ИОМ при использовании дифференцированного обучения на уроках литературы
Швецова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ Голышмановская СОШ №2
Обучение выразительному чтению стихотворения И. Бунина «Родина»
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
1896 г.
Фронтальный опрос :
- Какие образы и картины представились?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Сколько смысловых частей, строф?
- В чём разница в их восприятии?
При обобщении и выводе учащиеся должны понять, что при чтении первой строфы нужно передать настроение печали и одиночества, а при чтении второй эмоции станут несколько оживлённее, потому что примирение с действительностью обусловлено чувством любви к Родине, какой бы сумрачной и угрюмой она ни казалась на первый взгляд.
Работа в группах
Группы 1 и 2. Постановка логических пауз в первой и второй строфах.
В каком темпе нужно читать строфу? Где вы сделаете самые большие паузы? Где, по-вашему, нужны паузы внутри строк? Аргументируйте свои суждения. Сделайте разметку пауз, обозначив их вертикальными линиями.
Группа 4. Постановка логических ударений во второй строфе.
Группа 3. Постановка логических ударений в первой строфе.
Как понять выражение "кроткая печаль"? Какой оттенок придаёт настроению слово "смягчает"? Какие ещё слова нужно выделить логическими ударениями? Почему? Подчеркните их.
Какие краски вы заметили в тексте? В чём, по-вашему, разница: серое небо и "мертвенно-свинцовое"? Почему зимний день не кончается, а "меркнет"? Подберите к глаголу однокоренные слова. Какие ещё слова вы выделите логическими ударениями? Почему? Подчеркните их.
Группы 5 и 6. Звукопись и интонации первой и второй строф.
Какой смысл выявляют слова, сходные по звучанию: "мертвенно", "угрюмо", "меркнет"; "синий", "снежною пустыней", "смягчает"? Найдите в строфах аллитерации. Какие образы создаются повторением согласных звуков? Обозначьте стрелками повышение и понижение голоса
Выразительное чтение
Под небом/ мертвенно-свинцовым/
Угрюмо меркнет зимний день,//
И нет конца лесам сосновым,/
И далеко до деревень.//
Один туман / молочно-синий,/
Как чья-то кроткая печаль ,/
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.//
1896 г.
Чтение 1 строфы с настроением печали и одиночества. Медленный темп.
Чтение 2 строфы с настроением примирения с действительностью. Это обусловлено чувством любви к Родине, какой бы сумрачной и угрюмой она ни казалась на первый взгляд.
Передать настроение помогают средства выразительности языка: эпитеты(мертвенно-свинцовым, сумрачную), олицетворения (угрюмо меркнет день, туман смягчает), сравнение (как кроткая печаль) и метафоры (снежная пустыня)
План анализа стихотворения
Индивидуальные задания
- рассказы об интересных страницах биографии писателей (в подборе таких материалов должен помочь учитель);
- выступления "экскурсоводов" по литературным местам;
- подбор и прослушивание музыкальных произведений, обмен впечатлениями;
- защиту рисунков — иллюстраций;
- чтение вслух и обсуждение сочинений-отзывов об отдельных стихах;
- «проба пера».
Пример ИОМ
ИОМ ученика (ФИО)
Цель: развитие творческих и аналитических способностей при анализе поэтических текстов
Дата
Цели и задачи
сентябрь
Подготовить выразительное чтение стихотворения И.Бунина «Родина»
Вид работы
октябрь
ноябрь
Определить роль эпитетов в стихотворении…
Форма контроля
Работа в первой группе
Выразительное чтение на оценку
Определить тему, идею стихотворения……
Поиск средств выразительности речи
Достижения
Ошибок при чтении стихотворения не было
Самооценка
Подбор стилистически нейтральных слов к эпитетам
Анализ стихотворения по плану 1
Самостоятельная работа по анализу поэтического текста
Отлично
Ромашка Блума
Вопросы
1. Простые
В какой реке Ярославна собиралась омочить «рукав с бобровою опушкою»?
2. Интерпретационные
• С кем сравнивается Игорь, когда он бежит из плена?
Почему князь Игорь не обращает внимания на затмение, которое предшествовало походу?
• К каким силам природы обращается Ярославна?
• Почему Ярославна в своем плаче обращается к силам природы, а не к Богу?
• Каковы последствия похода князя Игоря?
• Почему русский народ, несмотря на поражение князя Игоря, восхваляет его?
• Почему сон Святослава вещий?
• Какую идейную и художественную роль играет плач Ярославны?
• Какова идея «Слова о полку Игореве..»?
Вопросы
3.Уточняюшие
Правильно ли я понял, что Боян не является повествователем «Слова…»?
4. Оценочные
• Правильно ли я понял, что плач Ярославны является лирической составляющей произведения?
Правильно ли поступил князь Игорь, отправившись в поход?
5. Творческие
• Правильно ли я понял, что половцам удалось победить во 2-й битве, потому что подошли главные силы?
Если бы Ярославна не взывала к силам природы, удалось бы князю Игорю бежать?
6. Практические
Как бы ты поступил на месте князя Игоря, увидев затмение?
Пример ИОМ
ИОМ ученика (ФИО)
Дата
Цели и задачи
сентябрь
Вид работы
Понять и пересказать сюжет произведения «Слово о полку Игореве…»
Форма контроля
Работа над простыми вопросами по тексту произведения, составление плана пересказа
Достижения
Пересказ произведения
Самооценка
Фактических ошибок в понимании произведения не было
Отлично
ИОМ ученика (ФИО)
Дата
сентябрь
Цели и задачи
Вид работы
Определить идею произведения
Форма контроля
Работа над творческими и интерпретационными вопросами
Достижения
Ответ – зачем мы изучаем произведение, с какой целью оно было создано?
Ответ с помощью учителя
Самооценка
Самостоятельно не справился, необходимо работать дополнительно
“ Найти себя невозможно – себя можно только создать”, - Томас Сас. «В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя», - М. Бэбкок.