СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа « Компьютер и здоровье школьника»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по теме "Компьютер и здоровье школьника" Выполнила учени

Цель работы -исследовать влияние компьютера на физическое и психологическое самочувствие школьника, выяснить отношение одноклассников  к компьютеру.

 

Задачи

  • изучение прямого влияния компьютера на физическое здоровье школьника,
  • влияние компьютера на психическое состояние ребенка, в частности на

возникновение так называемой компьютерной зависимости (игромании,  

Интернет-зависимости и т.п.).

  • разработка комплекса упражнений комплексы упражнений для снятия

усталости с глаз, с пальцев рук, плечевого пояса и рук, для улучшения мозгового кровообращения.

ца 5 класса Бабаева Валентина под руководством Избаеваой Ю.Р.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа « Компьютер и здоровье школьника»»

МОУ «СОШ» п. Новопокровка












Исследовательская работа

« Компьютер и здоровье школьника»

















Выполнил:

Ученица 5 класса

Бабаева Валентина

Учитель:

Изюаева Ю.Р.




Введение

Я, как и многие дети, люблю проводить своё свободное время за экраном компьютера. Но часто я слышу от родителей: «Всё, хватит играть, компьютер портит зрение!» Поэтому я решил узнать, вреден ли компьютер на самом деле или это выдумки взрослых. Я думаю, что моё исследование будет очень важно. Ведь я расскажу ученикам моего класса всю правду о вреде и пользе компьютера, и каждый сам для себя решит, как часто он может проводить время у компьютера.

Цель работы -исследовать влияние компьютера на физическое и психологическое самочувствие школьника, выяснить отношение одноклассников к компьютеру.


Задачи

  • изучение прямого влияния компьютера на физическое здоровье школьника,

  • влияние компьютера на психическое состояние ребенка, в частности на

возникновение так называемой компьютерной зависимости (игромании,

Интернет-зависимости и т.п.).

  • разработка комплекса упражнений комплексы упражнений для снятия

усталости с глаз, с пальцев рук, плечевого пояса и рук, для улучшения мозгового кровообращения.

Методы исследования:

  • Анализ научной литературы.

  • Анкетирование одноклассников.

  • Анкетирование родителей одоклассников.

  • Анализ полученных результатов

Объект исследования:

  • Компьютер

  • Здоровье человека










Что такое компьютер?

Компьютер - это программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами. (т.е. компьютер - это комплекс программно-управляемых (электронный устройств)



Немного истории

Кто создал компьютер?

Первый персональный компьютер (ПК) в 1976г выпустила фирма Apple; в СССР персональные компьютеры появились в 1985г.

Различают два основных класса компьютеров:1) цифровые компьютеры (компьютеры), обрабатывающие данные в виде числовых двоичных кодов; 2) аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины, которые являются аналогами вычисляемых величин.

По своему назначению компьютер – универсальное техническое устройство для работы с информацией. По принципам устройства компьютер – модель человека, работающего с информацией.

Самому первому компьютеру – более 2000 лет! Ученые собираются воссоздать техническое чудо древних, чтобы понять механизм его действии

Для того чтобы признать в груде деталей, найденных в 1901 году на затонувшем в начале I века до н. э. у греческих берегов древнеримском судне, прадедушку современного ноутбука, исследователям потребовалось более 100 лет.

И вот теперь окончательно доказано, что эта самая груда деталей есть ни что иное, как самый древний астрономический компьютер. Механизм, похожий на часовой состоит из 37 бронзовых шестерен разного размера, семь из которых не сохранились. Он позволял вычислять фазы Луны, дни солнечных затмений, а также положение по отношению к Зодиаку Солнца, Луны и пяти планет, известных в то время астрономам. Удивительная точность предсказаний обеспечивалась, по меньшей мере, на 15-20 лет. Механизм приписывают знаменитому древнеримскому математику, астроному и философу Посидонию, жившему в то время, которым датируется устройство. Находка немного проливает свет на до сих пор неразгаданную загадку этого ученого - он сумел сделать невозможные для его времени по точности расчеты расстояний от Земли до Луны и Солнца, а также другие астрономические вычисления. Фрагменты механизма обнаружили в 1901 году водолазы, исследовавшие останки древнеримского судна, затонувшего около греческого побережья. Ученые более ста лет работали над этими фрагментами, чтобы понять работу загадочного механизма. Первые более или менее точные предположения были сделаны в 1959 году, когда выяснилось, что устройство позволяло делать астрономические вычисления. Еще около 50 лет работы команды из астрономов, математиков, компьютерных экспертов, химиков из Великобритании, Греции и США ушло на окончательную реконструкцию. Исследователи планируют создать компьютерную модель работающего устройства и после этого сделать точную рабочую копию механизма. Устройства на электромагнитных реле типа арифмометра, пожалуй первый компьютер построили в Англии в 1949 г. на принципах Джона фон Неймана (попытки предпринимались с 1945г.) Естественно он работал на электронных лампах. Его создатель Моррис Уилкс. Правда американцы все же считают ( они всегда настаивают на своем приоритете) родоначальником компьютеров машину на реле "Марк-1" созданную в 1943 году Говардом Эйкеном.

Когда появился компьютер?

В далёком феврале 1946 года мир узнал о том, что в Соединенных Штатах запущен первый в мире электронный компьютер ENIAC, строительство которого обошлось почти в полмиллиона долларов.
Агрегат, оборудование для которого монтировалось в течение трех лет (с 1943 по 1945 годы), поражал воображение современников своими размерами. Electronic Numerical Integrator And Computer (ENIAC) – электронный цифровой интегратор и компьютер весил 28 тонн, потреблял 140 кВт энергии и охлаждался авиационными двигателями Chrysler.





















Компьютер - это универсальная машина. Но и от неё люди получают различные болезни.

  • Как избежать вредного воздействия компьютера на наше здоровье?

  • Что может зависеть от нас?

  • Достаточно ли мы владеем информацией для ответа на эти вопросы?



Проведению анкетирования предшествовало предварительное ознакомление с возможными вредными факторами, действующих на пользователя компьютера, а также с последствиями таких воздействий.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • электромагнитное излучение;

  • перегрузка суставов кистей;

  • повышенная нагрузка на зрение;

  • стресс при потере информации.


Сидячее положение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.


Электромагнитное излучение

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения (ЭМИ) на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных статей. Результаты исследований свидетельствуют о вредном влиянии ЭМИ всех диапазонов длин волн на организм человека.

Современные мониторы с кинескопами, а тем более жидкокристаллические мониторы, стали гораздо безопаснее для здоровья, чем мониторы десятилетней давности. Однако во всех случаях остается неэкранируемое низкочастотное ЭМИ от электродвигателей, трансформаторов и т.д., эффекты которого в настоящее время прогнозировать ученые не могут. Но они предостерегают, что в некоторых случаях это ЭМИ может приводить к таким изменениям состояния организма, при которых он становится более уязвимым для вредных факторов другой природы, например ксенобиотиков, вирусов и т.п.


Перегрузка суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

В докомпьютерную эру профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги, был карпальный туннельный синдром (КТС). К сожалению КТС поражает людей и других профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств – вот далеко не полный перечень профессий, предрасполагающих к развитию КТС

В наше время от КТС сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения руками.

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации своего рабочего места и режима работы, в частности каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.


Повышенная нагрузка на зрение

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.

Работа на компьютере технически сводится к введению или чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это огромная нагрузка на глаза – ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.


Компьютер и стресс

Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических факторов стресса: потеря информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров), неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, информационные перегрузки, спам (несанкционированные почтовые рассылки).

Компьютер – источник раздражения.

Работа за компьютером связана с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Наверное, нет такого человека, у которого никогда не зависал компьютер с потерей несохранённой информации, не было проблем с какими-либо программами. Таким образом, мы получаем психическую неуравновешенность.


Какую роль компьютер играет в жизни школьника?

  • Написание текстов и упражнений

  • Составление таблиц и диаграмм, построение графиков

  • Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора

  • Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашнего задания

  • Возможность эстетического оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов

  • Возможность оперативного поиска информации по определенной учебной теме

  • Возможность участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня

  • Помогает найти друзей, единомышленников в различных странах, городах и поселках

  • Развивает умение писать электронные письма



Ученикам 5 класса было предложено ответить на вопросы анкеты.


Анкета

  1. Есть ли у вас дома компьютер?

  2. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

  3. Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?

  4. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

  5. Играете ли вы в компьютерные игры?

  6. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

  7. Легко ли вы отрываетесь от игры?

  8. Есть ли у вас постоянное желание играть?

  9. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?




В ходе анкетирования было опрошено 11 пятиклассников.


Результаты


  1. Есть ли у вас дома компьютер?


  1. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?



  1. Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?



  1. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?


  1. Играете ли вы в компьютерные игры?



  1. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?



  1. Легко ли вы отрываетесь от игры?

  1. Есть ли у вас постоянное желание играть?


  1. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер


Родителям моих одноклассников тоже, было предложенно ответить на вопросы анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Считаете ли вы, что компьютер необходимо иметь в семье так же, как холодильник, телевизор и т.д.?

  2. Пользуется ли компьютером ваш ребенок?

  3. Много ли времени проводит ваш ребенок за компьютером ?

  4. Что вы знаете о влиянии компьютера на здоровье ребенка?





Результаты опроса родителей пятиклассников:


1.Считаете ли вы, что компьютер необходимо иметь в семье так же, как холодильник, телевизор и т.д.?



  1. Пользуется ли компьютером ваш ребенок?








3.Много ли времени проводит ваш ребенок за компьютером ?







4.Что вы знаете о влиянии компьютера на здоровье ребенка?








Выводы

Почти у всех моих одноклассников дома есть компьютер. Большинство ребят играют в компьютерные игры, как показывают результаты анкетирования ребята легко отвлекаются от компьютерной игры, не испытывают постоянного желания играть.Родители многих учеников контролируют работу их детей за компьютером, и знают о вреде компьютера на здоровье школьника.

Итак, компьютер – современное и весьма многофункциональное устройство для получения, хранения, обработки и передачи информации. Постепенное освоение компьютерных технологий позволит облегчить жизнь, повысить производительность труда, сделать приятным и содержательным отдых.

Я выяснила, что компьютер может быть как другом, так и врагом для человека. Чтобы компьютер не навредил нашему здоровью, его нужно правильно использовать, выполнять определённые требования по его эксплуатации. Всё хорошо в меру. У людей, чрезмерно увлекающихся видеоиграми, быстро развивается зависимость: им необходимы ежедневные компьютерные сеансы. Безобидное на первый взгляд занятие всё-таки таит в себе немало опасностей.

И хоть компьютер пагубно влияет на организм человека, без его помощи в современном мире не обойтись, он наш помощник. А своим друзьям я советую выполнять правила памятки, которую я составил, и тогда компьютер не будет им врагом.





















Список литературы


  1. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М: ФиС, 1991.

  2. В.В. Самодумская, Ю.А. Лежнёва Физкульт-привет. –Мн.:Красико-Принт, 2006

  3. Интернет-сайты http://www.goodsmatrix.ru/

  4. http://zakalivanie.ru/

  5. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.

  6. Интернет-сайты:

http://medik.al.ru/baby/zakalivanie.htm

http://www.ameno.ru/beauty/health/2233.html

http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/112086.html

[email protected]
























Памятка


Упражнения для глаз

Слово «упражнение» у многих ассоциируется с тяжёлыми нагрузками, сбивчивым дыханием, стальными мышцами и нереальными растяжками. Конечно, бывает и такое, но часто мы не осознаём самого главного: важны не сами усилия, а результат. Упражнения для глаз не покажутся вам сложными и не займут много времени.

15-20 минут в день действительно способны изменить жизнь ваших глаз к лучшему. Они уменьшат напряжение и даже помогут вылечить некоторые нарушения. Лучше начать делать их прямо сейчас, ведь чаще всего о необходимости делать что-то люди узнают тогда, когда делать что-либо становится слишком поздно. Почему бы не стать счастливым исключением? Ведь в выигрыше от этого останетесь только вы.

Как и любые другие мышцы, мышцы глаз нуждаются в постоянных, но умеренных нагрузках. Стоит ли объяснять шефу, что более чем один-два часа за компьютером в день могут нанести глазам непоправимый ущерб. Не стоит - ведь тренировать глаза не так сложно, как кажется. Чтобы глаза не слишком напрягались, чаще отводите взгляд. Да-да, именно взгляд, для этого не обязательно вставать со своего места. Делайте паузы, а комплекс упражнений сделает их более эффективными и полезными.



Упражнение 1

Потрите ладони друг о друга, чтобы они стали тёплыми. Для этого можно также подержать их у батареи или помыть горячей водой. Затем закройте глаза и положите горячие пальцы на глаза. Руки не должны касаться век или упираться в надбровные дуги. Если вы сидите и хотите уронить голову на руки, просто обопритесь об них лбом. Затем посмотрите в темноту. Если вы видите просветы между пальцами, подождите до тех пор, пока не увидите темноту. Не торопитесь: на это упражнение нужно отводить от 5 до 15 минут в день.


Упражнение 2

Это упражнение рекомендуется выполнять ежедневно. Для его выполнения вам понадобятся прямые солнечные лучи или свет яркой настольной лампы. Закройте глаза, а затем, не открывая их, посмотрите на свет. Сидя лицом к солнцу, поворачивайте голову в стороны и вверх как можно дальше. Свет воздействует на боковое зрение, делая его острее и снимая стресс. Это упражнение ещё и очень приятное: вы будете удивлены, насколько тёплым покажется солнце даже в холодный осенний или зимний день.


Упражнение 3

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч или чуть шире. Руки должны быть расслаблены. Посмотрите в окно или на противоположную стену комнаты. Затем перенесите вес тела на правую ногу и оторвите левую ступню от пола. Наклоняясь в сторону, сконцентрируйтесь на каком-нибудь объекте перед вами, например, дереве за окном. Двигаясь, вы заметите, что дерево как будто движется в сторону, противоположную направлению наклона. Повторите упражнение с другой ноги. Такую маленькую зарядку хорошо делать в середине рабочего дня, ведь она снимает напряжение не только глаз, но и спины.


Упражнение 4

Да, это на самом деле настолько просто. Сидя за монитором или бумагами, специально оторвитесь от работы и посмотрите на свой рукав или картину, висящую на стене. Это рекомендуется делать каждые полчаса, особенно если нет возможности встать со своего места и сделать полноценный перерыв.


Упражнение 5

Закройте глаза как можно плотнее и почувствуйте, как напрягаются мышцы глаз. Задержите это положение на три секунды, а затем резко откройте глаза. Такая резкая перемена заставляет глаза как следует расслабиться и особенно хороша в завершение зарядки для глаз. Чтобы снова перейти к работе, несколько раз моргните.


Упражнение 6.

Взгляд влево - прямо,

вправо - прямо,

вверх - прямо,

вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.

Круговые движения глаз - от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.


Упражнение 7.

Посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.


Упражнение 8.

Мягко поглаживайте веки указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потрите ладони и легко, без усилий, прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту). Представьте себе погружение в полную темноту.

Картинки для гимнастики



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!