17
Районная исследовательская конференция
Исследовательская работа по информатике
на тему:
«Создание визитной карточки школы с использованием QR-кода»
Автор работы:
Руководитель:
с. Молька, февраль 2020г.
Оглавление
Введение | 3стр. |
1. Теоретическая часть | 4стр. |
1.1 QR-код | 4стр. |
1.2 Применение | 6стр. |
1.3 Анкета - опрос | 8стр. |
2. Практическая часть | 9стр. |
2.1 Создание QR-кода | 9стр. |
2.2 Создание визитки школы | 10стр. |
Заключение | 11стр. |
Список литературы | 12стр. |
Приложение 1 | 13стр. |
Приложение 2 | 14стр. |
Приложение 3 | 16стр. |
Приложение 4 | 17стр. |
Приложение 5 | 18стр. |
Введение
С недавнего времени на товарах, в общественных местах (магазинах, вокзалах, вывесках, на общественных зданиях) появились странные квадратики с каким-то непонятным кодом. Попадаются они на сайтах, в рекламе, на товарах в магазине, и даже на визитках. Меня заинтересовал этот вопрос: Что это за загадочные черно - белые квадратики.
Что это?! Это, так называемый, QR -код или QR - матрица — двухмерный штрих - код, содержащий различную информацию и предназначенный для считывания при помощи специальных сканеров и камер мобильных телефонов.
Итак, основная цель моей работы: практическое применение и исследование QR-кода.
Гипотеза: Я предполагаю, что QR – код это быстрый способ получения и применения информации и QR-код можно использовать в различных сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.
Цель проекта: Применение QR - кода в создании визитной карточки школы.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Изучение основных свойств QR-кода и его применения в современном мире;
Изучение и создание QR-кодов, содержащих различную информацию;
Создание визитной карточки школы с применением QR-кода;
Обработать собранные материалы и подготовить отчет.
Объект исследования: QR-код.
Предмет исследования: технология QR-кодирования.
Методы исследования:
Изучение Интернет-ресурсов;
Компьютерный эксперимент;
Социологический опрос среди учащихся;
Обобщение информации.
Актуальность: на мой взгляд тема, которую я исследовала актуальна в нашем информационном обществе. Ведь с каждым днём появляется что-то новое, что-то усовершенствуется и мир никогда не стоит на месте. QR-код часть современной жизни - необходимо уметь им пользоваться.
1. Теоретическая часть
1.1 QR-код
Понятие «QR-код» (англ. QuickResponseCode — код быстрого реагирования) зародилось в Японии в 1994 году. Тогда компания «Denso-Wave», которая входила в состав крупной организации Toyota, нуждалась в необходимости разработки этих кодов. Компании требовалось хранить большой объем информации на небольшой площади поверхности, при этом сканированию не должны препятствовать поверхностные повреждения и частичные загрязнения кода. Изначально QR-код использовали исключительно в промышленных целях. После, область их применения была значительно расширена, заняв определенное место в нашей жизни. Основное достоинство QR-кода — это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, что даёт возможность использования в торговле, производстве, логистике.
QR-код – это прямой наследник штрих-кода. (Приложение 1)
QR-код является двумерным представлением обычного штрих-кода, помещаемого практически на любую производимую продукцию.
В QR-кодах содержится текстовая информация в виде знаков, букв и цифр. Спецификация QR-кода не описывает формат данных. Форматы могут быть самыми разнообразными, самые распространённые из них это:
- контактные данные, которые могут наноситься, к примеру, на визитки. Это способствует упрощению использования персональных данных, так как вы попросту сканируете QR-код, а после сохраняете контакты на компьютере или в телефоне;
- SMS сообщения, которые могут потребоваться для участия в акции. Тогда благодаря QR-коду исчезает необходимость набора текста. Понадобится лишь программа для считывания QR-кодов, которая позволит увидеть на дисплее телефона уже готовое сообщение;
- интернет-адрес, который может содержаться в рекламных объявлениях и газетах. Благодаря этим ссылкам пользователь попадает на нужный ему сайт без самостоятельного ввода в адресную строку множества знаков;
- адрес электронной почты. При этом не нужно вводить данные вручную, так как отправить письмо можно простым нажатием на кнопку. Такие QR-коды могут использоваться для получения информации или же участия в розыгрышах. Также можно считать и имя адресата;
- телефонные номера. Благодаря таким кодам можно сразу же позвонить. Но такая возможность предоставляется лишь тем владельцам телефонов, программа для декодирования QR-кода которых поддерживает такую функцию. Геоданные позволяющие посмотреть расположение необходимого объекта, к примеру, в картах Google;
- текст. Такой формат подойдет для различных целей. Например, для нанесения на проездные (или входные) билеты, а также хранения коротких стихотворений и текстов.
Размеры QR-кодов могут быть самыми различными. Самый маленький QR-код имеет размер 21×21 пиксель, самый большой— 177×177 пикселей. Вес информации зависит от способа кодировки QR-кодов.
Различают четыре основных кодировки, которые в свою очередь зависят от алфавита.
Цифровая кодировка, используются только цифры десятичной системы счисления, 10 битов на три цифры. Например, есть строка «12345678», которую надо закодировать. Последовательность разбивается на числа: 123, 456 и 78, затем каждое число переводится в двоичный вид: 0001111011, 0111001000 и 1001110, и объединяется это в один битовый поток: 000111101101110010001001110.
Алфавитно-цифровая кодировка, используются цифры десятичной системы счисления и буквы от A до Z, несколько специальных символов, 11 битов на два символа. Рассмотрим на примере: «PROOF». Разбиваем последовательность символов на группы: PR, OO, F. Находим соответствующие значения символам к каждой группе (смотрим в таблицу): PR-(25,27), OO-(24,24), F-(15). Находим значения для каждой группы: 25*45+27=1152, 24*45+24=1104, 15=15. Переводим каждое значение в двоичный вид: 1152=10010000000, 1104=10001010000, 15=001111. Объединяем в одну последовательность: 1001000000010001010000001111.
Байтовая кодировка, данные в любой подходящей кодировке, до 2953 байт. Например, слово «Мир» кодируем в Unicode (HEX) в UTF-8: М — D09C; и — D0B8; р — D180. Переводим каждое значение в двоичную систему счисления: D0=11010000, 9C =10011100, D0=11010000, B8=10111000, D1=11010001 и 80=10000000; объединяем в один поток бит: 11010000 10011100 11010000 10111000 11010001 10000000.
Кандзи (используются иероглифы, 13 битов на иероглиф, до 1817 иероглифов). В основе кодирования иероглифов (как и прочих символов) лежит визуально воспринимаемая таблица или список изображений иероглифов с их кодами. Такая таблица называется «character set». Для японского языка основное значение имеют две таблицы символов: JIS 0208:1997 и JIS 0212:1990. Вторая из них является дополнением к первой. JIS 0208:1997 разбита на 94 страницы по 94 символа.
1.2 Применение
QR-коды больше всего распространены в Японии. Уже в начале 2000 года QR-коды получили столь широкое распространение в стране, что их можно было встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров, там подобные коды наносятся практически на все товары, продающиеся в магазинах, их размещают в рекламных буклетах и справочниках.
В настоящее время QR-код также широко распространён в странах Азии, постепенно развивается в Европе и Северной Америке. Наибольшее признание он получил среди пользователей мобильной связи — установив программу-распознаватель, абонент может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения и т. д.
Транспортная инфраструктура.
QR-коды обеспечивают пассажиров актуальной информацией, которая может меняться по мере необходимости, т.к. в коде может располагаться ссылка на страницу интернет-сайта с последней информацией о маршруте. Коды наносят на удобные для считывания места, на вокзалах, в аэропортах, автобусных станциях, транспортных компаниях и т.д.
QR-коды обходятся дешевле информационных табло и предоставляют в разы большее количество информации. QR-код нанесенный на билет, может содержать информацию о транспортной компании, маршруте следования и цене. Помимо QR-кодов, используемых для информирования пассажиров, появляются решения, позволяющие избавиться от бумажных билетов вообще. Для этого достаточно виртуально купить билет, к примеру, со счета мобильного телефона – отправив SMS. А персонализированный QR-код на экране вашего смартфона дать считать контроллеру, экономия материалов для изготовления билетов.
Туризм, памятники истории, произведениях искусства и достопримечательности.
В городах включенных в туристические маршруты коды размещаются на памятниках истории и достопримечательностях, информационные таблички в музеях, устанавливают около различных достопримечательностей и исторических зданий.
QR-коды в кафе и ресторанах.
При помощи отсканированного QR-кода ресторана или кафе на мобильной странице сервиса Google, можно узнать отзывы и обзоры и посмотреть необходимую информацию, QR-меню. На входе кафе можно отсканировать QR-код меню и не ждать, пока официант его принесет.
QR-коды в прессе.
Присутствие на страницах журналов и газет QR-кодов решает целый спектр задач:
- Дает владельцам смартфонов и планшетов возможность получить гораздо больше информации, чем напечатано в издании.
-Удачным ходом будет дополнение статьи в газете или журнале мультимедийным содержанием, к примеру, видеосюжетом или фоторепортажем.
-При цитировании интернет ресурсов, если указать ссылку не электронным адресом, а посредством QR-кода, читателю будет намного удобней осуществить переход.
-Можно увеличить число посетителей сайта электронного издания, если опубликовать ссылку на статью в виде QR-кода.
QR-коды в рекламе.
Магазины используют QR код для привлечения клиентов. Например, флайеры с QR от магазина раздаются прохожим и, прочитавшим информацию в QR коде при предоставлении в магазине выдается скидка. Для экономии времени, можно заказать вещь, которую он собирался купить, а к его приходу с работы ему уже доставят ее.
QR-коды в образовании.
QR-коды также набирают популярность. Их можно использовать в учебной, игровой, проектной, внеурочной деятельности, организовывать пространства, создавать библиотеки, а так же применять в воспитательной работе.
В учебной деятельности можно создать различного рода справочные материалы, подсказки, ответы, тесты. В игровой деятельности очень популярны в наше время различного рода квесты, в которых QR-коды могут выступать как задания для прохождения квеста, так и указателями направления движения. (Приложение 2)
После «серфинга» в интернете на тему использование QR-кодов, я пришла к выводу, что использование данной технологии на Востоке и Западе имеет разный характер. И скорее всего, это связано с особенностями в психофизиологии, культуре, менталитете разных народов. Так, "левополушарные" европейцы, используют QR-коды намного меньше, и как правило, в тех сферах, которые относятся к вербальной коммуникации, а "правополушарные" азиаты используют их не только намного чаще и больше, но даже использование кодов проникают в совершенно нестандартные области. Пожалуй, это также связано с лингвистическими особенностями каждой культуры в частности (различиями между алфавитом и иероглифами).
1.3 Анкета - опрос
При исследовании QR-кода я задумалась над тем, какое распространение получил QR-код в нашей школе.
Цель: выяснить, что знают школьники о QR-коде.
Выборка:
всего в анкетировании приняли участие 32 человека, это ученики 9,10 и 11 класса МБОУ Молькинская СОШ
дата проведения анкетирования: январь 2020 года.
Предложенные вопросы анкеты:
1) Что такое QR-код?
2) Знаете, где можно увидеть QR код?
3) Где в современной жизни применяется QR-код?
4) Как пользоваться QR-кодом?
5) Знаете ли вы, как пользоваться программой для считывания QR-кода?
6) Используете ли вы QR-код в своей обычной жизни?
Выводы:
Многие ребята знают, что это за загадочный квадратик с QR-кодом и видели его в разных местах.
Что такое QR-код знают всего лишь 84% людей, опрошенных мною.
Применение QR кода в современной жизни знают 72 % опрошенных.
Программу для считывания QR-кода используют только 55 % опрошенных участников анкеты.
В обычной жизни мало кто пользуется QR-кодом.
Вывод: многие ребята знают, что это за загадочный квадратик с QR-кодом и видели его в разных местах, однако большинство опрашиваемых не умеют им пользоваться, так как не знают как пользоваться программой для считывания QR-кода. Эти результаты говорят о неудовлетворительной осведомлённости людей нашей местности, о достижениях науки в области информатики.
Результаты анкетирования представлены в диаграммах (Приложение 3).
Практическая часть
2.1 Создание QR-кода
План действий:
Перейдите на сайт http://qrcoder.ru/.
Выберете нужный вам формат кода нажатием на соответствующую ссылку.
Введите нужные данные.
Подтвердите выполнение действий.
С охраните получившееся изображение кода или скопируйте ссылку для дальнейшего использования.
2.2. Создание визитной карточки школы с помощью QR-кода.
План действий:
Перейдите на сайт http://qrcoder.ru/.
Выберете нужный вам формат кода нажатием на соответствующую ссылку.
Введите нужные данные.
Подтвердите выполнение действий.
Сохраните получившееся изображение кода или скопируйте ссылку для дальнейшего использования. (Приложение 4)
Методика декодирования QR-кода при помощи программ
Данная методика очень проста и не требует дополнительных знаний.
План действий:
1. Запустить программу для декодирования QR-кода.
2. Навести камеру устройства на QR-код.
3. После того, как программа сфокусируется и вы получите информацию соответствующую закодированной, в зависимости от содержимого вы сможете перейти по ссылке при помощи браузера или сохранить данные.
Создание визитки школы QR- коды с помощью программ http://qrcoder.ru и http://www.stqr.ru/.
При дальнейшем изучении создании визиток для школы я нашла программу интернет-сервиса STQR-код. Бесплатный интернет-сервис для создания, хранения, печати QR-кодов и объявлений с QR-кодами. Сервис STQR.ru позволяет:
создавать статические (или не редактируемые) QR-коды с возможностью получения изображения в растровом или векторном формате;
создавать, хранить, отслеживать и редактировать динамические (редактируемые или "живые") QR-коды для разных применений, например для хранения текста, интернет-ссылки, номера телефона, и т.п.;
Исходя из того что сервис http://qrcoder.ru/ не даёт создать статический QR- код, решено было, создать динамический QR-код для визитки школы. Для этого нужно зарегистрироваться в этой системе, где будут храниться все QR-коды. Интерфейс полностью русский и понятный. Затем скачиваем и устанавливаем приложение для создания визиток «Производитель Визитных Карточек». Создаем оригинальную визитку для школы, следуя инструкциям и понятному интерфейсу, получается визитная карточка школы с использованием динамического QR-кода. (Приложение 5)
Заключение.
QR-коды глубоко вошли в нашу повседневную жизнь. Выдвинутые мною в начале исследования гипотезы:
QR – код это новый способ кодирования, с помощью которого можно легко и быстро находить нужную информацию;
QR-код можно использовать в различных сферах общественной жизни, в том числе и в образовании подтвердились.
В процессе выполнения данного исследования я:
Изучила основные свойства QR-кода и его применение в современном мире.
Создала собственный QR-код, содержащий различную информацию, на сайте «qrcoder.ru».
Создала визитную карточку нашей школы с QR-кодом, используя программу «Производитель Визитных Карточек».
В конце своей работы, хочется сказать, что данная тема мне очень интересна, и я собираюсь работать над ней дальше.
Список литературы
Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация, издательство: Питер 2011 г.
Ковалёв А. И. Защита информации с помощью электронных ключей // Информационные технологии и прикладная математика. 2015. № 5. С. 57–65.
Ковалёв А. И. QR-коды, их свойства и применение // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 56-59.
Ткаченко В.В. Основы стандартизации/М.: Изд-во, 2011 г.
http://en.wikipedia.org/wiki/QR_code «QR code»
http://www.patrick-wied.at/static/qrgen/ Генератор QR-кода on-line
http://raidenii.net/files/datasheets/misc/qr_code.pdf
Международный стандарт кодирования ISO/IEC 18004
http://kcoding.net/2012/qrcode-coding-decoding-libs/
Библиотека программ кодирования/декодирования QR-кода
Электронная книга о QR-кодах. \\ Полное руководство по маркетингу с применением QR-кодов. — [Электронный ресурс]. — http://ru.qr-code-generator.com/qr-code-marketing/qr-codes-basics/.
Приложение 1
Приложение 2
QR-код в транспортной инфраструктуре
QR-код: туризм, памятники истории и тд.
QR-коды в кафе и ресторанах.
QR-коды в рекламе
QR-коды в образовании
Приложение 3
Диаграммы по результатам анкетирования
Приложение 4
Приложение 5