Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя школа»
Пенжинского муниципального района Камчатского края
Урок «Сердце матери» в 8 классе
по произведению К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Разработала урок:
Эльзессер Жульетта Константиновна,
учитель русского языка и литературы
С. Каменское - 2016
Класс: 8
УМК: программа общеобразовательных учреждений «Литература . 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, входящей в УМК по литературе вместе с учебником - хрестоматией «Литература. 8 класс. В двух частях.» под ред. Г.И.Беленького, 2013
Тема: Испытание истинной человечностью
Урок по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»
Тип урока: Урок – размышление-открытие, с использованием
стратегий развития критического мышления.
Стратегия : « Т – схемы», «Синквейн»,
«Перекрестная дискуссия».
Формы работы: парная, групповая, коллективная, индивидуальная
Цели урока:
1. Образовательные: обучение анализу произведений на нравственно-этические темы через характеристику литературных героев;
2. Развивающие: развитие навыков работы со стратегиями критического мышления, стимулирующими речевую деятельность учащихся;
3. Воспитательные: воспитание умения слушать собеседника, воспитание доброты, чуткости, отзывчивости и милосердия в подрастающем поколении, бережного отношения к матери.
Оборудование: репродукции с изображением мадонны с ребенком, песня Д. Маликова «Мама», презентация, ноутбук, интерактивный проектор.
Ход урока: I. Организационный момент.
II. Мотивация деятельности.
1. Скажите, ребята, кто самый дорогой и близкий для вас человек? Правильно-мама. Прочитаем эпиграф на слайде 2
Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.
Все мы в долгу перед нашими матерями.
Чингиз Айтматов.
Давайте выпишем ключевые слова с эпиграфа.
Любовь матери есть что?
Чувство
Какое?
Высокое и благородное
Обязывает кого?
Нас
К чему?
Жить по совести.
Любовь матери какая? Самозабвенная и бескорыстная.
Вывод: все мы в долгу перед нашими матерями.
1. Вступительное слово учителя
- Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.
А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.
Дети – самое дорогое для матери. Счастье матери – в счастье ее детей. Нет ничего святее и бескорыстнее ее любви. Мать-первый учитель и друг, причем самый близкий. Она всегда поймет, утешит, поможет, а в трудную минуту, защитит, оградит от беды. Недаром многие художники изображали мать на своих полотнах как Мадонну с младенцем.
Посмотрите на доску и увидите репродукции с изображением матери с младенцем. Как она красива в материнской любви к своему дитя.
И сегодня на уроке мы будем размышлять над тем, чем для нас является мама, как к ней нужно относиться, как не обидеть ее, анализируя поступки героев рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма».
III. Беседа по рассказу «Телеграмма».
Мы прочитали рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Понравился вам рассказ? Приступим к анализу данного текста.
(Телеграммы посылают в исключительных обстоятельствах, когда сообщение нужно передать немедленно. В рассказе речь идет о 2-х телеграммах, и обе отправил Тихон, который любит и жалеет Катерину Петровну, пытается ее поддержать в одиночестве, старости. Обе телеграммы не выполняют до конца своего назначения: Катерина Петровна догадывается, что вторая телеграмма послана Тихоном (Спасибо за ласковое слово). Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения. «Телеграмма»-предостережение, предупреждение: не забывайте о своих близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а может оказаться поздно. (слайд 3-4 с телеграммами от Тихона)
Автор переносит читателя из с. Заборья в Ленинград, от судьбы одинокой женщины к процветающей деловой дочери, которая забыла свою мать. Все это заставляет нас задуматься над своей жизнью, поступками, пробудить свою совесть. А всегда ли мы помним о своей матери?
Она посылала перевод раз в 2-3 месяца и писала все одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.
- Найдите в тексте письмо Катерины Петровны, прочитаем его(стр.
- Что произошло с Катериной Петровной, и она решила написать письмо Насте? (Случай в саду, зачитать отрывок).
(Глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором).
Потом укор во взгляде Н. Гоголя: «Эх, ты!»
Села в сквере и горько заплакала, поняв, что ее любила только мать, что за последний год первый раз произнесла это детское милое слово – мама.)
Подумайте, какую роль в рассказе играют Манюшка, Тихон? (Все они занимают в жизни Катерины Петровны то место, которое должна занимать ее дочь Настя).
Зачем автор вводит эпизод с молодой учительницей на кладбище?
Учительница вспомнила свою старую мать. У них у всех доброе, любящее сердце, открытое людям.
В чем трагизм Катерины Петровны? (Она одинока, умирает, так и не увидев свою ненаглядную дочь). Составляем кластер по теме Катерина Петровна, работа в парах.
В чем трагизм Насти?
/заполняем Т-схему, отвечая на этот вопрос/
1-ая группа дает положительную характеристику Насти
2-ая группа дает отрицательную характеристику Насти
Настя положительные качества | Настя отрицательные качества |
Настя помогает молодому неизвестному скульптору Тимофееву в открытии выставки, т. е. она способна делать добро. Посылает деньги матери. | Матери, единственному близкому человеку не может подарить дочернюю любовь. Раз пишет, значит жива. Прячет телеграмму. Прозрение наступает, она хочет увидеться с матерью и попросить прощения. |
| |
| |
А теперь проведем перекрестную дискуссию
Дискуссия начинаем с правил ее ведения.
Правила дискуссии
1. Не следует перебивать говорящего.
Нужно выслушать всех до конца не говорить одновременно с другими
2. Необходимо уважать различные мнения, любые имеют ценность
3. На уроке во время дискуссии нужно быть внимательны и активным
Начинаем перекрестную дискуссию по принципу:
- аргумент одной команды
- контраргумент другой.
Составление синквейна
Синквейн | Синквейн |
Настя Милая, заботливая. Переживает, устраивает, доказывает. Забота о человеке становится прекрасной реальностью. Забота | Настя Честолюбивая, двуличная, эгоистичная Забывает, зазнается, любит комфорт. Забыла о матери ради карьеры 5. Плохая дочь |
Потерянный ли человек Настя или есть шанс?
Очень просто сказал о любви поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Почему же Настя потеряла эту опору?
Почему сбегает тайно с деревни, чтоб ее никто не увидел?
то…
Какой самый важный вывод для себя мы должны сделать после прочтения рассказа К. Паустовского «Телеграмма»?
2.Сейчас каждый ребенок возьмет нарисованное сердечко и напишет письмо матери, самому близкому и любимому человеку. (Звучит песня Дмитрия Маликова «Мама»).
3. Чтение писем без объявления авторства.
V. Подведение итогов урока. Оценивание ответов на уроке. Всем ученикам вручаются стикеры в форме сердечка.
Ребята, вам всем дается маленькое сердечко, оно горит материнской любовью, пронесите свою любовь к маме так же высоко, как преданно и горячо любят вас ваши мамы. Помните о них и никогда не забывайте, берегите мам!
Чтение стихотворения учителем (Приложение)
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, нам собраться хоть бы раз».
Заболела мать.
Из Одессы, Таллинна, Игарки
Дети собрались. Но только жалко:
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мелкую серебряную прядь.
Почему же дали вы разлуке
Так надолго между вами встать?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте: пока у вас есть мамы,
Приезжайте к ним без телеграмм!
В. Захарченко.
IV. Рефлексия.
1.Этот рассказ учит нас…
2.Я понял(а), что…
3.Основная мысль рассказа…
4. Теперь я знаю, что…
Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру на тему по выбору:
«Поступок, за который я себя осуждаю».
Почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»?
Творческая работа: сочинение-миниатюра или стихотворение маме.
Настя положительные качества | Синквейн |
| |
Настя отрицательные качества | Синквейн |
| |