Актуализация знаний. К Урок начинается с обсуждения вопроса: Что такое сказка? На какие по жанру делятся сказки? Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Прослушаем ещё раз сказку «Мастер Али» П Учащиеся с помощью цветных фигурок объединяются в пары для работы с текстом казахской народной сказки «Мастер Али». Формативное взаимооценивание. После выполнения задания учащиеся могут проверить работу по предложенному образцу. 1. Учащиеся в парах работают над активными словами, заполняя карточки на соответствие Найдите соответствие 1 | селение | | 1 | проступок, вина | 2 | провинность | 2 | человек, приносящий какие-либо сообщения | 3 | вепрь | 3 | населённый пункт — село, посёлок | 4 | удаль | 4 | смелость в сочетании с бойкостью | 5 | полынь | 5 | горло | 6 | глотка | 6 | растение с сильным запахом и горьким вкусом | 7 | вестник | 7 | кабан | 2. Ученики в парах продолжают работу над текстом, заполняя «Рабочий лист» с заданиями. Напишите одним предложением, о чем эта сказка. (сказка о том, как мастер Али с помощью музыки рассказал жестокому хану о смерти его сына и спас себя и слуг). Назовите главных героев сказки и дайте им краткую характеристику, используя прилагательные: Персонаж сказки | Характеристика | Хан | жестокий | одинокий | любящий отец | Хусаин | молодой, красивый, смелый | Мастер Али | мудрый | Музыка | живая, рассказчица, спасительница | Что хотел казахский народ показать этой сказкой, для чего он создал такой сюжет? В таблице даны несколько идей, вы можете воспользоваться ими: Жестокость всегда бывает наказана | Мудрость помогает в трудных ситуациях | Сила музыки | Невиновных нельзя наказывать | Появление музыкального инструмента домбры | Добро побеждает зло | Злые и богатые управляют людьми | Старые люди добрые и мудрые | К Стратегия «Таинственный предмет» (Звучит мелодия домбры) – Какой инструмент вы слышите? Как он связан с нашей сказкой? Невозможно представить наши бескрайние степи без прекрасной мелодии домбры. Домбра - самый любимый народный инструмент. Домбра - это часть жизни, часть души каждого казаха. Она то радует своей мелодией, то грустит, то смеётся, то рыдает. Г Пары объединяются в группы, обсуждают вопросы по содержанию текста: 1.Из чего мастер Али сделал домбру? 2.Как рассказал мастер Али о смерти Хусаина? 3.Какое наказание дал хан тому, кто произнёс ему недобрую весть о сыне? 4. Какую роль в этой сказке играет музыка? 5. Что хотел передать народ в этой сказке? 6. Подберите ключевые слова сказки. Стратегия «Авторский стул». С каждой группы выходит представитель и отвечает на вопросы других групп. Формативное взаимооценивание по критериям оценивания. Дескрипторы: умеет отвечать на предложенные вопросы по тексту; умеет определять тему текста; умеет находить ключевые эпизоды для характеристики персонажей; умеет определять основную идею текста. Письменное задание для групп: 1 группа: подберите прилагательные к слову ИСКУССТВО, определите род и число. 2 группа: подберите прилагательные к слову СКАЗКА, определите род и число. 3 группа: подберите прилагательное к слову ИНСТРУМЕНТ, определите род и число. Закрепление урока. «Чему научила меня эта сказка?» Подводя итоги нашего разговора о домбре, мне хочется сказать: Звени, моя домбра, звени! Живи, моя домбра, живи! Звучи всегда, года, века! Звучи навеки, навсегда! |