Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 с.Кандры им. А.М. Мирзагитова муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа на тему :
« Мой любимый фрукт апельсин»
Выполнила Плотникова Анастасия,
ученица 2 класса
Руководитель : Хасаншина Э.И.,
учитель начальных классов
Кандры
Оглавление:
Введение …………………………………………………………….
I.Все об апельсине:
1.1 Откуда родом апельсин?
1.2Что за растение апельсин?
1.3Полезные свойства апельсина.
1.4 Как выбрать апельсин?
1.5Легенда: Как апельсины спасли Одессу от упадка.
II. Практическая часть:
2.1 Апельсины плавают!
2.2 В апельсине содержится эфирные масла.
2.3 Анкетирование одноклассников
III.Заключение
IV.Список использованных источников и литературы.
Введение
Я очень люблю апельсины! Поэтому я решила провести научно- исследовательскую работу именно на эту тему. Я считаю, эта тема актуальна в наше время ,так как для многих взрослых и детей он является любимым и доступным фруктом. Продается почти во всех магазинах круглый год. Он не только очень вкусный, но и полезный. Цель моей работы – как можно больше узнать об этом фрукте: Почему апельсин назвали апельсином? Где и как выращивают? Сколько живет апельсиновое дерево? Как давно люди едят апельсины? Какими витаминами богат апельсин?
Моя задача- найти и изучить всю необходимую информацию, отвечающие на выше заданные вопросы, а так же проделать небольшую практическую работу. Моя практическая работа состоит из трех экспериментов: 1. Апельсины плавают! 2. В апельсине содержится эфирные масла. 3. Анкета по апельсины
Поиск необходимой информации начала с сельской библиотеки, где мне помогли выбрать нужные для меня книги. А так же незаменимым помощником в моей работе стал- интернет.
1.1 Откуда родом апельсин?
Апельсин - основная плодовая культура субтропиков обоих полушарий. В мировом производстве плодов апельсин занимает первое место.
Предполагают, что происходит он из Южного Китая Южного Вьетнама, Апельсин впервые упоминается в китайских письменных источниках более 2200 лет тому назад; Из Китая он попал в Индию, а затем и на Ближний Восток; в Египет. О времени появления сладкого апельсина в Европе нет точных данных. Согласно письменным свидетельствам, относящихся к началу XVI века , в Европу апельсин впервые привезли крестоносцы, возвращаясь из походов в Палестину.
Современное название этого растения в русском языке произошло от двух немецких слов Apel( апель)- яблоко и Ghina (син) – Китай, то есть «китайское яблоко». В самом Китае его называют «солнечная ягода».
Когда французы и голландцы познакомились с апельсином, их охватило лихорадочное увлечение выращиванием прекрасного растения. Поскольку в открытом грунте это не удавалось, то для его выращивания стали строить специальные закрытые остекленные помещения – оранжереи (по франц. «апельсиновая плантация» ). В России в 1714 г. А.Меньшиков построил под Санкт- Петербургом дворец со многими оранжереями, где выращивались апельсины, и назвал его Ораниенбаум (апельсиновое дерево). Вот так апельсин дал толчок к развитию целой отросли сельского хозяйства- агротехнике в защищенном грунте.
1.2 Что за растение апельсин?
Апельсин – это вечнозеленое долговечное дерево, которые могут жить до 600-700 лет(но в основном около 100 лет.) Высота деревьев составляет 10-20 м. Листья у него темно –зеленые , округлые, с узкими короткими прилетниками. В пазухах листьев размещаются колючки длиной о,5 -1,0 см. Цветки обоеполые ,одиночные, белые, с сильным нежным ароматом, с обильным нектаром и пыльцой. Плоды жёлтые, оранжевые или оранжево- красные, округлой или слегка овальной формы, с кожистым ароматичным околоплодником. Мякоть плотная, сочная, кисло-сладкая.
Все культивируемые сорта, а их больше сотни, объединены в 4 группы: обыкновенные, пупочные (нейвлы), испанские корольки яффские апельсины.
Обыкновенные апельсины- имеют средние и крупные плоды округлой или слегка овальной формы, они отличаются наличием большого количества семян, тонкой кожурой, довольно прочно сросшейся с мякотью. Мякоть и сок светло-желтого цвета. Наиболее распространенные сорта- Гамлин, Келасурский и др.
Пупочные апельсины- это группа сортов, для которых характерно наличие недоразвитого плодика в виде пупка, который виден через отверстие на вершине плода. Плоды крупные, массой 200-250 до 500-600 г. округлые или слегка овальные, бессемянные. Кожура средней толщины, без труда отделяемая от мякоти. Вкус мякоти приятный ароматный. Сорта- Вашингтон Нейвл, Томсон Нейвл, Робертсон Нейвл, Гладкокожий и др.
Испанские корольки- низкорослые деревья высотой до 4-5 м. с раскидистой кроной и слабой околюченностью. Листья мелкие . Плоды массой до 120 г., овальные, с шероховатой поверхностью оранжевого цвета с красными пятнами. Кожура средней толщины, плохо отделяется от мякоти. Мякоть кроваво-красная, сок красный. Плоды созревают поздно. Сорта- королек неаполитанский, королек грузинский, королек грушевидный.
Яффские апельсины получили свое название от палестинской провинции яффа. Деревья этих апельсинов сильнорослые. Плоды крупные,овальные. Кожура очень толстая, бугорчатая,легко отделяется от мякоти. Обьём мякоти в плоде невелик, но она отличается превосходным вкусом и ароматом, исключительной сочностью. Сорта- Беллади, Шамути, Холили, Валенсия.
1.3 Полезные свойства апельсина
Апельсины богаты полезными веществами и витаминами. В состав апельсинов входят витамины А, группы В,С,D и Р, а также железо, медь, калий, кальций, натрий, магний, фосфор, фтор, марганец и другие вещества, помогающие человеку сохранить и укрепить свое здоровье. Именно благодаря своему превосходству составу апельсины обладают широким набором полезных свойств.
Апельсины являются отличным целебным средством, помогающим организму справиться со многими болезнями. Применяются как в официальной, так и в народной медицине.
- апельсины способствуют повышению иммунитета, укреплению организма, улучшению обмена веществ.
- апельсины – прекрасные помощники в борьбе с вирусными инфекциями.
- полезны для лечения и профилактики авитаминозов.
- апельсины оказывают благотворное воздействие на желудочно - кишечный тракт, уменьшают гнилостные процессы в кишечнике.
- апельсины помогают справиться с запорами.
- помогают выводить из организма токсины и продукты обмена.
- апельсины полезны для эндокринной системы человека.
- отличное профилактическое средство заболеваний сердечно – сосудистой системы.
- способствует нормализации кровяного давления.
- употребление апельсинов способствует улучшению качества крови.
- апельсины способствуют снижению холестерина.
- оказывают благоприятное воздействие на нервную систему.
- помогают при усталости и упадке сил. Являются хорошим источником энергии.
- апельсины помогают справиться с заболеваниями полости рта.
- апельсины способствуют разрушению раковых клеток и помогают в борьбе с онкологическими заболеваниями.
- помогают в борьбе с избыточным весом.
- апельсины обладают омолаживающим эффектом.
1.4 Как выбрать апельсин?
Согласно стандартам плоды апельсина делят на две помологические группы. В первую входят пупочные апельсины корольки (плоды с красной мякотью), во вторую группу – все остальные сорта. Стандартные плоды должны быть свежими, чистыми, с гладкой или бугристой поверхностью. Диаметр плодов не должен быть меньше 50 мм. Механические повреждения и повреждения, вызванные вредителями, снижают качество плодов. Плоды с коричневой пятнистостью кожуры площадью более 2 см2 считают нестандартными.
При покупке плодов нужно обращать внимание на степень их зрелости. Основным признаком съемной зрелости апельсина является окраска кожуры плодов. У их плодов она должна быть светло – оранжевой или оранжевой. Самый лучший способ выбрать апельсин – это просто подержать его в руке. Если вы чувствуете его вес, то в нем много сока. Если у вас хорошее обоняние, а апельсины не холодные, понюхайте, оцените их аромат. Зрелые апельсины более душистые. Небольшие и средние плоды, как правило слаще, чем крупные. Апельсины переростки – рыхлые с суховатой мякотью посредственным вкусом.
1.5 Легенда : Как апельсины спасли Одессу от упадка.
Павел I не любил начинания Екатерины II по этой причине финансирование строительства Одессовского порта было прекращено. Узнав о любви императора к апельсинам, жители Одессы отправили ему в феврале в качестве презента 3000 греческих апельсинов, которые в то время в России были диковинным товаром. Благодаря этому через несколько месяцев Одесса получила 250000 на строительство порта.
2 сентября 2004 года в честь 210 летия города бал открыт в Одессе памятник апельсину, созданный скульптором Александром Токаревым. Скульптура диаметром около 12 м. представляет собой бронзовый апельсин, установленный на партаменте. Внутри него вместо одной из долек установлена статуя Павла I и тройка лошадей, впряженный в апельсин. ( см. Приложение 1)
Апельсины плавают!
Прочитала в интернете, что апельсины плавают и лично решила проверить это:
-подготовила две глубокие посуды с водой и два апельсина- в кожуре и без.
-отпустила апельсины в воду.
-апельсин без кожуры сразу утонул, а в кожуре – плавал! Почему?
( см. Приложение 2)
А потом я подумала и решила, что «апельсин в кожуре – как человек в спасательном круге», то есть это говорит о том, что в кожуре есть воздух.
В апельсине содержатся эфирные масла.
А вот еще один эксперимент с апельсином:
- возьмем свечку и зажжем её. ( см. Приложение 3)
- затем берем корочку от апельсина и зажимаем её так, чтоб брызги попали на огонь
- как только брызги попадают на огонь - маленький огонек на мгновение вспыхивает пламенем. ( см. Приложение 4)
И этот эксперимент говорит о том, что в апельсине содержатся эфирные масла, которые широко используются в кулинарии, косметологии и медицине.
2.3. Анкетирование
Я решила узнать знают ли мои одноклассники о пользе апельсина. Для этого я провела анкетирование : попросила детей ответить на несколько вопросов. В опросе участвовали 23 учащихся из моего класса.
По данным проведенной нами анкетированием было выявлено:
70% детей считают что апельсин полезный фрукт, только 20 % из них любят апельсин, и 10 % знают чо в них содержатся еще и эфирные масла кроме витаминов.
Заключение
Благодаря этой работе я узнала очень много полезной и интересной информации про апельсин. Я даже представить не могла, что в таком небольшом по размеру фрукте столько полезного! Он не только содержит в себе много витаминов, но и из-за своих сладких и ароматных качеств, спасает город. И этот фрукт для меня – герой! Ведь только героям устанавливают памятники.
Результатом своей научно – исследовательской деятельности я довольна. Цель – достигнута, все задачи выполнены.
Список использованных источников и литературы:
Бейкер Х.
Плодовые культуры: Пер. с анг./предис. Ф.А. Волкова. -2-е изд., Стереотип. –М:. Мир, 1990.-198с.,ил.
Плоды земли. Перевод с немец. И предисл. А.Н.Сладкова.-М.: Мир, 1979. 270с. С ил.(библиотечная серия)
Лаптев Ю.П. Л24 Растения от «А» до «Я».- М.: Колос, 1992. – 351 с.:ил.
Смирнов А.В. Мир растений: Рассказы о саксауле, селитрянке, баобабе, березах, кактусах, капусте, банксиях, молочаях и многих других широко цветных и редких цветковых растениях/ Худож. А. Колли. – М., Мол. гвардия, 1979.- 319 с. Ил. – (Эврика).
интернет ресурсы:
1)www.ayzdorov.ru
2) www.chudesalegko.ru
3)www. tvtravnik- apelsin.ru
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4