Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №22» НМР РТ
I
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
Роль сказки в воспитании и становлении личности ребенка
(на примере сказок Л.Н.Толстого)
Башарова Мунира Маратовна ,
ученица 6А класса
МБОУ «Гимназия №22» НМР РТ
Руководитель: Котляр Динара Дамировна,
учитель русского языка и литературы
Актуальность
«Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святыни». А.Блок
УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН РУСТАМОМ МИННИХАНОВЫМ 2018 ГОД ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Цель: определить роль сказок в воспитании и становлении личности ребенка (на примерах сказок Л.Н.Толстого).
- Задачи:
- определить актуальность жанра сказки в современном мире;
- определить роль сказок в становлении личности Л.Н.Толстого;
- проанализировать образы животных, встречающиеся в сказках Л.Н.Толстого.
- классифицировать сказки Л.Н.Толстого и выпустить буклет с тематическими разделами и примерами сказок.
ИСТОКИ ЛЮБВИ К ЖАНРУ СКАЗКИ
Вся семья Толстого причастна к литературной деятельности
Усадьба «Ясная Поляна»
АНКЕТИРОВАНИЕ (100 РОДИТЕЛЕЙ И 30 УЧИТЕЛЕЙ)
1. Читаете ли Вы своим детям сказки?
Да редко нет
2. Считаете ли Вы, что сказкой можно воспитать в ребенке добрые качества?
Да нет не всегда
3. Какие, на Ваш взгляд, качества помогают привить детям сказки?
1. Используете ли Вы на классных часах чтение сказок как воспитательный прием?
Да нет редко
2. Считаете ли Вы, что сказкой можно воспитать в ребенке добрые качества?
Да нет не всегда
3. Какие, на Ваш взгляд, качества помогают привить детям сказки?
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Опрос 100 родителей нашей гимназии
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ
Опрос 30 учителей нашей гимназии
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Н.ТОЛСТОГО
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК Л.Н.ТОЛСТОГО (32 ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛА, 54 СКАЗКИ)
- О добре и зле: «Лев и мышь», «Белка и волк»
- о зависти: «Большая печка», «Мужик и водяной»
- о мечтаниях: «Мужик и огурцы»
- о страхе: «Мышь полевая и мышь городская»
- о силе воли: «Лебеди»
- об эгоизме : «Лисица и журавль», «Летучая мышь»,
- о глупости : «Дележ наследства», «Царь и сокол»
- о мудрости : «Два брата», «Вольга-Богатырь», «Царь и сокол»,
- о взаимопомощи : «Хозяин и работник», «Большая печка»
- о правде и лжи: «Мужик и водяной» , «Лев, волк и лисица»,
- о любви: «Уж», «Избушка и дворец»
- о жадности: «Мужик и водяной», «Собака и ее тень»
- о находчивости: « Большая печка»
- о хитрости: «Ястреб и голуби», «Шакалы и слон»
ЧЕМУ УЧАТ СКАЗКИ Л.Н.ТОЛСТОГО?
- «Большая печка»: Когда тебе дают дельный совет, к нему нужно прислушиваться, чтобы не остаться ни с чем.
- «Волга и Вазуза »: «Тише едешь, дальше будешь».
- «Волк и кобыла»: Никогда не лезь не в свое дело.
- «Воробей»: Ищи хороших друзей.
- «Девочка и разбойники»: Нужно пытаться найти выход из любой ситуации.
- «Лев и собачка»: Нужно быть добрым, настоящим другом и не бросать друга в беде, а идти вместе с ним.
- «Зайцы и лягушки»: Нужно присматриваться к тем, кто меньше тебя.
- «Как мужик гусей делил»: Если ты бедный, это не значит, что ты глупый.
- «Котенок»: Если завел четвероногого друга, заботься о нем и защищай его.
- «Лев и мышь»: Даже самый маленький поможет в беде.
АЛЛЕГОРИЯ В СКАЗКАХ Л.Н.ТОЛСТОГО
Волк - злость, жадность.
Лев – доброта, щедрость, надежность, величие.
Собака – глупость, жадность, трусость, зависть.
Медведь – свирепость, сила.
Слон – могучесть, сила, глупость.
Лиса – хитрость, лесть.
Заяц – трусость.
Мышь – глупость.
Котенок – глупость.
Ёж –мудрость.
Кобыла – лень, сила.
Конь – трудолюбие.
Белка – энергичность, веселье.
«Песни, сказки, былины,
всё простое будут читать, пока будет русский язык».
Л.Н.Толстой
Проанализировав глубокий смысл сказки и ее занимательный характер, мы приходим к подтверждению гипотезы:
Сказка оказывает большое влияние на становление личности человека, воспитывает в нем лучшие нравственные качества, учит доброте.
SITES.GOOGLE.COM/VIEW/SKAZKYALNTOLSTOY
SITES.GOOGLE.COM/VIEW/SKAZKYALNTOLSTOY