Заочное участие в VI областных педагогических чтениях «Развитие социокультурных навыков детей посредством дополнительного образования художественной направленности»
Публикация статьи без выступления
Автор:
Хорошева Татьяна Анатольевна, методист высшей квалификационной категории МБУДО «Детская школа искусств «Гармония»
Название статьи:
Искусство без границ: опыт реализации инновационного проекта по разработке и внедрению дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ.
Фото автора
Влияние музыки на детей благотворно,
и чем раньше они начнут его испытывать на себе,
тем лучше для них»
Виссарион Григорьевич Белинский
Данный материал описывает опыт инновационной деятельности детской школы искусств «Гармония» по разработке и внедрению качественного программного обеспечения деятельности по комплексной дополнительной общеразвивающей программе для детей с ОВЗ «Искусство без границ».
Эта работа является результатом опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива ДШИ «Гармония» на образовательной площадке МКОУ С(К) школы-интерната № 152.
На протяжении 25 лет педагогический коллектив детской школы искусств стремится создать условия для каждого ребенка, где он обретает реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. В течение 10 лет педагоги дополнительного образования ДШИ «Гармония» работают на площадке школы-интерната № 152. В инновационную деятельность по данному направлению включились только опытные педагоги, имеющие многолетний стаж работы.
Педагог Романова О. А. с воспитанниками
В ходе совместной работы администрации и педагогического коллектива удалось спроектировать такую модель учебно-воспитательного процесса, которая способствует раскрытию основных содержательных компонентов образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
Практические методы реализации данного направления включали в себя:
проведение проблемно-ориентированные семинаров, круглых столов, педсоветов для педагогов детской школы искусств по вопросам инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ;
организацию методической школы для педагогов детской школы искусств по вопросам педагогического проектирования;
разработку программного продукта для обучения детей с ОВЗ видам искусств «Вокал», «Изобразительное искусство»;
участие педагогов в работе различных районных и городских площадок по обмену опытом работы в системе дополнительного образования;
проведение открытых занятий, концертов, квестов для детей с ОВЗ в рамках данного проекта;
организацию совместных досугово-творческих мероприятий с родителями в рамках творческой деятельности;
проведение исследований по уровню освоения образовательной программы по предметам;
проведение мониторинга в родительской среде по вопросам организации творческой деятельности с детьми, имеющими особенности в развитии;
привлечение детей с ОВЗ к участию в творческих мероприятиях конкурсного и фестивального движения для стимулирования социальной активности.
Воспитанники ДШИ «Гармония» на площадке МКОУ С(К) школы-интерната № 152
В результате педагогического проектирования на протяжении трех учебных лет удалось создать комплексную модель учебно-воспитательной деятельности, состоящую из 4 содержательных компонентов:
компонент - реализация дополнительных адаптированных общеразвивающих программ для детей с ОВЗ по предметам «Сольное пение», «Аккордеон», «Изобразительное искусство»;
компонент - организация досуговой и концертной деятельности детей с ОВЗ по другим видам искусств (танец, театр, музыкальное исполнительство) с целью художественного воспитания;
компонент - включение в фестивальное и конкурсное движение детей с ОВЗ по видам искусств, повышающее их социальную активность;
компонент - использование новых форм взаимодействия с родителями детей, имеющих проблемы со здоровьем (дискуссионный клуб, кино-клуб, совместные уроки, совместные квесты).
Оценка результатов проекта «Искусство без границ» за три последних года показала эффективность данного направления. Включенное педагогическое наблюдение и систематическая фиксация результатов освоения адаптированных общеразвивающих программ дали возможность оценить количество участников творческих мероприятий, их удовлетворенность деятельностью, качество созданных детьми творческих продуктов. Анкетирование, проведенное у родителей, позволило оценить динамику включенности в социально-творческое развитие воспитанников. С педагогами проводился мониторинг развития профессиональных компетенций по основным трудовым функциям.
Материалы проект «Искусство без границ» получил общественное признание на городском конкурсе «Инновации в образовании 2019» - лауреат районного этапа (январь 2019 года, город Новосибирск), лауреат Всероссийского конкурса «Новаторство в образовании» в номинации «Самый успешный проект - 2019» (февраль 2019 года, город Санкт-Петербург).
Коллектив детской школы искусств «Гармония» планирует продолжить тему «Применение инклюзивного подхода при реализации общеразвивающих дополнительных программ». Идет поиск ресурсов для развития новых направлений искусств с детьми, таких как художественная фотография и пластилиновая мультипликация.