СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ЦОР и ЭОР в обучении информатике»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов информационно-технологического цикла, т.к. именно они помогают понять информационную и целостную картину мира.

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЦОРы и ЭОРы применяю по – разному.

Просмотр содержимого документа
««Использование ЦОР и ЭОР в обучении информатике»»

Шелкунова Лариса Вячеславовна,

заместитель директора по ВР,

учитель информатики

ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат»



«Использование ЦОР и ЭОР в обучении информатике»

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов информационно-технологического цикла, т.к. именно они помогают понять информационную и целостную картину мира.

В условиях комплексной информатизации образования важно не только техническое оснащение средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и наличие полноценных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Электронные образовательные ресурсы – электронные образовательные ресурсы – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения электронных изданий, размещенных на машиночитаемых носителях или в сети.

Цифровыми образовательными ресурсами называют информационные ресурсы, используемые в образовательных целях. Под цифровыми образовательными ресурсами понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе. В свою очередь существующие информационные образовательные продукты можно разделить на ресурсы, размещенные в сети Интернет, а также создаваемые электронные учебные издания.

ЦОР и ЭОР







Ресурсы, размещены в Интернете

Ресурсы, размещенные на оптических носителях (ЭУИ)





Комбинированные продукты

Сеть/диск







Программно-педагогические средства (ППС) образуют различные типы предметных электронных учебных изданий. К настоящему времени сформировалась их некоторая система.

Типы электронных мультимедийных изданий:

  1. электронные учебники;

  2. электронные энциклопедии;

  3. электронные справочники;

  4. электронные каталоги: рисунков, фото, иллюстраций, моделей, видеоматериалов, таблиц, схем, тематических презентаций и т.д.;

  5. электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий…)

  6. обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях:

  • сценарии;

  • моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)

  1. электронные тренажеры;

  2. электронные тесты.

Благодаря представлению учебной информации в цифровом виде осуществляется комплексное воздействие на учащегося, повышается интерес учащегося к обучению, расширяется его круг знаний, повышается качество обучения, также облегчается осуществление обратной связи между преподавателем и учащимся. Есть учащиеся, которым кажется, что учитель их недооценивает, и работа на компьютере избавляет их от этого комплекса. Ведь машину не обманешь, она поставит такую отметку, которую ученик заслуживает.

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЦОРы и ЭОРы применяю по – разному.

Применяю на уроках ЦОРы и ЭОРы в разных формах. Самая простая - сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте. Сложная, но единственно возможная, как я считаю (если мы хотим добиться изменений в качестве образования) форма применения ЦОРов - использование их в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЦОРов и ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез. Рассмотрим применение ЦОР на различных этапах урока:

ЦОР и ЭОР на этапе актуализации знаний.

Эффективно использовать

1. Электронные тесты

2. ЦОР, в том числе собственных разработок.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – это не просто набор цифровых ресурсов. Коллекция включает в себя учебники, различный иллюстративный материал, мультимедийные комплексы, тематические коллекции, инструменты (программные средства), а  также содержит методические рекомендации по использованию ЦОР в педагогической практике, предоставляет доступ к необходимым для работы программным средствам.  На своих уроках использую единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов Семакина И., Залоговой Л.

ЦОР на этапе объяснения нового материала.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения кадет в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает их от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

  • Электронные учебники;

  • Мультимедийные презентации (единая коллекция ЦОР)

  • Учебные видеофильмы. Например, платформа РЭШ. Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЦОРы и ЭОРы. Например, закрепление любой темы можно использовать готовые тесты и упражнения или самостоятельно созданные на LearningApps.org . LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей. Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Интерактивные задачники единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Контроль и оценка знаний, умений и навыков.

1. Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения. Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы. Наприер:

- платформа Online Test Pad.  Многофункциональный онлайн конструктор тестов покрывает все задачи проведения тестирования. Конструктор опросов;

- интерактивная рабочая тетрадь Skysmart — это самый простой способ для учителя отправить ученикам задание на уроке или домашнее задание и получить результаты моментально после выполнения Доступна статистика по всему классу и по каждому ученику: правильные ответы и ошибки, трудные темы, средний балл ученика и другие. Онлайн-тренажеры Skysmart генерируют уникальные тестовые варианты контрольных заданий буквально за пару кликов. При этом ученики могут проходить их несколько раз и тренироваться самостоятельно. 

2. Проектная деятельность

Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

3. Программы тренажёры (LearningApps.org)

Использование ЦОР в учебном процессе - это попытка предложить один из путей, позволяющих автоматизировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интересучащихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Нельзя рассматривать ЦОР и ЭОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У учеников появилась возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс с применением ЦОР изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, скорей всего происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЦОРов и ЭОРов.

ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы.

Таким образом, активное использования ЦОР и ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.

Вывод один – нужно не стоять на месте, совершенствовать свои приемы и методы и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.





3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!