СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование роли деепричастий в текстах разных стилей

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум. Работа в группах.

Просмотр содержимого документа
«Исследование роли деепричастий в текстах разных стилей»

Тема: Исследование роли деепричастий и деепричастных оборотов в текстах разных стилей

Тип урока. Урок - практикум

Цели:

Метапредметные:

М/к: строить связное монологическое высказывание, высказывать и обосновывать своё мнение, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

М/п: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение.

Пр. (коммуникативная компетенция): соблюдать нормы употребления деепричастий в речи (при одном действующем лице с глаголом сказуемым), наблюдать за ролью деепричастий в текстах разных стилей, создавать вторичный текст с использованием деепричастий.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Слайд 1)


II. Мотивация к деятельности

Я хочу начать наш урок с притчи. (Слайд 2)

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

 - Назови, что ты выбираешь из них.

 - Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).

- Вот вам сегодня надо протянуть руку, получить знания и применить их на практике. Желаю удачи!


самоопределение

III. Формулирование темы урока.


На доске записаны ключевые слова урока (слайд 3) исследование, роль, деепричастие, деепричастный оборот, текст, стили речи.

– Сформулируйте на их основе тему урока. Определите его цель.

(Слайд 4) Выявить, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в текстах разных стилей.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.


IV. Актуализация знаний


- Одними из ключевых слов урока являются слова «стили речи». Давайте вспомним всё, что мы знаем о них.

Бухарина Лера напомнит нам стили речи.( на доске нарисована схема) (Слайд 5)

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой —

Стиль это просто РАЗГОВОРНЫЙ,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу —

Знай, в них ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ —

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок —

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой —

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ.

А правила когда мы учим

Употребляем стиль НАУЧНЫЙ.


Блиц-опрос:

- Назовите задачи книжных стилей.

Научный - обобщение научных сведе-ний, научное объяснение фактов.

Официально-деловой - сообщение, информирование.

Публицистический – воздействие через средства массовой коммуникации.

Художественный – изображение и воздействие на читателя.


- Перечислите стилевые черты научного стиля (использование терминов и профессиональных слов; строгая логичность, объективность, смысловая точность; отвлечённость и обобщённость).

Официально-делового – официально- деловая лексика, штампы, точность, не допускающая иного толкования)

Публицистического – общественно-политическая лексика; логичность, образность, эмоциональность, оценоч-ность, призывность).

Художественного – использование всех богатств лексики, образность, эмоциональность, использование возможностей разных стилей.

- Итак, всё, что мы вспомнили о стилях можно представить в такой таблице.(Слайд 6)

- Назовите типы речи и ключевые слова, отличающие один тип речи от другого. (Повествование – сообщение, описание - изображение, рассуждение – изложение, разъяснение).(Слайд 7)


Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.




Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.


Перед нами сегодня стоит непростая задача – исследовать роль деепричастий в текстах разных стилей.

Индивидуальные работы.

Я хочу предоставить слово Смолокурой Алёне, Стекачёвой Даше, Лобачёву Никите, которые самостоятельно исследовали тексты. К каким выводам они пришли мы сейчас услышим. Слушайте внимательно и приготовьтесь к анализу их ответов

(Анализ работ, выставление оценок)

А сейчас мы познакомимся с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». Откройте учебники на странице 188 –й. (Слайд 8)

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Лодоре -развитие умений извлекать новую информацию о деепричастиях в процессе изучающего чтения художественного текста, находить в нём главную мысль.

(Слайд 9) Вы исследователи-лингвисты.

Вам предстоит исследовать текст. Исследование будет состоять из 4 этапов. На каждом этапе нужно выполнить следующие действия:

1 этап (теоретический). Определить стиль текста, вспомнив признаки данного стиля.

2 этап (гипотетический). Выдвинуть гипотезу о роли деепричастий в выбранном вами стиле речи.

3 этап (экспериментально- аналитичес-кий). Проверить гипотезу.

4 этап (продуктивный). Написать текст данного стиля речи на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик - радостный родник». «Родник – нача-ло и исток, воды живительный глоток».


- Я могу ошибаться, ты можешь ошибаться, но вместе в самостоя-тельном поиске найдём верное решение.


- К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите.

(Во-первых, по жанру, во-вторых, основная задача этого стиля – изобразить, воздействовать на читателя, поэт нарисовал словесную картину Лодорского водопада, стихотворение эмоционально, образно, перед нами водопад предстаёт как живое существо.)

- В чем особенность стихотворения?

(Состоит из 48 одиночных деепричас-тий и одного деепричастного оборота. Необычно построено, напоминает по форме водопад, текст состоит из одного предложения)

- Давайте выдвинем гипотезу о роли деепричастий в этом стихотворении?

- Делают речь выразительной, ёмкой, передают различные смысловые оттенки.

- Приступим к проверке нашей гипотезы.

- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?

- Что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Разделить деепричастия на тематические группы.

- Какие тематические группы можно выделить? Ваши предположения?

1.По звуку

2. По движению.

3. По зрительным впечатлениям.

4.По аналогии с человеческими качествами.

(Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)


- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия (работа по группам) и сделайте выводы:

1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

2 группа – зрительным впечатлениям (пенясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, блистая, мелькая, меняясь);

3 группа - движению (струясь, крутясь, сливаясь, свиваясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, вертясь, взметаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

4 группа – аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя, бросаясь, вырастая, стремясь, воркуя, убегая).

2 человека из 4 группы выделяют, какие именно человеческие качества присуще этому водопаду, распределите по группам.

1 - игривый, дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая);

2 – бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша)

3 – спокойный (ворча, воркуя, встречаясь)

4 – нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя)

1 группа – Рассмотрев деепричастия по слуховым впечатлениям, мы пришли к выводу, что автор использует звукопись, такие приёмы, как аллитерация и ассонанс. Сочетание свистящих, шипящих, сонорных, подкреплённое ассонансом дают возможность передать различные звукоподражательные эффекты: шум, грохот, спокойное движение воды.

2 группа – Выделив деепричастия по зрительному эффекту, мы пришли к выводу, что они помогают нам зрительно представить изменчивость водопадного потока: то бурного (пенясь), то спокойного (мелькая), то красующегося (блистая), постоянно меняющегося (меняясь).

3 группа – Рассмотрев деепричастия, которые передают движение, мы пришли к выводу, что эти деепричастия конкретизируют глагол падают, разнообразят речь, делают более ёмкой и выразительной.

4 группа – Мы рассмотрели группу деепричастий по аналогии с качествами человека, и пришли к выводу, что используя олицетворение автор хотел показать водопад как живой организм, у которого есть свой изменчивый характер: то он бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша), то игривый и дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая); то спокойный (ворча, воркуя, встречаясь); то нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя) и красующийся собой (блистая, ликуя).


- Проведя исследовательскую работу, подтвердили ли мы свою гипотезу?

- Да, деепричастия разнообразят речь, делают её более ёмкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки. В художественном стиле деепричастия употребляется в прямом и переносном значении.

Обозначая добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное.

Может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ.

(Анализ работы в группах, выставление оценок)

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

2.Анализировать, обобщать, строить рассуждения.

3.Извлекать информацию из таблицы, работать по аналогии, представлять информацию в разных формах.



Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание с соблюдением норм культуры речи, находить и исправлять грамматические ошибки.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



Познавательные УУД

1. Владеть навыками изучающего чтения, приёмами продуктивного чтения.









Памятка оценивания устного ответа на лингвистическую тему

а) правильность положений;

б) логичность и последовательность изложения (следование плану);

в) полнота и содержательность ответа;

г) наличие примеров;

д) соответствие текста стилю и теме;

е) культура речи.




V. Развитие читательских умений и умений связной письменной речи.


Мы приступаем к 4 этапу нашей исследовательской задачи - (продук-тивному). Вам надо написать текст данного стиля речи, используя деепричастия и деепричастные обороты, на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик - радостный родник». «Родник – начало и исток, воды живительный глоток». Можно использовать деепричастия из стихотворения Саути. На работу вам отводится 5 минут.

- Кому трудно справиться с этой задачей, могут в готовый текст вставить подходящие по смыслу деепричастия. Тексты у вас на столах.

Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?


- Какое правило мы должны помнить, вводя в сочинение деепричастия, при написании работ? (Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричасти-ем, относятся к разным лицам: "Возвращаясь Домой, меня застиг дождь".

Мой вариант:

Когда-то в Коренной Пустыне только зарождалась монастырская жизнь. А первым жителем этой священной земли стал родник. Пробив толщу земли, вырвавшись на свободу, падал его поток с крутого склона, напоминая маленький водопад. Струясь, резвясь, скользя по корням деревьев и камням, спешил напоить он своей живительной влагой землю, вперед убегая в свободолюбивом задоре.

Ожила земля в Коренной, зазвенели родники в разных концах её, добрым людям объятья земли раскрывая.

Анализ сочинений, выставление оценок

Познавательные УУД

1. Владеть навыками изучающего чтения, приёмами продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле в виде рассуждения.

2. Высказывать и обосновывать своё мнение.

3. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

4. Осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения.


Личностные результаты:

Развивать эмоциональ-ную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.


VI. Рефлексия.

-Какой вывод можно сделать о роли деепричастий в тексте?

Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.

Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразитель-ность – эти свойства деепричастий широко используют  поэты и  писате-ли в своих произведениях.

Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинён-ными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использова-ние помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

-Что узнали нового для себя?


- Где могут пригодиться эти знания?



Регулятивные УУД

Оценивать собственную деятельность, корректировать ее.



ТОУУ

VII. Домашнее задание.


Анализ текстов 1,2 на с. 187-188 с письменным обоснованием





Приложение


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся.

1. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые хорошо формулировали выводы, давали пояснения положениям теории.


2. Развитие учебно-языковых умений.

* Отметить учеников, которые удачно формулировали выводы по таблице, а также тех, кто был успешен в решении языковых задач повышенной сложности.

3. Работа с учебно-научным текстом.


* Отметить учеников, которые продемонстрировали высокий уровень владения умениями читательской деятельности (составляли вопросный план, оперировали ключевыми словами, показали глубину понимания учебно-научных текстов, выражали своё отношение к прочитанному).


Памятка оценивания устного ответа на лингвистическую тему

а) правильность положений;

б) логичность и последовательность изложения (следование плану);

в) полнота и содержательность ответа;

г) наличие примеров;

д) соответствие текста стилю и теме;

е) культура речи.


Тексты для индивидуального исследования


Чегемский водопад

В Чегемском ущелье с тридцатиметровой высоты низвергается водопад, разбиваясь на мириады брызг, искрящихся на солнце. Многих туристов привлекает величественная его красота.

С огромной высоты падает, пенясь, вода. Мельчайшие капли её поднимаются над грохочущим водопадом, переливаясь на солнце всеми цветами радуги и разлетаясь во все стороны. Стремительно несётся вниз, бурля и клокоча, эта лавина. Вид водяного потока, исчезая в пропасти, оставляет неизгладимое впечатление.

Зимой водопад в ущелье замирает, образуя множество ледяных фигур. Каждая из них, поражая своей причудливой формой, завораживает приехавших в ущелье.

Водопад Виктория

Шотландский исследователь Дэвид Ливингстон, побывав на водопаде, назвал его в честь королевы Виктории.

Водопад Виктория, являясь одной из главных достопримечательностей Южной Африки, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО.

Он расположен примерно в середине течения реки Замбези. Водопад образовался в месте, где Замбези резко падает в узкую (примерно 120 метров шириной) расщелину, вырезанную водой в разломе земной коры. Огромная стена воды, падая с обрыва высотой 120 метров, с ревом врывается в узкий базальтовый каньон, поднимая столбы ледяной пыли. Многочисленные островки делят водопад, формируя потоки. С течением времени водопад отступал вверх по течению, прогрызая себе всё новые и новые расщелины.

Зигзагообразные расселины за водопадом позволяют увидеть, как смещались его струи. Недавно образовался новый канал, сигнализируя об очередном смещении. Через несколько тысяч лет водопад Виктория приобретёт совершенно иной облик.


Карточка для индивидуальной работы. Необходимый уровень.


Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения.

Перед нами картина И.К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?






























Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Лодоре


Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Лодоре


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!