СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ Обобщение педагогического опыта

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

грамотное использование компьютерных тифлотехнологий в существенной мере компенсирует недостаток или отсутствие зрения в сфере общественного информационного обмена и, в результате, создает основу для качественного решения задач образования инвалидов по зрению и их профессиональной реабилитации. распространение и значительное удешевление компьютерной техники делает использование компьютерных тифлотехнологий еще более актуальным.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ Обобщение педагогического опыта»

ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением зрения»







ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Обобщение педагогического опыта






Работу выполнила учитель информатики
Денисова Людмила Михайловна














Пермь

2019





Оглавление

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 0

АКТУАЛЬНОСТЬ РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЫ 2

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА 3

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ 4

ПРИМЕРЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

Приложение 1.Русская раскладка клавиатуры 10

Приложение 2. Английская раскладка клавиатуры 16





АКТУАЛЬНОСТЬ РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМЫ

XXI век – век информационных технологий. Мощный поток новой информации, применение информационных технологий оказывают большое влияние на развитие личности современного ребёнка, на его восприятие окружающего мира. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) отмечено, что в процессе обучения в начальной школе ученик должен овладеть метапредметными результатами, среди которых «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач… Таким образом, перед учителем поставлена задача: научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. В настоящее время школу трудно представить без информационных технологий, которые предоставляют возможность рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса, сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика, вовлечь в процесс активного обучения все категории детей. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Всё это стало доступным сегодня и для обучающихся с глубоким нарушением зрения, благодаря тифлоинформационным технологиям.

Можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет сделать деятельность учителя и школьников наиболее интересной и интенсивной, повысить качество обучения. Сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. Решать эту задачу помогает массовое внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс.

Если в традиционной среде совместная деятельность обучающего и обучающегося регулируется и управляется организатором взаимодействия, то есть педагогом, то в информационной среде роль педагога меняется: он становится консультантом, тьютором, в корне изменяя характер своей работы, что позволяет ставить задачи, решение которых осуществляется самими учениками. В современной образовательной системе на первый план выходит формирование универсальных учебных действий обучающихся. Эффективное использование ИОС обучающимися начальной школы под руководством педагога даёт возможность для успешного формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных учебных действий.

Учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Благодаря этому у учащихся вырабатывается способность работать самостоятельно без постоянного руководства, проявлять инициативу, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа, способность договариваться с другими, осваивать какие-либо знания по собственной инициативе, умение принимать решения на основе здравых суждений.


ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА


Сегодня IT-технологии для инвалида по зрению – это не только инструмент, позволяющий решить ту или иную задачу, но и, в прямом смысле слова, средство реабилитации. Это мост, который позволяет преодолеть информационную пропасть, отделяющую незрячего человека от относительно здоровых людей, получить почти равные возможности по доступу к информации и работе с ней.

Если это цифровое информационное окно будет закрыто, слепые и слабовидящие люди будут лишены возможности полноценно участвовать в современной жизни.

Освоение незрячими людьми современных информационных технологий – это необходимость, которая с каждым годом становится всё более значимой. Не владея современными информационными технологиями, незрячие люди останутся «на обочине» современной жизни. В такой ситуации уже нельзя будет всерьёз говорить о качественном образовании незрячих людей, об их профессионализме, эрудиции, осведомлённости и даже полноценном личностном развитии.

Цель:

  • Поделиться результатом теоретического осмысления опыта, накопленного автором при обучении незрячих пользователей в пермской школе для слепых и слабовидящих детей, а также в процессе собственного практического использования компьютерных тифлотехнологий.

  • Показать, каким образом незрячие дети могут работать на компьютере и как сделать их работу более эффективной.

Задачи:

  1. рассматриваются средства доступа незрячих к компьютеру;

  2. выявляются причины технических трудностей рабочего процесса;

  3. предлагаются рекомендации, позволяющие нивелировать эти трудности и повысить эффективность работы незрячих пользователей.

  4. краткий обзор современных реабилитационных средств и технологий, предназначенных для компенсации ограничений зрительного восприятия.



СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 
ДЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ


Дети с нарушениями зрения – совершенно особенные. Лишённые одного из важнейших человеческих чувств-анализаторов зрения, они развиваются по пути, отличному от пути развития здорового ребёнка. Познавательная сфера слабовидящих и слепых детей имеет ряд характерных особенностей наряду с психофизическим развитием, с эмоционально-волевой сферой.

Одна из самых сложных проблем, с которой приходится сталкиваться инвалидам по зрению в процессе получения образования и дальнейшей профессиональной деятельности - это проблема информационного обмена, имеющая две стороны: обеспечение доступа к информации и представление выходной информации (результаты труда незрячего) в общепринятой форме.

Такие технологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих звуковое (с помощью программ синтеза речи) или рельефно-точечное (путем вывода шрифтом Брайля на специальное устройство, называемое брайлевским дисплеем) представление компьютерной информации и позволяющее инвалидам по зрению самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения.

Компьютерные тифлотехнологии обладают высоким компенсаторным потенциалом - их квалифицированное использование предоставляет людям с нарушенным зрением новые, не доступные им ранее возможности:

  • доступ к информации на электронных носителях, в том числе к информационным ресурсам Интернет;

  • доступ к плоскопечатным текстам (путем сканирования и распознавания);

  • преобразование электронной информации в доступную и удобную материальную форму представления (например, печать текста рельефно-точечным или укрупненным шрифтом);

  • самостоятельная подготовка на компьютере различных документов (учебных работ, отчетов и др.);

  • использование современных общепринятых программных средств для работы с информацией (информационно-поисковые системы, базы данных и т.п.).

Работа на компьютере пользователей с нарушенным зрением имеет ряд существенных особенностей и требует специального подхода при обучении. На сегодняшний день методических разработок в этой области имеется очень мало. Кроме того, динамичное развитие компьютерных технологий требует для успешного их внедрения в учебный процесс постоянного методического сопровождения.

Обучение пользователей с глубокими нарушениями зрения должно быть специализированным. Тифлоспецифика рабочего процесса определяет особые требования к содержанию и методике обучения, вследствие чего образовательные услуги общего назначения не подходят для инвалидов по зрению.

Как обучать незрячих детей работе на компьютере?

Практическая работа незрячего пользователя на персональном компьютере основана на использовании программ невизуального доступа к информации, которые анализируют выводимую на экран монитора информацию и, обработав ее, выводят на синтезатор речи или тактильный (брайлевский) дисплей. Наиболее широкое распространение получила программа экранного доступа Jaws for Windows (англ. аббр. Job Access With Speech «доступ к действиям с помощью речи») и программа NVDA (Non Visual Desktop Access - "доступ к рабочему столу без визуального контроля").

Сегодня значительно пополнился и выбор синтезаторов речи с мужскими и женскими голосами.

Работа с компьютером на слух, совсем не то же самое, что работа при помощи монитора и мыши. Интуитивно понятный интерфейс, наглядные и естественные способы взаимодействия пользователя с компьютером, это атрибуты современных операционных систем. Однако, всё это относится только к визуальной работе с системой. Когда речь идёт о незрячем пользователе, говорить об интуитивно понятном интерфейсе не приходится. Незрячему человеку для работы на компьютере, требуется, помимо общих представлений о принципе работы, знать определённое количество приёмов работы с интерфейсом при помощи клавиатуры. То есть, для того, чтобы незрячий человек мог пользоваться компьютером, ему нужно заранее обладать некоторым набором знаний и навыков. В отличие от видящего экран человека, незрячий не может подойти к компьютеру и ткнуть мышью в нужный значок или надпись. Ему нужно получить представление о меню, которых он не видит, о диалоговых окнах и элементах управления в этих окнах. Для незрячего, эти элементы, не просто штучки с подписями, среди которых нужно ткнуть мышью подходящую надпись или картинку, а кнопки, флажки, радиокнопки, комбинированные списки, редакторы и так далее. Нужно уметь перемещаться по этим элементам, выбрать нужный элемент и установить в нём нужное значение, либо, привести его в действие. Это легко и просто стает для опытных старшеклассников, но, достаточно долгий процесс запоминания и привыкания для начинающих и младших школьников.

Незрячий ученик работает и управляет компьютером исключительно с клавиатуры. Поэтому в начальной школе знакомство с компьютером начинается исключительно с клавиатуры. Незрячему ребенку нет смысла рассказывать про интерфейс и меню компьютера. С этим он успешно познакомится в процессе выполнения действий. Учебный план начальной школы можно определить двумя разделами:

Во-первых, знание клавиатуры. Не зная клавиатуры пользоваться компьютером нельзя. Во-вторых, работа с файлами и папками. Всю информацию мы храним в файлах, поэтому, грамотная работа со структурой файлов и папок необходима для сохранения и удобного поиска информации на компьютере.

В этом случае, лучше начать с общей информации о том, какие задачи позволяет решать компьютер, познакомиться с устройствами, из которых состоит компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки, без которых незрячему не обойтись. Затем приступить к изучению клавиатуры. Здесь придётся разделить этот процесс на два этапа:

  • Изучив блоки клавиатуры и клавиши, которые понадобятся для запуска программы экранного доступа, учимся запускать из Главного меню программу Блокнот, а затем приступаем к изучению русской раскладки клавиатуры, осваивая десятипальцевый метод работы и привыкая к голосу синтезатора.

  • Набирая слова, а затем предложения, осваиваем навигацию по тексту, запоминая при этом клавиши управления и редактирования. Нарабатывается навык использования сочетания клавиш. Созданные данные, т.е. набранный текст пока не сохраняем на компьютер, знакомясь при этом с простым диалоговым окном, выбираем нажимая экранную кнопку «Нет» в простом диалоговом окне. Для закрепления полученных знаний есть несколько обучающих игр: «Буквоед», логическая игра «Один из пяти», говорящий тренажер по набору словосочетаний. Следует отметить, что говорящих игр для начальной школы очень мало.

Зная русскую раскладку, уже можно делать немало вещей. Работать с файлами, папками, ярлыками, создавать их, давать имена. Учимся сохранять информацию.

К концу начальной школы, ученики осваивают быстрый набор текста, работу с папками и файлами, с некоторыми диалоговыми окнами, редактирование текста и некоторое форматирование текста. Для выполнения многих действий незрячие используют клавиатурные команды, поэтому четвертый год изучения информатики начинаем с освоения английской раскладки, ведь все клавиатурные команды в меню компьютера и в учебниках даются в английской раскладке. Также осваивают работу с программой чтения текстовых книг голосом синтезатора, разработанную специально для незрячих. Следует привлечь ребенка первыми же успешными результатами обучения, стараться, чтобы он, как можно быстрее получил практическую пользу от уже имеющихся знаний. Смог набрать текст, послушать музыку, почитать книги. Такие успехи придадут ребенку уверенности в себе, простимулируют к дальнейшему изучению компьютера. Незрячим недоступна графика. Поэтому, занятия с графикой проводятся в ознакомительных целях. Освободившиеся часы используются для изучения программ для незрячих пользователей.

В средней школе ученики осваивают весь базовый курс по средней школе, исключая занятия с графикой. Это работа с интерфейсом. Обычные и диалоговые окна, меню и другие его элементы. Без уверенной работы с интерфейсом, говорить об уверенной работе на компьютере не приходится. Так же должна быть достигнута уверенная работа с современными носителями информации, оптическими дисками флэш картами, переносными жёсткими дисками. Осваивают работу с периферийными устройствами. Знакомятся с тифлотехникой: электронные лупы для слабовидящих, тифлоплееры, брайлевские дисплеи и др. Важным моментом для незрячего, считаю умение работать с принтером, сканером и программой оптического распознавания текста. Это позволяет незрячему ученику работать не только с электронными, но и с бумажными документами.

Ещё одна полезная и интересная для незрячих тема, это работа с мультимедиа. Общие представления о популярных аудио и видео форматах, умение работать с популярными программами-проигрывателями. Всё-таки, компьютер сегодня это ещё и музыкальный центр, и домашний кинотеатр. Как дополнительные занятия, вызывает большой интерес работа со звуковыми редакторами.

Главное – ученик должен уметь использовать знания компьютерных технологий в изучении других предметов. Знать, как поможет компьютер в дальнейшем обучении в высшей школе, например, дистанционное обучение. Должен знать, как можно применять знания в своей жизни. Например, освоив компьютер и смартфон с программой экранного доступа, незрячий может успешно пользоваться GPS-навигацией. Используя карты местности, выложенные в Интернете, незрячий может самостоятельно составить маршрут и добраться до нужного места без посторонней помощи.



ПРИМЕРЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ


  1. Десятипальцевый метод работы на клавиатуре. Русская раскладка клавиатуры:

  • Учимся нажимать клавиши уверенно, кратко, не передерживая;

  • Набираем слова (начиная с коротких, затем более длинные слова);

  • Даем возможность ребенку самому придумывать слова;

  • Набираем предложения, соблюдая правила русского языка.
    Приложение 1.


  1. При изучении английской раскладки, используем метод транслитерации, т.е. набор русского текста английскими буквами, что позволяет успешно освоить английскую раскладку быстрее, чем русскую.

Приложение 2.

  1. Для отработки навыков работы на клавиатуре, самостоятельной работы, домашней работы, дети используют мои звуковые занятия

https://yadi.sk/d/oNFDJqwBb168iw




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, грамотное использование компьютерных тифлотехнологий в существенной мере компенсирует недостаток или отсутствие зрения в сфере общественного информационного обмена и, в результате, создает основу для качественного решения задач образования инвалидов по зрению и их профессиональной реабилитации. распространение и значительное удешевление компьютерной техники делает использование компьютерных тифлотехнологий еще более актуальным.






Приложение 1.Русская раскладка клавиатуры

А-О

ао оа

В-Л

Вол, лов, вал, лава, Вова

Ы-Д

да, до, дол, дал, ода, оды, вы, выл, лавы, лады, выдал

Ф-Ж

Фол, жал, ложа, лафа, жало, вожжа, выждал, фыва, олдж

П- Р

Папа, ор, пол, род, лапа, жар, вор, ров, жара, пропажа, прорыв, фывап, ролдж

Э

Эра, рэп, пэр, аэро, фывап ролджэ






Арфа попала в пожар


Вдова продавала фарфор


Водопад прорвал ров


Папа ждал повара


Повар подавал плоды


Лыжа дважды падала в ров


Папа продал фары





К-Г

Как, кок, пока, Гога, гора, когда, гараж, выгода, кагор, Вологда

У-Ш

Увы, дул, ушу, лупа, гуру,

Шаг, шар, лапша, пышка, шуршал, шоколад, фарш

Ц-Щ

Ыц-дщ, цыпа, плац, клацал,

Гуща, роща, вращал, овощ, укрощал, щука

Й-З

Ай, ой, эй, лай, дай, дуй,

За, зол, зал, лаз, узы,,гроза, злой, заказ, зайка, зразы, вокзал, водолазы

Е-Н

Он, на, не, ну, ел, Ева, она, одел, жена, фен, нежно, ген, НЭП, кенгуру, нежный, легко, ценный

Х

Хаха, ох, ух, эх,хор, хек, ухо, эхо, хорошо, цех, рыхлый, ворох, хоровод, выхожу, Хохловка

Ъ

Въезд, подъезд, разъезд




Журнал лежал на полке


Карандаш упал на пол


Жук выполз на дорогу


Шарф лежал около окна


Карл у Клары украл кораллы


Кукушка кукушонку покупала кашку


Эшелон ехал на Запад


Хорошей погоде рады цыгане





М-И

Кама, мак, мех, мама, море, кума, Фома, Маша, мороз, мэр

Мир, Рим, пика, кипа, мимо, миф, игра, цунами, мойка, защемил, великий, ловкий, мимоза

С

Оса, суп, сыр, мех, снег, фарс, суслик, заснул, соска, съезд

Ч

Чача, чело, чарка, рычал, чмокнул, чек, чукча, могучий, чужой, хохочу


Я

Яр, яд, дядя, няня, яма, вяз, ряса, лязг, лясы, хрящ, мумия

Т-Ь

То, от, та, те, ту, ты, так, тут, торт, застежка, рать, гать, что, чуть, жуть, штраф, кладь, лень, грязь, Хатынь, Эрмитаж

Б

Боб, лоб, бык, баобаб, бязь,, яблоко, букет, обожаемый, фабрикант, ущербный

Ю

Юг, юла, юрта, жюри, юмор, знаю, гюрза, умоляю, юный, любимый

. ,

Точка.

Шифт + точка = запятая




Без муки нет науки.


Во всём знай меру.


Нет худа без добра.


Чужое добро не в прок.


Долг платежом красен.


Всякому фрукту своё время.


Мы все рождены в СССР.


Возьми мясо и хрящи, навари в чугуне щи. Ты чугун прополощи и вари в чугуне щи. Кидай больше овощей, не могу я жить без щей.





Приложение 2. Английская раскладка клавиатуры

A ; ‘

a; a’ a: a”

S

L

Ass; assa; las; slal; alla;

D

K

Da; ad; sad; sdal; lada; kak; sak; klad; klad’; kaska; laska; skala;

F

J

Fas; safa; faks; lafa; al’fa; fasad;
jak; laja; jdal; saja; jajda;

G

H

Gaga; haha; gad; gadal; flag; aga; saga; gadalka;
hlad; Saha;



Q


W

www; Jaws;

E

Ded; eda; sel; keda; gel’;jele;leska; hek; fakel; sled; lejal;

R

Raf; arfa;rak; fara;jerd’; draje; freska; reka; grek; derjal; sreda;

T

Tata; tak; setka; data; takt;start; krest; jest; jest’;fetr; krah; ataka;

U

Ura; uj; juk; duh; luk; hrust; utka; fura; turka; luja; jut’; tufel’;

Y

Lay; day; duy; juy; reyka; leyka; ay;
ya; ryasa; dyadya; yahta; Yalta;

I

Kit; tik; kiy; ikra; jir; fil’tr; rijiy; idiliya; grifel’;sidya; jila;

O

Dol; kol; gol; sol’; defol; kot; roy; hor; traktor; doloto;
dorogoy; holostoy;

P

Papa; arap; pero;pir; prejde; gripp; uprugiy; per’ya; paprika;

[]

{}




V

Val; vol; rov; vera; volk; ves; vivat; vyatka; vrag; vrajda; voysko;horovod; urojay; v’yuga;

B

Bob; hobbi; brosok; bravo; blesk; fabrika;
yu byudjet; obojayu; buhgalter;

C

Cipa; cel’; porciya; caca;

X

Kex; fax;Xerox; ideya-fix;

Z

Za; luza; kazak; riza; freza; zol; zapis’; zagrustil; zazubril; vozduh;

N

Na; no; nu; ne; ni; penal; venok; fonoteka; bonus; sanovnik; zaznoba; natyanut’; nejniy; grustniy; neryaha;

M

Mama; monolog; mak; moda; mir; morojenoe; meridian; mamont; zamujem; homeleon; promah; Monomah; mayatnik;

, .


/

?




Ch – ч

Chacha, chuchelo, hohochu, schast’e,

SH – ш

Shag, shashka, shishka, sharf, shurshal, shoroh, moshkora, nosha, grusha,

SCH – щ

Scheka, kaschey, moschniy, izyaschniy,

Ya –я

Nyanya, dyadya,

Yu

V’yuga, chuyu, sh’yu, ugoschyu,

Yo-ё

Chyo, ch’yo, sh’yom, sguschyonka,





1.

Шесть мышат в камышах шуршат

2.

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертёж.

3.

Жу-жу, жалила, жужжала.

4.

Возьми мясо и хрящи, навари в чугуне щи. Ты чугун прополощи и вари в чугуне щи. Кидай больше овощей, не могу я жить без щей.








16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!