СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Влияние социальных сетей на развитие личности школьника-подростка" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа  для  защиты в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Влияние социальных сетей на развитие личности школьника-подростка" 9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 91

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА (МБОУ Школа № 91 г. о. САМАРА)

443076, г. САМАРА, ул. БАЛАКОВСКАЯ, 10 А, , тел/факс: (846) 261 66 07, e-mail: MOU91@yandex.ru


Проект

по направлению: обществознание


Влияние социальных сетей на развитие личности школьников-подростков

Тип проекта: исследовательский


Выполнил:

…………………………….., 9 А класс

Руководитель: …………………………..,

учитель физики


Работа допущена к защите

« ___»_____________20___г.

Работа защищена

«____»_________20_______г.

С решением:

__________________________

Председатель комиссии:

____________/__________/

Члены комиссии:

____________/____________/

_____________/_____________/

____________/_______________/


Самара 2021












Оглавлени



Введение 3-4

Глава I.

1.1Психологическая зависимость от социальных сетей и меры по ее профилактике ………………………………………………………………….5

1.2 Методы выявления Интернет зависимости и предрасположенности к ней 6

1.3 Меры профилактики зависимости от социальных сетей…………….7-8

Глава II.

2.1 Методика и материалы исследования 9-14

Заключение 14

Список использованной литературы 17

Приложение 18-19



























Введение



Актуальность. В настоящее время социальные сети играют большую роль в жизни людей. Ежедневно миллионы людей общаются, договариваются о встречах, ищут информацию именно социальных сетях, пренебрегая прогулками на улице, походами в общественные места и визитами в гости к друзьям, заменив все это на виртуальную жизнь внутри социальных сетей. Это же сплошной позитив – скажут многие, ведь удовольствия море, негатива минимум. На самом деле все шито белыми нитками и негативных последствий от таких приятных ощущений может возникнуть масса.

Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно. «Одноклассники», «Вконтакте», «Facebook» настолько заполнили разумы юных школьников, что даже случайных знакомств сейчас не бывает, все встречи спланированы через Интернет. Уже в раннем детстве появляется зависимость подростков от социальных сетей. Начиная с трех лет, дети могут самостоятельно включать компьютер и играть в полюбившиеся игры, а со школьной скамьи первым делом регистрируются в социальных сетях и ищут своих новоиспеченных одноклассников.

Объектом исследования является процесс психологической зависимости подростков от социальных сетей.

Предмет исследования – влияние социальных сетей на развитие личности школьников - подростков.

Цель - выявить значимость социальных сетей в жизни человека, изучить степень их влияния на формирование психологической зависимости и разработать меры по ее профилактике.

Гипотеза исследования – чрезмерное использование социальных сетей негативно влияет на личность подростка, его успеваемость и поведение.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • определить на основе анализа психолого-педагогической литературы степень разработанности исследуемой темы;

  • выявить причины Интернет-зависимости подростков;

  • разработать ряд практических рекомендаций для школьников-подростков по избавлению от Интернет-зависимости.

При выполнении работы использовались следующие методы исследования: поиск и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент

Теоретическая значимость исследования: изучен и систематизирован материал по исследуемой проблеме.

Практическая значимость материалы данного исследования будут быть использованы всеми участниками образовательного процесса, как в плане просвещения, так и в составлении практических рекомендаций по профилактике Интернет-зависимости подростков.













Глава I.


    1. Психологическая зависимость от социальных сетей и меры по ее профилактике

Интернет-зависимость трактуется, как навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Разумеется, главная жертва Интернета — дети и подростки с их неокрепшей психикой. Чем раньше возникает Интернет-зависимость, тем более разрушительным последствиям для личности — а как следствие, и для общества — она приводит.

Мотивы злоупотребления подростком Интернет-пространством различны. На основе исследований  Малыгина В.Л. и  Антоненко А.А. [3] можно выделить следующие: бегство в виртуальную реальность, в связи с трудностями социализации и необходимостью снятия напряжения; мотив гиперактивации, обусловленный повышенной истощаемостью ЦНС (зависимость от компьютерных игр); мотив, направленный на попытку социализации (попробовать себя через общение в чатах, соцсетях).

Как считают психологи, молодежь более подвержена развитию зависимости от Интернета и социальных сетей, чем старшее поколение. К сетям питают большее пристрастие менее уверенные в себе и более тревожные пользователи, поскольку им проще общаться в сети, чем с глазу на глаз. Люди, которые чувствуют себя неуверенно в реальной жизни (социофобия - страх осуждения со стороны окружающих людей), проводят большую часть своей жизни on-line, в социальных сетях.

То есть это те характерологические свойства, которые препятствуют адекватной социализации и адаптации.

Британские ученые считают, что чрезмерное увлечение социальными сетями мешает людям социально адаптироваться и наносит непоправимый ущерб их психическому и физическому здоровью. Специалисты опасаются за то, что повышенный интерес к Интернету и социальным сетям в конечном итоге может привести к потере коммуникативных и поведенческих навыков у подростков.

Резкий отказ от Интернета, социальных сетей вызывает у таких людей синдром отмены (схожий с отменой алкоголя, наркотиков), тревогу, эмоциональное возбуждение, импульсивность, а в ряде случаев – даже психические расстройства, а также ухудшение состояния.

Школьники часто не осознают, что зависимость от Интернета и социальных сетей все чаще становится разновидностью психического расстройства.

Попытка уединиться в сети – это опасность развития депрессии и нарастание психических расстройств.


1.2 . Методы выявления Интернет зависимости и предрасположенности к ней

1. Ученые из Норвегии разработали простую шкалу, с помощью которой можно оценить степень зависимости от социальных сетей.

2. Психиатр Кимберли Янг в 1994 году разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление Интернет-зависимости. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к Интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).

3. Модифицированные тесты В. Малыгина.

4. Существует быстрый тест на синдром зависимости от соцсетей - УРВО (уменьшение времени, раздражение, вина и отмена).

5. Набор психодиагностических тестов, разработанных д.п.н., к.м.н. главным специалистом ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Собчик Л. Н. (Стандартизованный метод исследования личности - СМИЛ, метод цветовых выборов - МЦВ, метод портретных выборов - МПВ), позволяет выявить предрасположенность человека к химической и нехимической формам зависимости, а также выявить факторы и причины, которые этому способствуют. Результаты исследования помогут психиатру и психологу, более эффективно проводить лечение зависимости, осуществлять динамическое наблюдение [1], [3].


    1. Меры профилактики зависимости от социальных сетей

В наше время достаточно сложно представить жизнь людей любых возрастов без доступа к Интернету. Он во многом упростил нашу жизнь. Интернет-магазины позволяют совершать покупки, не выходя из дома, on-line трансляции заменили нам телевизор, новости и прогноз погоды обновляются каждую минуту.

Несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у студентов появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся к делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к экзаменам. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в сети, и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернете.

Самой распространенной мерой в борьбе с зависимостью от социальных сетей в настоящее время является блокирование образовательными и офисными учреждениями доступа к ним. Но каждый человек тоже должен работать над собой. Не стоит сокращать общение с реальными людьми и стоит больше читать книг, заниматься спортом и проводить время на свежем воздухе.

Целью профилактики является снижение Интернет-зависимости у человека и повышение его адаптации и социализации в современных условиях жизни.

Направления профилактики зависимости к Интернету и социальным сетям: здоровый образ жизни; информирование населения о проблеме; проведение опросов; раннее выявление пограничных психических расстройств, наблюдение и коррекция; выявление Интернет-зависимости и лечение; реабилитация, в т.ч. психологическая, направленная на адаптацию и социализацию человека.

Для реализации цели и направлений профилактики необходимо разработать целевые программы и комплекс апробированных мероприятий на уровне лечебно-профилактических и общеобразовательных учреждений, семей.











































Глава II.

2.1 Методика и материалы исследования



В исследовательской части моей работы, приняли участие подростки в возрасте от 14 до 15 лет среди 9-х классов, в количестве 100 человек.

среди них 62% – девочки, а 38 %– мальчики.

Диаграмма 1

На вопрос «Сколько времени вы проводите в сети Интернет?» я получил следующие данные: 3 – 6 часов – 28%, более 6 часов – 7%, 1 – 2 часа -37%, другое количество времени – 28%.

Диаграмма 2

Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширяет наши возможности – особенно это касается социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность.

Ежедневно миллионы людей пользуются услугами социальных сетей, одни ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто проводят в них время.

На вопрос «Цель использования сети Интернет» ответили: общение, соц. сети, форумы и д.р. - 44%, игры – on-line- 11%, учеба – 22%, мультимедиа, для просмотра и прослушивания музыки и т.д. -32% . Таким образом, получается, что на всякие развлечения приходится 78%, а на учебу всего лишь 22%. У 78 % опрашиваемых виртуальное общение становится преобладающим.

Диаграмма 3

Социальные сети с каждым днем набирают популярность во всем мире, 88% из опрашиваемых школьников зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети, а 8 % - регистрируются во всех возможных социальных сетях, всего лишь 4% - нигде не зарегистрированы.

Диаграмма 4

В любом случае, даже если подросток зарегистрирован в одной соц.сети, то на виртуальное общение он тратит время, которого, как показывают исследования, с каждым разом хочется затратить побольше. А виртуальное общение не развивает человека, так как нет эмоционального контакта.

На вопрос «В каком месте вы чаще всего пользуетесь Интернетом и социальными сетями?» ответы следующие: дома – 91%, на уроке – 0%, на перемене в школе, по дороге домой, во время других дел, в транспорте и т.д. – 8%, все вышеперечисленные варианты – 1%.


Диаграмма 5

Все ответили, что на уроках не используют Интернет, но неоднократно мы сами наблюдали, что такое действие бывает, может 1% всех вышеперечисленных вариантов входит в их число, только кажется, что их намного больше.

На вопрос «Случалось ли такое, что вы не успевали выполнить важное задание из-за долгого пребывания в сети?» мы получили следующие данные: часто – 4 %, иногда – 12 %, редко – 37%, никогда – 47 %.

Диаграмма 6

Получается, что 53% опрашиваемых подростков не всегда успевают выполнять задание из-за долгого пребывания в сети. Следует заметить, что социальные сети заняли большую часть свободного времени, вытеснив способ коммуникационного общения, они заменили нам хобби, реальное общение. Отдав должное всем положительным моментам в использовании социальных сетей, таким как экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией, необходимо подчеркнуть, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость подростка в большинстве случаев становится пагубным. Ученик не может вникнуть, усвоить и обдумать преподаваемую дисциплину.

Я задал ребятам вопрос «Смогли бы вы успешно учиться и саморазвиваться без помощи Интернета» ответы следующие: да – 49%, нет – 16%, не знаю – 35%, выходит, что больше половины опрашиваемых учеников не смогут успешно учиться и саморазвиваться без помощи Интернета.


Диаграмма 7

Главная опасность социальных сетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Ведь в социальной сети все просто – напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Постепенно подросток отвыкает от человеческого общения, незаметно для самого себя, а зачастую и для родителей, он теряет навык реального общения и становится зависимым от сети. Многие родители подростков опасаются, что электронное общение может негативно сказаться на их социальном развитии, заменить общение лицом к лицу, отрицательно повлиять на их социальные навыки, привести к небезопасной связи с незнакомцами и заменить более ценную деятельность.

На вопрос «Как часто вы выходите в сеть Интернет?» мы получили следующие данные: часто – 65%, иногда – 24%, редко – 11%, выходит, что 65% опрашиваемых студентов ежедневно посещают сеть Интернет, и не по разу в день.

Диаграмма 8

От долгого сидения в социальных сетях возникает масса негативных последствий: понижение когнитивных способностей, зависимость информации, стресс и повышенная утомляемость, снижение уровня iq ….

На вопрос «Считаете ли вы себя Интернет-зависимыми?» ответы следующие: да – 20%, нет- 64%, не знаю – 16%, можно сказать, что 36% соглашаются с тем, что они не смогут жить без Интернета, что они не смогут с легкостью удалить свой аккаунт в соц. сети или в течение продолжительного времени не заходить туда.



Диаграмма 9

Следующий вопрос был «Для чего вы пользуетесь социальными сетями?»: исключительно, чтобы поддерживать связь с родственниками, которых не имеете возможность навещать в реальной жизни – 64%, общение с одноклассниками, друзьями, знакомыми, с которыми видитесь в реальной жизни – 25%, что бы завести новые знакомства – 11%, большинство общается с родственниками и друзьями, с которыми не имеют возможности видеться в реальной жизни, но ведь остальные вместо того, чтобы вживую общаться с одноклассниками, с которыми видятся каждый день общаются с ними в соц. сетях.

Диаграмма 10


Заключительный вопрос был «Согласны ли вы с утверждением, что социальные сети отрицательно влияют на вашу успеваемость?». Результат оказался следующим: «да» ответили 22% учащихся, нет – 42%, затрудняюсь ответить – 36%. Если сложить результаты третьего ответа и первого, то получится, что 58% учащихся считают, что социальные сети негативно влияют на их успеваемость.

Диаграмма 11








Заключение


Более половины подростков имеют аккаунт в социальной сети и с каждым годом этот показатель растет в среднем на 10%. Самой популярной социальной сетью является «Вконтакте».

По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство респондентов в основном имеют несколько аккаунтов в различных социальных сетях. Подавляющее большинство участников исследования используют социальные сети каждый день и проводят в них в среднем от 1часа до 6 часов, большинство подростков используют Интернет для общения, 51% опрашиваемых учеников по их словам не смогли бы успешно учиться без помощи Интернета, а 36% соглашаются с тем, что они Интернет-зависимые, причем всего лишь 22% опрашиваемых учеников используют Интернет для учебы, остальные 78% пользуются всякими развлечениями, 53% не всегда успевает выполнить важное задание из-за долгого пребывания в сети, таким образом, получается, что социальные сети пагубно влияют на развитие подростка. Подавляющее большинство участников анкетирования знают, что такое психологическая зависимость, согласны с тем, что существует тенденция к появлению зависимости людей от социальных сетей. Однако более половины респондентов не считают себя зависимыми от социальных сетей, несмотря на то, что они не смогут с легкостью удалить свой аккаунт и не посещать его.

Исследование подтвердило и показало, что Интернет и долгое пребывание в социальных сетях негативно влияют на физическое и моральное состояние подростка, а виртуальное общение становится преобладающим в жизни ученика.

Мои практические рекомендации: вести здоровый образ жизни, заниматься спортом; ограничить время пребывания в сети; искать альтернативные способы времяпрепровождения (например, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.); информировать подростков о проблеме; проводить опросы школьников и презентовать их результаты на тематических классных часах; находить необходимую информацию на учебно-познавательных сайтах Интернета; уделять больше времени школьным делам, семейным вопросам, проблемам друзей.































Список использованной литературы
  1. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 5.

  2. Козлов И. Безопасность детей в Интернете // Компьютер-Информ. – 2011. - № 8.

  3. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально психологические свойства подростков как факторы риска формирования Интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России. – 2015. – № 7(30).

  4. Пэлфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. М.: Эксмо, 2011. - 368 с.

  5. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С.Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / под ред. Г.В. Солдатовой. — М., 2011. — 176 с.

  6. http://psyfactor.org/lib/web-4.htm

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki

  8. http://zdravoe.com/101/p10578/index.html

  9. http://www.mk.ru/social/article/2012/06/27/719517-no-kak-na-svete-bez-kompa-prozhit.html








Приложение 1

Анкета

1. Сколько времени в день вы обычно проводите в сети?

  1. 3-6 часов

  2. более 6 часов

  3. 1-2 часа

  4. другое количество времени

2. Для чего вы в основном используете сеть Интернет?

  1. общение (соц. сети, форумы и др.)

  2. учеба

  3. игры on-line

  4. мультимедиа (для прослушивания и просмотра музыки и др.)

3. Зарегистрированы ли вы хотя бы в одной социальной сети?

  1. да

  2. нет

  3. регистрируюсь во всех возможных соц. сетях

4. Где вы пользуетесь Интернетом и социальными сетями чаще всего?

  1. дома

  2. на уроке

  3. на перемене в школе, по дороге домой, во время других дел, в транспорте и т. д.

5. Случалось ли такое, что вы не успевали выполнить задание или какое-то дело из-за долгого пребывания в сети?

  1. часто

  2. иногда

  3. редко

  4. никогда

6. Смогли бы вы успешно учиться без помощи Интернета?

  1. да

  2. нет

  3. не знаю

7. Смогли бы вы успешно саморазвиваться без помощи Интернета?

  1. да

  2. нет

  3. не знаю

8. Как часто вы выходите в сеть Интернет?

  1. часто

  2. иногда

  3. редко

9. Считаете ли вы себя Интернет-зависимым?

  1. да

  2. нет

  3. не знаю

10. Для чего вы пользуетесь социальными сетями?

  1. исключительно, чтобы поддерживать связь с родственниками, которых не имеете возможности навещать в реальной жизни

  2. общение с одноклассниками, друзьями, знакомыми, с которыми видитесь в реальной жизни

  3. чтобы завести новые знакомства

11. Согласны ли вы с утверждением, что социальные сети отрицательно влияют на вашу успеваемость?

  1. да

  2. нет

  3. затрудняюсь ответить

12. Считаете ли вы необходимым свободный Wi-Fi в школе?

  1. да

  2. нет

  3. не знаю

13. Ваш пол (нужно подчеркнуть)

  1. Мужской б. Женский








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!