СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы  – показать роль игровых технологий  в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • вызвать интерес к предмету через развивающие и познавательные игры, занимательные вопросы, задания и викторины;
  • формировать учебную мотивацию и интерес к предмету;
  • совершенствовать интеллектуальные способности обучающихся;
  • повышать уровень обученности и качества знаний.

    Цель моей работы  – показать роль игровых технологий  в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии.

    Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • вызвать интерес к предмету через развивающие и познавательные игры, занимательные вопросы, задания и викторины;
  • формировать учебную мотивацию и интерес к предмету;
  • совершенствовать интеллектуальные способности обучающихся;
  • повышать уровень обученности и качества знаний.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках географии»

Использование игровых технологий на уроках географии в 5 классе

В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и обучающимися. Учитель перестает быть для обучающихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности обучающихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.

Цель моей работы – показать роль игровых технологий в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • вызвать интерес к предмету через развивающие и познавательные игры, занимательные вопросы, задания и викторины;

  • формировать учебную мотивацию и интерес к предмету;

  • совершенствовать интеллектуальные способности обучающихся;

  • повышать уровень обученности и качества знаний.



Игровые технологии как вид педагогических технологий.

Сущность и функции.

«В каждой хорошей игре есть

прежде всего рабочее усилие

и усилие мысли»

А.С. Макаренко


Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность обучающегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освое­ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» вклю­чает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра облада­ет существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре­зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помо­щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учеб­ной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле­ниям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче­стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)».

Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение.

Функции игровых технологий:

  1. Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.

  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

  3. Толерантное отношение к окружающим.

  4. Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.

Использование игровых технологий позволяет учителю:

  • Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками.

  • Создать условия для воспитания детского коллектива.

  • Развивать коммуникативные качества обучающихся.

  • Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.

  • Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.



Игровые технологии на уроках географии

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту. Материал для некоторых настольных географических игр (ребусы, шарады, кроссворды, геолото, геодомино) желательно поручить приготовить самим ребятам.

В первые годы своей работы над этой темой основной целью я ставила повышение интереса к учению и активности учащихся с помощью игр, стимулирование деятельности школьников, игры носили эпизодический характер и использовались только на этапе повторения. Постепенно накапливалось количество игровых моделей, описанных в методической литературе и адаптированных мною к определённым темам и курсам, собственных разработок. Появились возможности для расширения их использования и создания небольших игровых комплексов по некоторым курсам. Применение уже созданных и описанных в литературе систем затруднительно. Каждый учитель должен сам решать, что включать в такой комплекс, учитывая содержание программ и учебников, которые он использует, особенности классов, с которыми работает. Модели, описанные в литературе, могут служить основой для создания собственных комплексов.

Игровые технологии на разных этапах урока.

Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Я привожу примеры некоторых игровых моментов.




Дешифратор.

В 6 классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом, учащиеся повторяют тему «Условные знаки».

м а с ш т а б

При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить, какие города соответствуют данным координатам, а потом определить заданное слово.

  1. 59 с.ш. 11 в.д. Осло

  2. 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран

  3. 13 ю.ш. 76 з.д Лима

  4. 52 с.ш. 105 в.д. Иркутск

  5. с.ш. 115 в.д. Чита

  6. 42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк

  7. 46 с.ш. 75 з.д. Оттава

Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.

Геолото.

На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро».

Вопросы для геолото, которые помещаются в бочонках подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.

Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.

В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При этой игре, в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.

“Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

«Геоалфавит».

В этой игре может быть несколько вариантов.

1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

1. Назовите известного русского путешественника- географа. (Пржевальский)

2. Назовите столицу европейского государства. (Париж)

3.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. (Петропавловск-Камчатский)

4. Какой полуостров в Европе вы знаете? (Пиренейский) и т.д.

«Пароль»

Данную игру можно использовать как в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса.

“Географический лабиринт”

Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.

«Третий лишний» или «Белая ворона»

Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например. Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

«Геопочта»

Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС-ки») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д.

«Отыщи на карте».

Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.

«Да и нет»

Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

«Кластеры»

На этапе актуализации знаний, например при изучении темы «Растительный и животный мир саванн Африки», учащимся предлагается заполнить на доске (или карточке) кластер.

Животные саванн

Птицы ? Копытные

? страус ? ? ? лев ? зебра жираф



В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Предлагаю несколько подвижных географических игр.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит , то он выбывает из игры.

Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.





Список используемой литературы.

  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа, 2003г.

  • Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М.: Дрофа, 2006.

  • Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007.

  • «География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности». Волгоград: Учитель, 2009.

  • Кондратюк Н.Н. «Дидактические материалы по географии». М.: Сфера, 2003.

  • Кульневич С.В. «Современный урок» (серия). Ростов –на-Дону: «Учитель», 2005.

  • Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (серия). М.: Народное образование , 1998.

  • «Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009.

  • Ресурсы Интернет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!