СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках чтения и развития речи в классе "Особый ребенок" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная направленность педагогического процесса с использованием компьютерных технологий предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у детей с нарушением интеллекта речевых, познавательных, коммуникативных навыков общения.   Использование ИКТ на уроках чтения и развития речи позволяет реализовать такие принципы дидактики, как принцип наглядности, доступности, системности, обеспечивает достаточный уровень усвоения предлагаемого материала.  Применение ИКТ делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходит своевременно и объективно.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках чтения и развития речи в классе "Особый ребенок" .»

«Если вы входите в класс, 
от которого трудно добиться слова, 
начните показывать картинки, 
и класс заговорит, а главное, 
заговорит свободно…». 
К. Д. Ушинский 

По данным исследований, в памяти человека остается: ¼ часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного; ½ часть увиденного и услышанного; ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Действительность современной жизни такова: везде и повсюду нас окружают компьютеры и другие средства массовой информации. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а полученные знания, более глубокими и обобщенными.

Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению, либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества.

В течение ряда лет педагогический коллектив ГКОУ РО «Новочеркасской школы-интерната №1» целенаправленно обогащает содержание образовательного процесса путем использования информационно-компьютерных технологий в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Решение о включении в работу с детьми современных технических устройств, результат длительного педагогического поиска специалистами учреждения эффективных методов и технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Для большинства обучающихся класса «Особый ребенок» характерны низкая познавательная деятельность и активность, обусловленная общим психическим развитием, которое выражается в слабой учебной мотивации. У таких детей часто не сформирована фразовая речь, низкий уровень зрительного и слухового восприятия, нарушение пространственно-временных понятий. Большая часть детей не знакомы с элементарными бытовыми предметами и явлениями окружающего мира. Это приводит к однообразию, шаблонности и стереотипности мышления: они не выделяют существенного при восприятии услышанного, не анализируют, не обобщают и, как следствие, не могут воспроизвести.

Компьютерные технологии являются одним из способов формирования целостного восприятия учебного материала, развития способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развития смекалки, сообразительности, воображения. Коррекционная направленность педагогического процесса с использованием данных технологий предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у детей речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения. Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося. Одним из условий для достижения положительной динамики и результатов, является использование ИКТ на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе. Применение данных технологий благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а так же способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность, повышает учебную мотивацию.

Мною  разработаны определённые направления  по использованию средств ИКТ на  уроках чтения и развития речи, для детей с нарушением интеллекта, с целью максимальной  коррекции связной речи, развития их познавательной активности, повышению учебной мотивации. Стараюсь научить детей наглядно и осмысленно воспринимать графическое изображение букв, усвоить элементарные навыки слогового чтения, повысить уровень общего и речевого развития, работать над невербальной коммуникацией.

Технологии мультимедиа позволяют использовать электронные презентации, текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога. Презентация – удобный и эффективный способ предоставить обучающемуся информацию об окружающем его мире. Сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Принцип детской электронной презентации  «Обучаюсь, играя!» Легко и ненавязчиво начинается процесс  усвоения алфавита, проговаривания звуков, слияние слогов,  развитие связной речи. Интересные и занимательные традиционные формы  работы в сочетании с использованием компьютерных технологий воспринимаются  детьми на уровне игры. Обучающиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой идёт процесс развития навыков связной речи.

Во время экскурсий и прогулок в школьном парке, как учитель, создаю речевые ситуации, заставляющие общаться друг с другом, наблюдая за сезонными изменениями и природными явлениями. Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается  в непринужденной обстановке. Дети учатся  способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности. Продуктом и результатом наших наблюдений стала электронная презентация «Пробуждение природы».

Активно использую авторские  презентации, развивающие и обучающие видеофильмы с сайтов «Умный ребенок», «Теремок ТВ», «Малышман ТВ», «Мизяка - Дизяка», «Умачка» и др. Большой объём упражнений, предлагаемых программой, позволяет построить коррекционную работу с ребёнком, исходя из индивидуальных образовательных потребностей. Прекрасная  анимация, объёмное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи материала, простота в управлении, способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям на уроках чтения и развития речи, и в дальнейшем – успешном преодолении речевых нарушений.

  Использование ИКТ на уроках чтения и развития речи позволяет реализовать такие принципы дидактики, как принцип наглядности, принцип доступности, принцип системности, обеспечивает достаточный уровень усвоения предлагаемого материала.  

Дети любят все, что сделано собственными руками. На уроках чтения можно вспомнить с детьми их любимые сказки, и с помощью графического редактора подготовить к ним иллюстрации. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии своей деятельности, позволяя им наглядно представить результат своих действий и оценить уровень своих знаний.

Большое значение для развития способностей имеют компьютерные игры. С этой целью возможно использование игровых программ, где детям предлагается разложить в определенной последовательности предметные картинки с изображением разных времен года; подобрать одежду по сезону, установить последовательность событий в сказке «Репка» и др. Все это способствует развитию речи, повышает уровень произвольности и осознанности действий.

Применение информационно-компьютерных технологий делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходит своевременно и объективно.

Однако, каждому педагогу при внедрении в практику работы ИКТ, необходимо исходить из принципа «Не навреди»!

Соблюдать рекомендации по организации безопасной работы на компьютере!

Заботиться о снижении неблагоприятных воздействий на организм!

Строго следить за временем! 

Всю работу выполнять под контролем и с помощью педагога!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!