Топоева С.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 25», г Абакан
Исследовательская деятельность по литературному краеведению
Ценность исследовательской работы по литературному краеведению заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Подбор материалов для исследования позволяет обучающимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия.
Начинать исследовательскую работу по литературному краеведению педагогу следует со сбора следующих сведений:
какие деятели культуры являются его уроженцами, какие бывали в данном крае?
в каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края?
какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края?
какую роль сыграли писатели-земляки в создании местной и общенациональной культуры?
Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии и семинарии о писателях, летописи жизни я творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, ученые записки местных вузов, районные и областные газеты и журналы. Большую помощь педагогу могут оказать краеведы, родственники (потомки) писателя и другие люди, близкие писателю. С целью создания мультимедийных литературных проектов актуальным является использование Интернет-ресурсов.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Данная структура организации исследования характерна и для учебно-исследовательской работы учащихся по краеведению.
Этапы учебно-исследовательской работы:
• I этап. Выбор и формулировка темы.
• II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии.
• III этап. Составление плана.
• IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.
• V этап. Оформление результатов работы.
• VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.
Главный критерий при выборе темы- личность ребенка, сфера его интересов. Второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего надо исследовать те проблемы, которые предыдущими поколениями не были затронуты. Возможна работа на основе изученных материалов, но в том случае, если мнение предыдущих авторов расходится со взглядами нынешнего исследователя.
Организация различных форм краеведческого исследования предполагает и получение разных по форме представления и качеству результатов.
Качественные результаты исследовательского обучения разделяются на две части.
Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Здесь важна не объективная значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому важны личностные мотивы учащегося и его самооценка при выполнении исследовательской работы.
Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть:
- способность видеть и выделять проблему;
- способность к рефлексивному мышлению;
- уровень познавательной мотивации;
- наличие и выраженность авторской позиции;
- формы представления исследовательских работ.
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (научный доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Наиболее распространенная форма представления - учебно-исследовательская работа учащихся.
Список литературы:
Кольчикова, Н. Л. Сопряжение национально-регионального и федерального компонентов в системе литетатурного образования в школах Республики Хакасия: монография / Н. Л. Кольчикова. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007.-188 с.
Литература Хакасии: Учебн. хрестоматия для V – IX кл. русских школ/Авт.-сост. А.Г. Кызласова, С.С. Бурак, В.В.Никитина. – Абакан: Хакасское кн.изд-во. 1992. – 384с., с илл., 10000 экз.
Лихачев, Д.С. Любить свой родной край // Отечество: Краеведческий альманах. М., 1990. - № 1. - С. 7 - 10.