СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование краеведческого материала на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого материала на уроках математики.»



Использование краеведческого материала на уроках математики.

« Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим

уголком связывается образ Великой Родины »

В.А. Сухомлинский



Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности. Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: (слайд №3)- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; - интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; - формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; - воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса. в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Таким образом, обществу нужна легко адаптирующаяся, социально активная, находящая себе место в социуме личность. А чтобы добиться такого результата необходимо, чтобы образовательный процесс был связан с реальной жизнью общества и имел практическую направленность. Но перед учителем стоит задача не только дать прочные знания, но и воспитать гражданина, патриота своей Родины.

Казалось бы –«математика» и «патриотизм» -понятия не сочетающиеся. Но уроки математики имеют большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю с применением на уроках местного краеведческого материала.

На уроках математики ученики всех классов с удовольствием решают задачи, в которых говорится о природе родного края, о героических страницах страны, бытовые задачи. Основные требования формулировки задач, составленных на краеведческом материале(слайд №4):

1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.

2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее содержание. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснять устно.

3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.

4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.

Краеведческий материал я использую практически на всех этапах урока.

1.Устный счет(слайд №5)

Урок математики в 5 классе. Тема «Натуральные числа». (Текст размещен на слайде или учащимся раздаются карточки и пропущенными числами)

Запишите цифрами числа:

1843 год-год основания села Ситниковское

Численность населения составляет 2136 человек

В 1956 году Ситниковская школа сделала первый выпуск десятиклассников.

Почтовый индекс села Ситниково 627081

Расстояние от села Ситниково до районного центра19 км. , до областного центра -189 км., до столицы нашей Родины- 1862.6 км

Площадь Тюменской области составляет 160122 км. КВ.

2.Этап усвоения материала. (слайд №6)

Тема «Масштаб» .Групповая работа со схемой села Ситниково. Дети поделены на группы. Каждой группе дано задание:

-определить масштаб;

-написать названия улиц села;

- отметить на схеме дом и измерить расстояние от школы до дома;

-определить длину самой маленькой и самой короткой улицы.

3.Этап повторения. Используя данные, составьте и решите задачу.(слайд №7-8)

- Площадь Тюменской области с автономными округами равна территории Германии, Франции, Италии и Великобритании вместе взятых. Площадь Германии составляет 357 тыс. кв.км., Франции- 551 тыс. кв. км., Италии-301 тыс.кв.км. и Великобритании- 242 тыс. кв.км.

- Численность населения Тюменской области составляет 1 455 003 чел.

Русские 82,38%

Татары 8,07%

Украинцы 1,66%

Немцы 1,23%

Казахи 0,98%

Чуваши 0,85%

Лица, не указавшие национальность 0,81%

4.Этап закрепления . «Мамины задачи»

В прошлом учебном году после изучения темы «Проценты» я провела урок математики с учащимися 6 класса для родителей «Мамины задачи». Материал для урока готовили родители. Детям было предложено три блока задач: задачи по данным о работе МКК «Ситниковский»,

задачи по расчету бюджета семьи и задачи по кулинарии И дети, и родители решали задачи с большим желанием, все получили заряд положительных эмоций и много полезной информации.

Задачи по данным о работе МКК «Ситниковсий»

  1. ОАО «Золотые луга» произвели 5000 тонн продукции и развезли ее по городам: Екатеринбург-3%, Ишим-14%, Нижневартовск 7%, Ноябрьск -4%, Новосибирск-1%, Омск -15%, Сургут _9%, Тобольск _7%, Тюмень-21 %, Челябинск-11 %. Сколько тонн продукции привезли в каждый город.

  2. Расстояние между Ситниково и Ноябрьском 1200 км. Машина

«Volvo» развозит продукцию по маршруту:

Ситниково-Тюбольск-20% пути;

Тобольск-Сургут-30% пути,

Сургут-Нижневартовск-15%.

Сколько километров проедет машина от Нижневартовска до Ноябрьска?

  1. На МКК «Ситниковский» в цехе готовой продукции работает 50% рабочих, в службе управления-8%, остальные трудятся во вспомогательных цехах и их количество составляет 168 человек. Сколько человек работает на МКК «Ситниковский»?

Задачи по кулинарии

Задача №1.

Чтобы приготовить 20 булочек нужно :

1литр молока , 1 ст. ложка соли , 2 яйца , дрожжи 1 пачку, масло раст. 1\4 ст., масла слив. 1\3 пачки .

Кате на праздник нужно приготовить 60 булочек.

Они с мамой разделились: мама приготовила 50 % а Катя 35 % , на следующий день ещё 10 % . Сколько процентов осталось приготовить ? Какое количество ингредиентов нужно взять на все булочки ?

Задача №2

На празднике Кирилл съел 35 % всех булочек , а Руслан на 10 % больше .

Какое количество булочек съел Руслан ?

Задача №3

Чтобы испечь булочки мы с мамой пошли в магазин за мукой .Пакет, масса которого 2 кг, стоил 80 рублей. На следующий день цену пакета муки подняли на 15 % . Сколько теперь стоит мука?



Так же при проведении уроков часто использую информацию школьного музея. Например при проведении урока «Героический подвиг защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны» использовала материал о наших односельчанах, принимавших участие в обороне Ленинграда, на уроке математики «Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами» , посвященному годовщине победы, использовала данные об участниках войны, проживающих в Омутинском районе.

В Омутинском районе
- не вернулись с войны 2647 человек;
-погибли в ходе боевых действий 1619 человек;
- пропали без вести 803 человека;
-умерли от ран 211 человек;
погибли в плену 14 человек.
Осталось в живых 59 участников Великой Отечественной войны.

Много информации использую на уроках математике о флоре и фауне села, района, области.

5.Внеклассная работа (слайд №16-22)

Как классный руководитель я организовала экскурсии на предприятия села. Мы побывали на территории МТС СПК «Ситниковское», в аптеке №68, на МКК «Ситниковский», на полях СПК «Ситниковский». Основной целью было знакомство с профессиями и предприятиями села, но после каждой экскурсии на уроке математики мы решали задачи, используя материалы экскурсии. Например, после экскурсии в аптеку мы рассчитывали массу каждого вещества в травяных сборах, рассчитывали суточную норму приема лекарств, уделяя особое внимание тем растениям, которые растут в окрестностях нашего села. После экскурсии на МТС мы рассчитали заработную плату комбайнера и многие ребята решили, что останутся в селе и будут работать в СПК. После экскурсии на поле мы рассчитывали расход горючего, процент всхожести семян, многое узнали о культурных растениях, выращиваемых на полях СПК «Ситниковское».

К юбилею Победы мы всем классом организовали работу по сбору информации о наших дедушках и бабушках, которые в годы войны были детьми.(слайд №23) Ребята проделали огромную работу – записали и обработали воспоминания своих дедушек и бабушек, фотографии, подготовили мероприятие для всей школы. Но результат того стоил. Весь материал был передан в школьный музей.

Исследовательские работы с учащимися я проводила на протяжении всех лет работы. Это были и мини и макро исследования.(слайд №24)

Названия тем работ: «Моя родословная», «История России - история моей семьи», «Симметрия на улицах нашего села», бизнес план школьного кафе, «Математическая статистика в жизни села Ситниково Омутинского района», «Прогнозирование урожайности овощных культур с использованием метода математической статистики», «Зависимость покупательского спроса продукции ,выпускаемой «СМ и КК» от её питательных и лечебных свойств», «Способы восполнения йододефицита и недостатка бифидобактерий в организме жителей села Ситниково».


При использовании краеведческого материала учитель должен придерживаться следующих требований (слайд №25)

  • События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

  • Факты должны быть достаточно интересными, яркими, эмоционально насыщенными;

  • Учащимся должна быть предоставлена возможность исследовать, наблюдать, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом, совершать маленькие «открытия», проектировать.

  • Отбираемый материал должен демонстрировать учащимся практическую значимость математических знаний.

Я считаю, что краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: "Где родился, там и пригодился". Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей "малой родине".


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!