ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГОМАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
Осознание учащимися своей этнической и национальной принадлежности является одним из личностных результатов, на достижение которого направлено изучение иностранных языков в средней школе. В данной статье описан один из способов организации учебной деятельности учащихся, направленный на достижение данного личностного результата.
Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам второго поколения в результате изучения иностранного языка обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Среди личностных результатов выделяются следующие:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;
формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу [2, с.8-9].
Для достижения вышеперечисленных личностных результатов обучения в учебниках по иностранным языкам представлены тексты, из которых учащиеся узнают о культуре стран изучаемого языка и жизни своих зарубежных сверстников. В учебники по иностранным языкам также входят тексты о России по аналогичной тематике, благодаря которым у учащихся воспитывается чувство гордости за свою родину - Россию, любовь к ней, происходит осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Однако, как показывает практика, региональный компонент регионоведческого содержания в системе иноязычного образования представлен недостаточно полно, и не все учащиеся готовы вести разговор о своём родном городе, крае. Знания о родном крае помогают воспитывать у учащихся личностные качества, такие как чувство собственного достоинства, уважение к своей и иной культуре, толерантность, взаимоуважение, готовность к сотрудничеству, культурному взаимообогащению.
Для решения данной проблемы во многих национальных республиках и округах разрабатываются спецкурсы по регионоведению, целью которых является содействие формированию социокультурной компетенции учащихся, развитие и образование учащихся средствами иностранного языка через осознание ими роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов и привитие уважения и любви к родной культуре.
К задачам курсов регионоведческого характера относят:
повышение мотивации к изучению иностранного языка;
создание условий для повышения информированности учащихся о своей республике на изучаемом языке;
обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой;
развитие умений диалогической и монологической речи по темам регионоведческого характера;
Курсы по регионоведению носят проблемный характер, сочетая различные формы работы (групповую, индивидуальную, парную), создавая коммуникативную атмосферу в классе, стимулируя общение на предложенную учащимся тему [1, с. 31].
Формы работы, выбранные для проведения подобных курсов, повышают интерес к изучению языка, развивают самостоятельность, развивают умения социального взаимодействия, предполагающего свободное выражение своего мнения и умение аргументировать ответы. Упражнения рассчитаны на расширение знаний по данной теме, включают аутентичный материал, обладают большой коммуникативной направленностью и формируют навыки самостоятельной деятельности с помощью ресурсов Интернета.
Курсы по регионоведению обеспечивают возможность формирования умений самостоятельной работы и самоконтроля учащихся.
По окончании курса у учащихся должно сформироваться видение социально-культурного портрета региона. Учащиеся должны уметь делать сообщения в рамках изучаемой темы, пользоваться справочной литературой, применять полученные знания на практике, участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера.
Литература
Коваленко, Л. Г., Петухова, Л. В., Прокопьева, Л. Л., Рюмина, Н. И., Серебрякова, В. А., Спиридонова А. В. Спецкурс по регионоведению. Zabaikalsky krai / Л. Г. Коваленко, Л. В. Петухова, Л. Л. Прокопьева, Н. И. Рюмина, В. А. Серебрякова, А. В. Спиридонова // Английский язык в школе. – 2009. - №3 – С. 31 – 67.
Мильруд, Р. П., Суворова, Ж. А. Английский язык. Рабочие программы. 2–4 классы / Р. П. Мильруд, Ж. А. Суворова. – М. : Просвещение, 2011. – 95 с.
www.gov.cap.ru