IV. Актуализация знаний | - Одними из ключевых слов урока являются слова «стили речи». Давайте вспомним всё, что мы знаем о них. Бухарина Лера напомнит нам стили речи.( на доске нарисована схема) (Слайд 5) Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой — Стиль это просто РАЗГОВОРНЫЙ, А не какой-нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу — Знай, в них ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ стиль, Стиль очень интересный. Еще есть стиль ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ — Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок — Запомни также стиль и этот. А биографию открой — ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ. А правила когда мы учим Употребляем стиль НАУЧНЫЙ. Блиц-опрос: - Назовите задачи книжных стилей. Научный - обобщение научных сведе-ний, научное объяснение фактов. Официально-деловой - сообщение, информирование. Публицистический – воздействие через средства массовой коммуникации. Художественный – изображение и воздействие на читателя. - Перечислите стилевые черты научного стиля (использование терминов и профессиональных слов; строгая логичность, объективность, смысловая точность; отвлечённость и обобщённость). Официально-делового – официально- деловая лексика, штампы, точность, не допускающая иного толкования) Публицистического – общественно-политическая лексика; логичность, образность, эмоциональность, оценоч-ность, призывность). Художественного – использование всех богатств лексики, образность, эмоциональность, использование возможностей разных стилей. - Итак, всё, что мы вспомнили о стилях можно представить в такой таблице.(Слайд 6) - Назовите типы речи и ключевые слова, отличающие один тип речи от другого. (Повествование – сообщение, описание - изображение, рассуждение – изложение, разъяснение).(Слайд 7) | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
V. Развитие учебно-языковых и речевых умений. | Перед нами сегодня стоит непростая задача – исследовать роль деепричастий в текстах разных стилей. Индивидуальные работы. Я хочу предоставить слово Смолокурой Алёне, Стекачёвой Даше, Лобачёву Никите, которые самостоятельно исследовали тексты. К каким выводам они пришли мы сейчас услышим. Слушайте внимательно и приготовьтесь к анализу их ответов (Анализ работ, выставление оценок) А сейчас мы познакомимся с уникальным по своей форме и содержанию стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». Откройте учебники на странице 188 –й. (Слайд 8) Кипя, Шипя, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, круша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, Так падают бурные воды В сверкающем быстром Лодоре -развитие умений извлекать новую информацию о деепричастиях в процессе изучающего чтения художественного текста, находить в нём главную мысль. (Слайд 9) Вы исследователи-лингвисты. Вам предстоит исследовать текст. Исследование будет состоять из 4 этапов. На каждом этапе нужно выполнить следующие действия: 1 этап (теоретический). Определить стиль текста, вспомнив признаки данного стиля. 2 этап (гипотетический). Выдвинуть гипотезу о роли деепричастий в выбранном вами стиле речи. 3 этап (экспериментально- аналитичес-кий). Проверить гипотезу. 4 этап (продуктивный). Написать текст данного стиля речи на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик - радостный родник». «Родник – нача-ло и исток, воды живительный глоток». - Я могу ошибаться, ты можешь ошибаться, но вместе в самостоя-тельном поиске найдём верное решение. - К какому стилю можно отнести этот текст? Докажите. (Во-первых, по жанру, во-вторых, основная задача этого стиля – изобразить, воздействовать на читателя, поэт нарисовал словесную картину Лодорского водопада, стихотворение эмоционально, образно, перед нами водопад предстаёт как живое существо.) - В чем особенность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричас-тий и одного деепричастного оборота. Необычно построено, напоминает по форме водопад, текст состоит из одного предложения) - Давайте выдвинем гипотезу о роли деепричастий в этом стихотворении? - Делают речь выразительной, ёмкой, передают различные смысловые оттенки. - Приступим к проверке нашей гипотезы. - Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? - Что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? - Разделить деепричастия на тематические группы. - Какие тематические группы можно выделить? Ваши предположения? 1.По звуку 2. По движению. 3. По зрительным впечатлениям. 4.По аналогии с человеческими качествами. (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.) - Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия (работа по группам) и сделайте выводы: 1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя); 2 группа – зрительным впечатлениям (пенясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, блистая, мелькая, меняясь); 3 группа - движению (струясь, крутясь, сливаясь, свиваясь, вздымаясь, вздуваясь, взвиваясь, вертясь, взметаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь); 4 группа – аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя, бросаясь, вырастая, стремясь, воркуя, убегая). 2 человека из 4 группы выделяют, какие именно человеческие качества присуще этому водопаду, распределите по группам. 1 - игривый, дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая); 2 – бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша) 3 – спокойный (ворча, воркуя, встречаясь) 4 – нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя) 1 группа – Рассмотрев деепричастия по слуховым впечатлениям, мы пришли к выводу, что автор использует звукопись, такие приёмы, как аллитерация и ассонанс. Сочетание свистящих, шипящих, сонорных, подкреплённое ассонансом дают возможность передать различные звукоподражательные эффекты: шум, грохот, спокойное движение воды. 2 группа – Выделив деепричастия по зрительному эффекту, мы пришли к выводу, что они помогают нам зрительно представить изменчивость водопадного потока: то бурного (пенясь), то спокойного (мелькая), то красующегося (блистая), постоянно меняющегося (меняясь). 3 группа – Рассмотрев деепричастия, которые передают движение, мы пришли к выводу, что эти деепричастия конкретизируют глагол падают, разнообразят речь, делают более ёмкой и выразительной. 4 группа – Мы рассмотрели группу деепричастий по аналогии с качествами человека, и пришли к выводу, что используя олицетворение автор хотел показать водопад как живой организм, у которого есть свой изменчивый характер: то он бунтующий (бунтуя, бросаясь, вырастая, стремясь, спеша), то игривый и дружелюбный (сливаясь, встречаясь, играя, резвясь, волнуясь, смеясь, болтая); то спокойный (ворча, воркуя, встречаясь); то нежный (обнимаясь, ласкаясь, воркуя) и красующийся собой (блистая, ликуя). - Проведя исследовательскую работу, подтвердили ли мы свою гипотезу? - Да, деепричастия разнообразят речь, делают её более ёмкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки. В художественном стиле деепричастия употребляется в прямом и переносном значении. Обозначая добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное. Может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ. (Анализ работы в группах, выставление оценок) | Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. 2.Анализировать, обобщать, строить рассуждения. 3.Извлекать информацию из таблицы, работать по аналогии, представлять информацию в разных формах. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание с соблюдением норм культуры речи, находить и исправлять грамматические ошибки. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. Владеть навыками изучающего чтения, приёмами продуктивного чтения. Памятка оценивания устного ответа на лингвистическую тему а) правильность положений; б) логичность и последовательность изложения (следование плану); в) полнота и содержательность ответа; г) наличие примеров; д) соответствие текста стилю и теме; е) культура речи. |
V. Развитие читательских умений и умений связной письменной речи. | Мы приступаем к 4 этапу нашей исследовательской задачи - (продук-тивному). Вам надо написать текст данного стиля речи, используя деепричастия и деепричастные обороты, на тему «Из-под земли на свет возник фонтанчик - радостный родник». «Родник – начало и исток, воды живительный глоток». Можно использовать деепричастия из стихотворения Саути. На работу вам отводится 5 минут. - Кому трудно справиться с этой задачей, могут в готовый текст вставить подходящие по смыслу деепричастия. Тексты у вас на столах. Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения. Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека? - Какое правило мы должны помнить, вводя в сочинение деепричастия, при написании работ? (Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричасти-ем, относятся к разным лицам: "Возвращаясь Домой, меня застиг дождь". Мой вариант: Когда-то в Коренной Пустыне только зарождалась монастырская жизнь. А первым жителем этой священной земли стал родник. Пробив толщу земли, вырвавшись на свободу, падал его поток с крутого склона, напоминая маленький водопад. Струясь, резвясь, скользя по корням деревьев и камням, спешил напоить он своей живительной влагой землю, вперед убегая в свободолюбивом задоре. Ожила земля в Коренной, зазвенели родники в разных концах её, добрым людям объятья земли раскрывая. Анализ сочинений, выставление оценок | Познавательные УУД 1. Владеть навыками изучающего чтения, приёмами продуктивного чтения. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле в виде рассуждения. 2. Высказывать и обосновывать своё мнение. 3. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением. 4. Осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения. Личностные результаты: Развивать эмоциональ-ную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. |