СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование краеведческого материала для развития социокультурной компетенции учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого материала для развития социокультурной компетенции учащихся»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГОМАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

Осознание учащимися своей этнической и национальной принадлежности является одним из личностных результатов, на достижение которого направлено изучение иностранных языков в средней школе. В данной статье описан один из способов организации учебной деятельности учащихся, направленный на достижение данного личностного результата.


Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам второго поколения в результате изучения иностранного языка обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Среди личностных результатов выделяются следующие:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;

  • формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу [2, с.8-9].

Для достижения вышеперечисленных личностных результатов обучения в учебниках по иностранным языкам представлены тексты, из которых учащиеся узнают о культуре стран изучаемого языка и жизни своих зарубежных сверстников. В учебники по иностранным языкам также входят тексты о России по аналогичной тематике, благодаря которым у учащихся воспитывается чувство гордости за свою родину - Россию, любовь к ней, происходит осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Однако, как показывает практика, региональный компонент регионоведческого содержания в системе иноязычного образования представлен недостаточно полно, и не все учащиеся готовы вести разговор о своём родном городе, крае. Знания о родном крае помогают воспитывать у учащихся личностные качества, такие как чувство собственного достоинства, уважение к своей и иной культуре, толерантность, взаимоуважение, готовность к сотрудничеству, культурному взаимообогащению.

Для решения данной проблемы во многих национальных республиках и округах разрабатываются спецкурсы по регионоведению, целью которых является содействие формированию социокультурной компетенции учащихся, развитие и образование учащихся средствами иностранного языка через осознание ими роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов и привитие уважения и любви к родной культуре.

К задачам курсов регионоведческого характера относят:

  1. повышение мотивации к изучению иностранного языка;

  2. создание условий для повышения информированности учащихся о своей республике на изучаемом языке;

  3. обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой;

  4. развитие умений диалогической и монологической речи по темам регионоведческого характера;

Курсы по регионоведению носят проблемный характер, сочетая различные формы работы (групповую, индивидуальную, парную), создавая коммуникативную атмосферу в классе, стимулируя общение на предложенную учащимся тему [1, с. 31].

Формы работы, выбранные для проведения подобных курсов, повышают интерес к изучению языка, развивают самостоятельность, развивают умения социального взаимодействия, предполагающего свободное выражение своего мнения и умение аргументировать ответы. Упражнения рассчитаны на расширение знаний по данной теме, включают аутентичный материал, обладают большой коммуникативной направленностью и формируют навыки самостоятельной деятельности с помощью ресурсов Интернета.

Курсы по регионоведению обеспечивают возможность формирования умений самостоятельной работы и самоконтроля учащихся.

По окончании курса у учащихся должно сформироваться видение социально-культурного портрета региона. Учащиеся должны уметь делать сообщения в рамках изучаемой темы, пользоваться справочной литературой, применять полученные знания на практике, участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера.

Литература

  1. Коваленко, Л. Г., Петухова, Л. В., Прокопьева, Л. Л., Рюмина, Н. И., Серебрякова, В. А., Спиридонова А. В. Спецкурс по регионоведению. Zabaikalsky krai / Л. Г. Коваленко, Л. В. Петухова, Л. Л. Прокопьева, Н. И. Рюмина, В. А. Серебрякова, А. В. Спиридонова // Английский язык в школе. – 2009. - №3 – С. 31 – 67.

  2. Мильруд, Р. П., Суворова, Ж. А. Английский язык. Рабочие программы. 2–4 классы / Р. П. Мильруд, Ж. А. Суворова. – М. : Просвещение, 2011. – 95 с.

  3. www.gov.cap.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!