играет плач Ярославны? • Какова идея «Слова о полку Игореве..»?

Вопросы

1. Простые

В какой реке Ярославна собиралась омочить «рукав с бобровою опушкою»?

2. Интерпретационные

С кем сравнивается Игорь, когда он бежит из плена?

Почему князь Игорь не обращает внимания на затмение, которое предшествовало походу?

К каким силам природы обращается Ярославна?

• Почему Ярославна в своем плаче обращается к силам природы, а не к Богу?

Каковы последствия похода князя Игоря?

• Почему русский народ, несмотря на поражение князя Игоря, восхваляет его?

• Почему сон Святослава вещий?

• Какую идейную и художественную роль играет плач Ярославны?

• Какова идея «Слова о полку Игореве..»?

Вопросы 3.Уточняюшие  Правильно ли я понял, что Боян не является повествователем «Слова…»? 4. Оценочные • Правильно ли я понял, что плач Ярославны является лирической составляющей произведения?  Правильно ли поступил князь Игорь, отправившись в поход? 5. Творческие • Правильно ли я понял, что половцам удалось победить во 2-й битве, потому что подошли главные силы? Если бы Ярославна не взывала к силам природы, удалось бы князю Игорю бежать? 6. Практические  Как бы ты поступил на месте князя Игоря, увидев затмение?

Вопросы

3.Уточняюшие

Правильно ли я понял, что Боян не является повествователем «Слова…»?

4. Оценочные

Правильно ли я понял, что плач Ярославны является лирической составляющей произведения?

Правильно ли поступил князь Игорь, отправившись в поход?

5. Творческие

Правильно ли я понял, что половцам удалось победить во 2-й битве, потому что подошли главные силы?

Если бы Ярославна не взывала к силам природы, удалось бы князю Игорю бежать?

6. Практические

Как бы ты поступил на месте князя Игоря, увидев затмение?

Пример ИОМ ИОМ ученика (ФИО) Дата Цели и задачи сентябрь Вид работы Понять и пересказать сюжет произведения «Слово о полку Игореве…» Форма контроля Работа над простыми вопросами по тексту произведения, составление плана пересказа Достижения Пересказ произведения Самооценка Фактических ошибок в понимании произведения не было Отлично ИОМ ученика (ФИО) Дата сентябрь Цели и задачи Вид работы Определить идею произведения Форма контроля Работа над творческими и интерпретационными вопросами Достижения Ответ – зачем мы изучаем произведение, с какой целью оно было создано? Ответ с помощью учителя Самооценка Самостоятельно не справился, необходимо работать дополнительно

Пример ИОМ

ИОМ ученика (ФИО)

Дата

Цели и задачи

сентябрь

Вид работы

Понять и пересказать сюжет произведения «Слово о полку Игореве…»

Форма контроля

Работа над простыми вопросами по тексту произведения, составление плана пересказа

Достижения

Пересказ произведения

Самооценка

Фактических ошибок в понимании произведения не было

Отлично

ИОМ ученика (ФИО)

Дата

сентябрь

Цели и задачи

Вид работы

Определить идею произведения

Форма контроля

Работа над творческими и интерпретационными вопросами

Достижения

Ответ – зачем мы изучаем произведение, с какой целью оно было создано?

Ответ с помощью учителя

Самооценка

Самостоятельно не справился, необходимо работать дополнительно

“ Найти себя невозможно – себя можно только создать”, - Томас Сас.   «В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя», - М. Бэбкок.

“ Найти себя невозможно – себя можно только создать”, - Томас Сас. «В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя», - М. Бэбкок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!