А. А. Караульных
ГБПОУ КК КПК г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н.А. Плутова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Все современные технологии призваны сделать нашу жизнь удобнее. И информационные – не исключение. С появлением компьютера выполнение многих процессов стало не только быстрее, но еще надежнее и эффективнее, при этом появилась возможность выполнять многие действия, не выходя из дома. Покупка билетов и бронирование отелей, заказ еды, приобретение товаров и услуг через сеть Интернет – все это уже давно стало частью нашей жизни. Неудивительно, что самые передовые технологии используются и в образовательном процессе, позволяя получать более высокие результаты.
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Применение ИТ способствует повышению мотивации обучения обучающихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного исторического материала. Приобщение обучающихся к ИТ является важнейшим направлением в решении задачи информатизации и повышения профессиональной подготовки.
Важной особенностью современной системы образования является существование инновационной стратегии организации обучения, которая определяет качество образования и имидж любого учебного заведения. Под качеством образования понимается способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.
На сегодняшний день ИТ становятся одним из основных приоритетов в планировании развития образования. Неотъемлемой и важной частью этих технологий является компьютеризация образовательного процесса. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Использование современных ИКТ в обучении открывает исключительные перспективы как с точки зрения повышения качества обучения, так и с точки зрения расширения самих учебных заведений.
Информационные технологии являются инструментом, без которого решение целого ряда задач было бы в настоящее время затруднительным. Средства ИКТ являются эффективным средством индивидуализации обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающихся, повышению мотивации и познавательной активности. У обучающихся развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, то есть, в целом, способствует повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования, помогает «превращать учебу в радость открытия». А если есть интерес, то есть и прогресс, который в дальнейшем влияет на качество образования.
Рисунок 1 – Использование информационных технологий на уроке математики
Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обучающимся:
иметь возможность свободного доступа к информации, содержательному компоненту той или иной образовательной области, знаниям, накопленным мировым сообществом;
работать в режиме решения проблемных вопросов, оперативно восполнять пробелы в знаниях;
систематизировать информацию благодаря справочникам и электронным библиотекам;
восполнить материал, пропущенный во время болезни;
отрабатывать различные навыки и умения, проводить удаленные лабораторные эксперименты;
визуализировать информацию и демонстрировать ее (например, на презентациях);
обмениваться информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга.
Значит, проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Отдельно стоит поговорить о том, что новые информационные технологии в образовании позволили появиться совершенно новым проектам:
Название проекта | Описание |
Самообучение | Сейчас практически любую область можно освоить самостоятельно благодаря огромному количеству открытой информации. Причем для этого не нужно ходить в архивы и библиотеки, достаточно просто иметь персональный компьютер с выходом в интернет. |
Дистанционное обучение | Высшее образование, безусловно, очень важно, однако есть люди, которые живут слишком далеко от институтов, или же у них нет достаточно времени. Дистанционно выполнять задания, проекты и сдавать сессии – это отличная возможность заменить классическую форму образования. |
Список использованных источников:
1. Абдусаламов Р.А., Чартаева Р.Я. Применение информационных технологий в образовательном процессе // VII Международная студенческая научная конференция, студенческий научный форум 2015 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015754
2. Красовская Л. В., Исабекова Т. И. Использование информационных технологий в образовании // Научный результат. Педагогика и психология в образовании, 2017 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii/viewer
3. Денисовец Д. А., Сидоренко И. Н. Применение информационных технологий и средств мультимедиа в преподавании // Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова» - 2021
[электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.cs.vsu.ru/ipmt-conf/conf/2021/works/%D0%A8%D0%9A.6.%20%D0%9F% D0%B8%20%